Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2017 г. N Ф07-13024/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконными действий
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
17 октября 2016 г. |
Дело N А66-782/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 октября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоТрест" Одынец М.С. по доверенности от 18.08.2016, от Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области Пестовой А.С. по доверенности от 11.01.2016 N 04, Вавиловой Е.Е. по доверенности от 19.01.2016 N 10,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоТрест" на решение Арбитражного суда Тверской области от 14 июля 2016 года по делу N А66-782/2016 (судья Рощина С.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоТрест" (место нахождения: 117292, город Москва, улица Профсоюзная, дом 26/44, помещение II, комната 1; ИНН 6950141402, ОГРН 1116952069794; далее - ООО "ЭнергоТрест", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (место нахождения: 170028, город Тверь, проспект Победы, дом 53; ИНН 6905066785, ОГРН 1026900585942; далее - управление, РЭК, комиссия) о признании незаконными действий по отказу в открытии дела об установлении экономически обоснованного тарифа, выраженного в письме от 12.01.2016 N 13 по заявлению от 30.12.2015 N 103, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем открытия дела об установлении экономически обоснованного тарифа по заявлению от 30.12.2015 N 103.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 14 июля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ЭнергоТрест" с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Считает необоснованным вывод суда о том, что РЭК, установив, что общество не соответствует предъявляемым критериям, вправе без открытия тарифного дела направить обратившемуся лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии с указанием критериев, которым оно не соответствует. Ссылается на то, что перечень случаев, в которых дело об установлении цены (тарифа) не открывается, приведен в пунктах 9 и 9(1) Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178), а также в пункте 5 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 28.03.2013 N 313-э, и является исчерпывающим. В связи с этим, по мнению общества, РЭК должно было принять к рассмотрению обращение общества, открыть тарифное дело и только после этого анализировать представленные документы на соответствие критериям.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Управление в отзыве и его представители в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы отклонили, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав пояснения представителей общества и управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в комиссию с заявлением от 30.12.2015 N 103 об утверждении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год. Заявление получено РЭК 30.12.2015 (том 1, лист 58).
Уведомлением об отсутствии оснований для установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии от 12.01.2016 N 13 комиссия сообщила обществу о том, что, поскольку заявитель не соответствует критериям N 1 и 2 отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, основания для установления цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год отсутствуют (том 2, листы 36 - 38).
Не согласившись с отказом комиссии в установлении тарифа без открытия тарифного дела, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований общества.
Апелляционная инстанция согласна с таким выводом суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии со статьями 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии являются естественно-монопольной деятельностью, подлежащей ценовому регулированию, осуществляемому посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования N 1178) и Правила N 1178.
Пунктом 63 Основ ценообразования N 1178 предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Согласно пункту 12 Правил N 1178 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Перечень документов, которые необходимо представить с указанным заявлением, установлен в пункте 17 Правил N 1178, в котором в том числе указаны документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты) (подпункт 13).
Как правильно отметил суд первой инстанции, положения пункта 18 Правил N 1178 в части порядка представления заявки, не могут быть распространены на заявителя, поскольку ему ранее устанавливался тариф на передачу электроэнергии на 2012 и 2013 годы. Более того, в представленной заявке общество просит изъять излишне полученную в предыдущих периодах регулирования выручку. Следовательно, указанную организацию нельзя считать ранее не осуществлявшей регулируемых видов деятельности.
В силу пункта 20 Правил N 1178 предложения, предусмотренные пунктом 12 Правил, регистрируются регулирующим органом в день получения с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени получения и помечаются специальным штампом. Регулирующий орган в течение 14 дней с даты регистрации проводит анализ указанных предложений и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении цен (тарифов) (в случае открытия дела) с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу.
В соответствии с пунктом 22 Правил N 1178 регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев.
Согласно пункту 23 Правил N 1178 экспертное заключение, помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций, должно содержать в том числе анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее - критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям) (подпункт 8).
