Требование: о признании незаконными действий
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
10 февраля 2017 г. |
Дело N А66-782/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Ломакина С.А., Серовой В.К.,
при участии от Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области Вавиловой Е.Е. (доверенность от 10.01.2017 N 10), Пестовой А.С. (доверенность от 09.01.2017 N 1),
рассмотрев 09.02.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоТрест" на решение Арбитражного суда Тверской области от 14.07.2016 (судья Рощина С.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2016 (судьи Докшина А.Ю., Осокина Н.Н., Смирнов В.И.) по делу N А66-782/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоТрест", место нахождения: 440000, город Пенза, улица Максима Горького, дом 23, литера А, офис 1, ОГРН 1116952069794, ИНН 6950141402 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, место нахождения: 170028, город Тверь, проспект Победы, дом 53, ОГРН 1026900585942, ИНН 6905066785 (далее - Управление), о признании незаконными действий по отказу в открытии дела об установлении экономически обоснованного тарифа, выраженного в письме от 12.01.2016 N 13 по заявлению от 30.12.2015 N 103, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем открытия дела об установлении экономически обоснованного тарифа на основании заявления от 30.12.2015 N 103.
Решением от 14.07.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.10.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенные судебные акты и удовлетворить заявление.
Податель жалобы не согласен с выводом судов о том, что Управление вправе без открытия тарифного дела направить заявителю мотивированное уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии с указанием критериев, которым заявитель не соответствует, поскольку такое уведомление Управление может направить только после открытия тарифного дела. Кроме того, податель жалобы также считает ошибочным вывод судов о пропуске Обществом срока подачи заявки на установление тарифа на услуги по передаче электроэнергии, а также о неразмещении на сайте Управления информации об объемах потерь электроэнергии, так как в предшествующий период регулирования (2015 год) Общество не осуществляло регулируемую деятельность, то есть не оказывало услуги по передаче электроэнергии. Как полагает податель жалобы, суды неправомерно не приняли во внимание его довод о том, что представленный Обществом договор аренды содержит условие о сроке его действия, в том числе условие о его пролонгации.
В отзыве на кассационную жалобу Управление, ссылаясь на необоснованность приведенных в ней доводов, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители Управления возражали против удовлетворения кассационной жалобы, поддержали позицию, изложенную в отзыве на нее.
Общество надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 30.12.2015 обратилось в Управление с заявлением N 103 об утверждении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год, приложив комплект документов (том дела 1, листы 58, 59).
По результатам рассмотрения представленных материалов, Управление направило Обществу уведомление от 12.01.2016 N 13 об отсутствии оснований для установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом уведомлении Управление сообщило Обществу о том, что оно не соответствует пунктам 1 и 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 (далее - Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям), а потому основания для установления цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии Обществу на 2016 год отсутствуют (том дела 2, листы 36 - 38).
Посчитав действия Управления незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Обществу в удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии являются естественно-монопольной деятельностью, подлежащей ценовому регулированию, осуществляемому посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона N 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона N 35-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила N 1178).
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В пункте 2 Основ ценообразования отражены следующие понятия:
"период регулирования" - период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы);
"регулируемая деятельность" - деятельность в сфере электроэнергетики, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по ценам (тарифам), которые в соответствии с Законом N 35-ФЗ подлежат государственному регулированию;
"регулирующие органы" - Федеральная антимонопольная служба и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов;
"цены (тарифы)" - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии;
"ценообразование" - процесс расчета и установления регулируемых цен (тарифов), применяемых при расчетах за электрическую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
В пункте 7 Правил N 1178 установлено, что цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 1178 установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено этими Правилами.
Пунктом 63 Основ ценообразования предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Перечень случаев, в которых дело об установлении цены (тарифа) не открывается либо регулирующий орган отказывает в открытии дела об установлении цены (тарифа), приведены в пунктах 9, 9(1) Правил N 1178. Названным пунктам Правил N 1178 корреспондируют пункты 1 и 5 главы I Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов" (утвержден приказом Федеральной службы по тарифам от 28.03.2013 N 313-э).
По общему правилу тарифы для территориальных сетевых организаций устанавливаются регулирующими органами субъектов Российской Федерации посредством оценки представленных регулируемыми организациями до 1 мая года предшествующего очередному периоду регулирования предложений и обосновывающих их материалов (пункты 12, 17 Правил N 1178). Расчет тарифов и форма представления предложений должна соответствовать нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов.
Для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 названных Правил (пункт 18).
Таким образом, тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев (пункт 3 статьи 24 Закона N 35-ФЗ, пункт 63 Основ ценообразования, пункты 7, 8, 12, 17 Правил N 1178).
При этом в силу статьи 3 Закона N 35-ФЗ территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных названным Законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Полномочия Правительства Российской Федерации на установление указанных Критериев и порядка отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, в том числе исходя из технических характеристик таких объектов, количественных и (или) качественных показателей их деятельности закреплены в пункте 1 статьи 21 Закона N 35-ФЗ.
