Требование: о взыскании долга по договору аренды
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
10 февраля 2017 г. |
Дело N А05-2444/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 06.02.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.08.2016 (судья Тюпин А.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2016 по делу N А05-2444/2016 (судьи Козлова С.В., Журавлев А.В., Чапаев И.А.),
установил:
Территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Вилегодское лесничество (местонахождение: 165694, Архангельская обл., Вилегодский р-н, п. Сорово, ул. Школьная, д. 2А; ОГРН 1072905000960; ИНН 2909002827; далее - Лесничество), обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "До-Ка" (местонахождение: 165651, Архангельская обл., г. Коряжма, ул. Набережная им. Н. Островского, д. 38; ОГРН 1072905000838; ИНН 2905009444; далее - Общество) о взыскании 596 881 руб. 05 коп. задолженности по арендной плате, в том числе в федеральный бюджет 351 106 руб. 50 коп., в областной бюджет 245 774 руб. 55 коп., за 2015 год и по сроку уплаты на 15.02.2016.
Определениями от 06.04.2016 и от 06.07.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (местонахождение: 163004, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; далее - Министерство) и Архангельский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" (местонахождение: 163062, г. Архангельск, ул. Никитова, д. 13; ОГРН 1157746215527, ИНН 7722319952; далее - Учреждение).
Решением от 09.08.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.10.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты полностью или в части и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, поскольку весь ежегодный объем древесины выбран и заготовлен арендатором, вывод судов о наличии препятствий в заготовке древесины со стороны арендодателя является необоснованным.
В возражениях на кассационную жалобу Общество считает доводы жалобы неправомерными и просит отказать в ее удовлетворении.
Стороны и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание своих представителей не направили, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами на основании материалов дела, 02.10.2009 правопредшественником Министерства - Департаментом лесного комплекса Архангельской области (арендодатель) и Обществом (арендатор) на основании протокола о результатах аукциона от 24.09.2009 N 7-09/2 заключен договор N 766 аренды лесного участка (далее - договор), по условиям которого арендатору для заготовки древесины в объемах согласно приложению 3 предоставлен в аренду лесной участок общей площадью 15 729 га, расположенный в Вилегодском лесничестве, Нижне-Лупьинского участкового лесничества Архангельской области. Срок действия названного договора со 02.10.2009 по 01.10.2058 (пункт 7.1 договора).
По акту приема-передачи от 02.10.2009 лесной участок принят арендатором в пользование. Государственная регистрация договора аренды произведена в установленном порядке 02.11.2009.
Согласно пункту 2.1 договора годовой размер арендной платы определен на основании протокола о результатах аукциона исходя из начальной цены аукциона и количества шагов аукциона в размере 1 578 700 руб.
Как установлено пунктом 2.3 договора годовой размер арендной платы определяется исходя из установленного ежегодного размера отпуска древесины на лесном участке и не зависит от фактического использования лесных ресурсов.
В силу пункта 2.4 договора арендная плата на новый календарный год рассчитывается арендодателем до 31 декабря текущего года в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации ставок платы, пунктами 2.1, 2.2, 2.3 договора аренды и фиксируется в протоколе согласования размера арендной платы и порядке ее внесения по форме приложения 4. Арендная плата вносится в следующие сроки: 15 февраля - 10%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 10%, 15 ноября - 10%, 15 декабря - 15%. При этом размеры подлежащих внесению платежей определяются в виде процента от суммы арендной платы за год.
Как установлено пунктом 2.5 договора, арендатор вносит арендную плату в сроки и в размере, определенном протоколом согласования размера и сроков внесения арендной платы (приложение 4) и представляет арендодателю в течение трех рабочих дней документы, подтверждающие произведенную оплату.
При изменении ставок платы за единицу объема древесины, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение календарного года, годовой размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема древесины; новый размер арендной платы в одностороннем порядке рассчитывается арендодателем и доводится до сведения арендатора (пункт 2.6 договора).
На основании раздела 2 договора размер арендной платы и сроки ее внесения на 2015 и 2016 годы были определены в протоколах согласования размера арендной платы и порядка ее внесения.
По факту невнесения арендатором арендной платы за 2015 год и по сроку платежа - 15 февраля 2016 года, истец направил в адрес Общества уведомление от 17.02.2016 о нарушении сроков внесения неналоговых платежей и неполных расчетах с бюджетом.
Поскольку арендная плата не была внесена, истец обратился в арбитражный суд Архангельской области с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказали в удовлетворении заявленных требований, указав на их необоснованность по праву.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, кассационная инстанция не усматривает оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
Как установлено статьями 307, 309, 310 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
В соответствии со статьей 614 ГК РФ и статьей 94 ЛК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату); размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды лесного участка.
Как установлено статьей 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
При этом невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком.