В случае, указанном в абзаце первом пункта 24 Правил N 1178, соответствие юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основании результатов проверки его хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие расчетные периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии.
К утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям относится владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА (пункт 1 названных критериев).
В рассматриваемой ситуации обществу направлено уведомление от 12.01.2016 N 13 об отсутствии оснований для установления цены "тарифа" на услуги по передаче электрической энергии, в котором отражено, что обществом в сводном прогнозном балансе не учтен объем потерь электрической энергии; представленный договор аренды объектов электросетевого хозяйства от 29.12.2015 N А-Р-2015/1 не подтверждает осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности полные 12 месяцев 2016 года (до 31.12.2016); кроме того, в материалы дела не представлены документы, подтверждающие суммарно установленную мощность силовых трансформаторных (МВА) подстанций, не представлены копии технических паспортов силовых трансформаторов, установленных на подстанциях.
Основанием для отказа в установлении индивидуальной цены (тарифа) на 2016 год на услуги по передаче электрической энергии послужило несоответствие общества критериям N 1 и 2 отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. Данное основание отражено в уведомлении от 12.01.2016 N 13 (не подтверждение владения имуществом весь регулируемый период и не подтверждение суммарной мощности трансформаторов).
В подтверждение факта владения на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, обществом представлен договор аренды объектов электросетевого хозяйства от 29.12.2015 N А-Р-2015/1, согласно пункту 2.2. которого, объекты электросетевого хозяйства предоставляются в аренду на срок 365 календарных дней, со дня фактической передачи объектов.
Актом приема-передачи от 29.12.2015 установлено, что объекты передаются на срок 365 дней с 01.01.2016. Количество дней в 2016 году соответствует 366 дням. Полагая, что поскольку договор заключен и действует до 30.12.2016 включительно, то есть не весь год, комиссия посчитала общество не соответствующим установленным критериям.
С учетом положений пункта 5 статьи 23 Закон N 35-ФЗ, пункта 7 Правил, согласно которым цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев, очередным расчетным периодом регулирования по общим правилам является период с 1 января по 31 декабря 2016 года.
Как обоснованно указал суд в обжалуемом решении, учитывая неопределенность условия договора аренды о сроке аренды объектов электросетевого хозяйства, отсутствуют основания для выводов о том, что общество подтвердило права владения такими объектами на срок не менее расчетного периода регулирования.
В подтверждение суммарной мощности трансформаторов представлено приложение 1 к договору аренды, где суммарная мощность трансформаторов составила более 10 МВА.
Общество обратилось в комиссию с соответствующим заявлением только 30.12.2015, когда на заседании правления РЭК 29.12.2015 уже были утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые на территории Тверской области потребителям на 2016 год.
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, общество обратилось с соответствующим заявлением в орган регулирования с нарушением установленного срока.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России на 2016 год, утвержденном приказом Федеральной антимонопольной службы от 30.11.2015 N 1184/15 объем потерь электрической энергии, размещенном на сайте РЭК общества, отсутствует.
Довод подателя жалобы о том, что комиссия не могла направить в его адрес уведомление об отсутствии оснований для установления цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, а должна была изначально открыть тарифное дело и только потом проверять общество на соответствие критериям, получил надлежащую правовую оценку в обжалуемом решении суда, в связи с этим подлежит отклонению апелляционной инстанцией.
Так, в соответствии с пунктом 24 Правил N 1178 в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).
Основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
В связи с вышеизложенным, установив, что общество не соответствует предъявляемым критериям, регулирующий орган вправе без открытия тарифного дела направить обратившемуся лицу мотивированное уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии с указанием критериев, которым заявитель не соответствует.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявленные требования общества не подлежат удовлетворению.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб. относятся на подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14 июля 2016 года по делу N А66-782/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоТрест" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-782/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2017 г. N Ф07-13024/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЭНЕРГОТРЕСТ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ" ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ "Региональная энергетическая комиссия"