Согласно пункту 24 Правил N 1178 основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Пунктами 1 и 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что сетевая организация должна владеть на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА, а также линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными) не менее 2 уровней напряжения.
Во исполнение подпункта 13 пункта 17 Правил N 1178 Общество представило Управлению договор аренды электросетевого оборудования (с приложениями), заключенный менее одного года (до 30.12.2016). При этом Общество при обращении с заявлением в Управление не представило документы, подтверждающие суммарно установленную мощность силовых трансформаторных (МВА) подстанций (копии технических паспортов силовых трансформаторов, установленных на подстанциях). Иного Общество не доказало.
Таким образом, суды обоснованно признали правомерным указание Управлением в спорном уведомлении на несоответствие Общества требованиям названных Критериев (пункты 1 и 2) в части срока владения объектами электросетевого хозяйства не менее очередного расчетного периода регулирования.
Указанный вывод судов соответствует разъяснениям, приведенным в информационном письме Федеральной службы по тарифам N ЕП-7170/12, Министерства энергетики Российской Федерации N ВК-7135/09 от 26.06.2015 "О применении постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее - информационное письмо от 26.06.2015), в котором указано на то, что владение организацией объектами электросетевого хозяйства на основании договора аренды, заключенного на срок менее очередного периода регулирования с последующим продлением срока действия указанного договора приводит к несоответствию указанной организации критериям в части срока владения объектами электросетевого хозяйства, поскольку период регулирования в соответствии с Основами ценообразования, составляет период не менее 12 месяцев (ответ на вопрос 13).
В информационном письме Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 26.04.2016 N 01-13-635/16-0-0 "Об аренде объектов электросетевого хозяйства" также обращено внимание на то, что при рассмотрении вопроса о соответствии юридического лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, требованиям указанных Критериев представленные в соответствии с подпунктом 13 пункта 17 Правил N 1178 договоры аренды, заключенные на срок меньший, чем срок очередного расчетного периода регулирования (для соответствующего юридического лица), и не прошедшие в установленном порядке процедуру государственной регистрации, не будут учитываться в качестве документов, подтверждающих владение объектами, указанными в пунктах 1 и 2 Критериев.
Кроме того, правомерность действий Управления в части направления уведомления от 12.01.2016 N 13 с указанием на несоответствие Общества пунктам 1 и 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям в связи с неподтверждением им законных прав владения объектами на весь период регулирования (12 месяцев) подтверждена Федеральной антимонопольной службой в письме от 13.04.2016 N 0716/1-101689 (том дела 2, лист 111).
Приведенный в кассационной жалобе довод Общества о том, что Управление не вправе без открытия тарифного дела направить заявителю мотивированное уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии с указанием критериев, которым заявитель не соответствует, надлежаще оценен судебными инстанциями и обоснованно отклонен.
Как указано в пункте 8 Правил N 1178, установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено этими Правилами.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела иное предусмотрено пунктом 24 Правил N 1178. О возможности анализа на предмет соответствия заявителя Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям после принятия соответствующего заявления без открытия дела также обращено внимание в информационном письме от 26.06.2015 (ответ на вопрос 4).
Кроме того, в соответствии с пунктом 30(1) Правил N 1178 орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов ежегодно, до 1 ноября года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, опубликовывает на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о территориальных сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, а также о территориальных сетевых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем расчетном периоде регулирования, в отношении которых не устанавливаются (не пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, с указанием полного и сокращенного (при наличии) наименования и организационно-правовой формы организации, идентификационного номера налогоплательщика (кода причины постановки на учет), адреса официального сайта организации в сети Интернет и выделенного организацией абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению.
Согласно пункту 31 Правил N 1178 решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.
Как установили суды и не отрицается Обществом, последнее обратилось в Управление с заявлением и обосновывающими материалами только 30.12.2015, то есть после опубликования информации о территориальных сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии, и утверждения 29.12.2015 на заседании правления Управления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые на территории Тверской области потребителям в 2016 году.
При этом суды обоснованно отклонили повторно приведенный в кассационной жалобе довод Общества о том, что оно не относилось к организациям, в отношении которых ранее осуществлялось государственное регулирование тарифов и для которых пунктом 18 Правил N 1178 определен специальный порядок установления тарифов.
Как правильно установили суды, указанный довод противоречит фактическим обстоятельствам настоящего дела (осуществление Обществом деятельности в качестве территориальной сетевой организации в 2012-2013 годах) и содержанию заявления самого Общества, в котором изложена его просьба об изъятии излишне полученной им в предыдущих периодах регулирования выручки.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, кассационная инстанция находит обоснованным вывод судов о том, что у Управления отсутствовали правовые основания для открытия дела и принятия решения об утверждении тарифа на передачу электрической энергии по электрическим сетям Общества.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14.07.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2016 по делу N А66-782/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоТрест" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.