В соответствии пунктом 3 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337 (далее - Правила N 337), граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (пункт 5 Правил N 337).
Как следует из части 1 статьи 87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
В силу части 2 статьи 87 ЛК РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 названной статьи. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет. В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 ЛК РФ; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 ЛК РФ; требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
Согласно части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 (далее - Приказ), проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Статьей 89 ЛК РФ установлено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесной декларацией в соответствии с частью 1 статьи 26 ЛК РФ является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Согласно положениям части 2 статьи 26 ЛК РФ лесная декларация подается ежегодно в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду.
Из указанных выше нормативных положений следует, что осуществление арендатором деятельности на лесном участке возможно лишь при наличии принятой Лесничеством ежегодно подаваемой лесной декларации и при наличии и в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы.
Как установили суды, Обществом разработан проект освоения лесов со сроком действия 2011 - 2018 годы, который получил положительное заключение государственной экспертизы; 26.12.2014 в Лесничество была подана лесная декларация N 01-15/04 об использовании лесов в 2015 году, которая принята без замечаний.
Руководителем Лесничества 17.06.2015 издано распоряжение N 20р о прекращении действия лесной декларации, в котором указано, что в связи с вступлением в силу приказа Министерства от 22.05.2013 N 68 "О введении в действие материалов лесоустройства Вилегодского лесничества" и постановления Министерства от 22.11.2013 N 9-п "Об утверждении лесохозяйственного регламента ТО МПР и ЛК Архангельской области - Вилегодского лесничества" заканчивается срок действия проекта освоения лесов к договору аренды лесного участка от 02.10.2009 N 766 и прекращается с 17.06.2015 срок действия принятой лесной декларации от 26.12.2014 N 01-15/04 для использования лесов в целях заготовки древесины в 2015 году.
Общество 10.06.2015 обратилось в Министерство с заявкой о приведении договора аренды в соответствие с новым лесохозяйственным регламентом Лесничества. Письмом от 06.07.2015 Министерство ответило, что изменение договора аренды, заключенного по результатам торгов, в случае изменения количественных и качественных характеристик лесного участка возможно только по решению суда.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 09.09.2015 по делу N А05-7344/2015 распоряжение Лесничества от 17.06.2015 N 20р признано недействительным.
Общество 31.12.2015 подало в Лесничество лесную декларацию на 2016 год, в принятии которой распоряжением от 15.01.2016 N 2 отказано в связи с выявлением недостоверных сведений.
Арендатор, ссылаясь на это распоряжение, письмом от 01.04.2016 уведомил Министерство и Лесничество о приостановлении с 17.06.2015 платежей по договору аренды от 02.10.2009 N 766 до приведения договора в соответствие с требованиями действующего лесоустройства.
В дальнейшем распоряжение Лесничества от 15.01.2016 N 2 было обжаловано ответчиком в рамках дела N А05-1678/2016, в ходе которого Общество отказалось от иска в связи с заключением мирового соглашения по делу N А05-10023/2015 по иску Общества к Министерству о понуждении внесения изменений в договор аренды, связанных с изменением лесоустройства, что, по сути, и было причиной недостоверности указываемых арендатором в декларации сведений, и изменением арендной платы исходя из размера 74 руб. 20 коп. за 1 куб. м по сплошным рубкам и 31 руб. за 1 куб. м по выборочным рубкам, установленного решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.02.2015 по делу N А05-13063/2014.
Разработка и утверждение Министерством нового лесохозяйственного регламента Лесничества вызвали необходимость внесения изменений в договор аренды от 02.10.2009 N 766, разработки нового проекта освоения лесов без которого Обществу было отказано в приемке лесных деклараций, и, как следствие, арендатор был лишен возможности использовать арендованный лесной участок для целей заготовки древесины.
Кроме того, как указал суд первой инстанции, из представленных ответчиком в материалы дела платежных документов не установлено наличия задолженности по арендной плате за первое полугодие 2015 года.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь упомянутыми нормами лесного законодательства, а также исходя из того, что Общество не могло использовать лесной участок для указанных в договоре аренды целей в полном объеме по обстоятельствам, за которые оно не отвечало и возникновение которых было обусловлено действиями арендодателя, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Доводы подателя жалобы о том, что Общество заготовило весь объем древесины не нашли своего объективного подтверждения и правомерно отклонены судами.
Кроме того, как установлено пунктом 2.3 договора годовой размер арендной платы определяется исходя из установленного ежегодного размера отпуска древесины на лесном участке и не зависит от фактического использования лесных ресурсов.
В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2015 невозможность использования имущества по независящим от арендатора обстоятельствам освобождает его от обязательства вносить арендную плату.
Ввиду изложенного у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных Лесничеством требований.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.08.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2016 по делу N А05-2444/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.