Требование: о признании незаконным акта органа власти по договору аренды в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
14 февраля 2017 г. |
Дело N А56-1214/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М. и Сергеевой И.В,
при участии от садоводческого некоммерческого партнерства "Дубок" Нечаева Г.В. (доверенность от 07.02.2017), от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Арахамия Н.О. (доверенность от 26.12.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.05.2015 (судья Герасимова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2016 (судьи Горбик В.М., Полубехина Н.С., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-1214/2016,
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Дубок" (место нахождения: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, масс. Бернгардовка, ОГРН 1024700565537, ИНН 4703067824; далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624; далее - Управление) об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 17.06.2015 N 5597/1.6-08, изложенного в сообщении от 21.08.2015 N12/051/2015-5843, и обязании Управления осуществить государственную регистрацию указанного договора аренды.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (место нахождения: 188640, Ленинградская обл., г. Всеволожск, ул. Героев, д. 12; далее - Администрация города) и администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., р-н Всеволожский, г. Всеволожск, ш. Колтушское, д. 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее - Администрация района).
Решением суда первой инстанции от 09.05.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.08.2016, требования Товарищества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые решение и постановление отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Товарищества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации Всеволожского района от 25.03.2015 N 981 Товарищество (арендатор) и Администрация района (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка от 17.06.2015 N 5597/1.6-08 (далее - договор аренды).
В соответствии с условиями договора аренды арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 7900 кв. м, с кадастровым номером 47:07:1311001:129, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, массив "Бернгардовка".
Согласно пункту 2.1 договора аренды срок аренды участка устанавливается с 01.04.2015 по 31.03.2020. Договор аренды вступает в силу с даты его государственной регистрации.
Товарищество обратилось в Управление с заявлением от 07.07.2015 о государственной регистрации договора аренды. Сообщением от 21.08.2015 N 1052015-5843 Управление отказало в государственной регистрации договора аренды. В обоснование отказа указано, что администрация Всеволожского района, выдавшая правоустанавливающие документы на земельный участок, не уполномочена распоряжаться правом на данный объект недвижимости, поскольку полномочия по распоряжению земельным участком в силу закона возложены на Администрацию города.
Заявитель направил обращение о заключении договора аренды земельного участка в Администрацию города, которая в ответе от 20.11.2015 N 2614/0106 сообщила, что полномочиями по заключению договора аренды земельного участка обладает Администрация района.
Полагая, что решение об отказе в государственной регистрации договора аренды не соответствует закону и нарушают права и законные интересы Товарищества, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Товарищества, признав, что Администрация района была уполномочена заключать договор аренды.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В качестве правового обоснования для отказа в государственной регистрации договора аренды Управление сослалось на пункт 3 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в спорный период), согласно которому полномочия по распоряжению земельным участком, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Между тем согласно пункту 16 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом местного самоуправления муниципального района принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка, который расположен в границах этого муниципального района и государственная собственность на который не разграничена, либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял данное решение либо разместил или опубликовал указанное извещение, независимо от наличия утвержденных правил землепользования и застройки поселения, в границах которого расположен такой земельный участок.
Суды первой и апелляционной инстанций установили и материалами дела подтверждается, что согласно протоколу заседания межведомственной земельной комиссии муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 27.04.2011 N 16, утвержденному постановлением администрации Всеволожского района от 18.05.2011 N 1043, принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта - на земельном участке общей площадью 7900 кв. м с кадастровым номером 47:07:1311001:129, расположенном по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, массив "Бернгардовка", переданным Товариществу по договору аренды.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали, что у Администрации района имелись полномочия по предоставлению указанного земельного участка в аренду. Следовательно, отказ Управления в осуществлении государственной регистрации договора аренды, по основаниям изложенным в сообщении от 21.08.2015 N 1052015-5843, является незаконным.
В кассационной жалобе Управление ссылается на то, что отказ в государственной регистрации необоснованно признан незаконным, поскольку государственным регистратором не могли быть учтены все обстоятельства, связанные с заключением договора аренды, так как ему не были представлены документы, подтверждающие ранее произведенное Администрацией района предварительное согласование места размещения объекта.
Между тем в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.07.1998 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация могла быть приостановлена Управлением при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации. В данном случае причины, препятствующие государственной регистрации, могли быть устранены заявителем.
Учитывая изложенное, заявление удовлетворено правильно, основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.05.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2016 по делу N А56-1214/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.