24 января 2017 г. |
Дело N А56-8957/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кустова А.А., Пастуховой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западная сетевая компания" Ильина А.Ю. (доверенность от 02.09.2016), от Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Тотока В.А. (доверенность от 30.12.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западная сетевая компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2016 (судья Селезнева О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016 (судьи Толкунов В.М., Зотеева Л.В., Семенова А.Б.) по делу N А56-8957/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западная сетевая компания", место нахождения: 198095, Санкт-Петербург, ул. Розенштейна, д. 21, ОГРН 1127847665120, ИНН 7839472279 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Комитету по тарифам правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет) с заявлением о признании незаконным решения Комитета, оформленного письмом от 12.01.2016 N 01-14-4995/15-1-0, о возврате Обществу заявления и приложенных к нему расчетных и обосновывающих материалов и отказе в открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Общества на территории Санкт-Петербурга на 2016 - 2020 годы;
- об обязании Комитета в течение 5 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу открыть в отношении Общества дело об установлении вышеуказанных тарифов и в установленном порядке рассмотреть заявление Общества от 13.11.2015 N 157 и представленные к нему документы и материалы (с учетом уточнения заявления).
Решением от 26.05.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.09.2016, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 26.05.2016 и постановление от 12.09.2016 и принять новый судебный акт по делу, которым удовлетворить заявление.
По мнению подателя жалобы, вывод Комитета о несоответствии расчета валовой выручки составу имущества, предполагаемого для использования при оказании Обществом услуг по передаче электрической энергии на территории Санкт-Петербурга в 2016 - 2020 годах может быть сделан Комитетом только после открытия дела об установлении Обществу тарифов по результатам проведенной регулирующим органом экспертизы. Комитет не указал, в чем конкретно выразилось названное несоответствие валовой выручки, не запросил у Общества дополнительные материалы. Суды не учли, что действующее законодательство в области регулирования тарифов не содержит запрета на повторное представление организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, заявлений об установлении тарифов, в том числе за пределами сроков, установленных пунктом 12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов в электроэнергетике), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов в электроэнергетике)" (далее - Правила регулирования), а также запрета на внесение изменений в решение, принятое и опубликованное на официальном сайте регулирующего органа в сети Интернет.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Комитета возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, письмом от 29.04.2015 N 69 Общество направило в адрес Комитета заявление для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Общества на территории Санкт-Петербурга на 2016-2020 годы.
Комитет письмом от 13.05.2015 N 01-14-1914/15-0-1 известил Общество об открытии дела об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Письмом от 13.10.2015 N 1-14-3964/15-0-0 Комитет уведомил Общество об отсутствии оснований для установления тарифов ввиду несоответствия Общества Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 и прекращении рассмотрения дела об установлении тарифов, возвращении заявления и приложенных к нему расчетных и обосновывающих материалов.
На официальном сайте Комитета 30.10.2015 была опубликована информация о территориальных сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на территории Санкт-Петербурга на 2016 год, а также о территориальных сетевых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем расчетном периоде, в отношении которых на 2016 год такие цены (тарифы) не устанавливаются (не пересматриваются).
Общество 13.11.2015 после размещения Комитетом перечня и после предельной даты (до 01.11.2015), установленной пунктом 30.1 Правил регулирования, повторно обратилось в Комитет с заявлением об установлении тарифов на 2016-2020 годы. В подтверждение права владения силовыми трансформаторами к заявлению были приложены договоры аренды электросетевого оборудования, заключенные после принятия Комитетом решения о несоответствии Общества критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Комитет после получения соответствующих разъяснений Федеральной антимонопольной службы России от 18.12.2-15 довел их до сведения заявителя и письмом от 12.01.2016 N 01-14-4995/15-1-0 возвратил Обществу заявление с расчетными и обосновывающими материалами.
В обоснование возврата заявления Комитет указал, что в соответствии с действующим законодательством внесение изменений в принятое решение регулирующего органа, опубликованное на его официальном сайте в сети Интернет, не предусмотрено. К тому же в заявлении приведен расчет необходимой валовой выручки на оказание услуг по передаче электрической энергии, аналогичный расчету, представленному 30.04.2015, в то время как состав имущества, предполагаемого для использования при осуществлении регулируемой деятельности, значительно изменился, что подтверждается приложенными письмом Общества о приобретении нескольких силовых трансформаторов.
Не согласившись с решением Комитета, оформленным письмом от 12.01.2016 N 01-14-4995/15-1-0, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания незаконным решения государственных органов является наличие одновременно двух условий: его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами регулирования.
Согласно пункту 24 Правил регулирования основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В силу пункта 12 Правил регулирования организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней) с приложением обосновывающих материалов.
В соответствии с пунктом 30(1) названных правил регулирующий орган ежегодно, до 1 ноября года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, принимает решение и опубликовывает на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о территориальных сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, а также о территориальных сетевых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем расчетном периоде регулирования, в отношении которых не устанавливаются (не пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством внесение изменений в принятое решение регулирующего органа, опубликованное на его официальном сайте в сети Интернет, не предусмотрено.
Из материалов дела следует, что письмом от 13.10.2015 N 1-14-3964/15-0-0 Комитет уведомил Общество об отсутствии оснований для установления тарифов ввиду несоответствия Общества Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 (далее - Критерии) и прекращении рассмотрения дела об установлении тарифов, возвращении заявления и приложенных к нему расчетных и обосновывающих материалов.
На официальном сайте Комитета 30.10.2015 была опубликована информация о территориальных сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на территории Санкт-Петербурга на 2016 год, а также о территориальных сетевых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем расчетном периоде, в отношении которых на 2016 год такие цены (тарифы) не устанавливаются (не пересматриваются).
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что после официального опубликования информации о территориальных сетевых организациях, в отношении которых не устанавливаются (не пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на территории Санкт-Петербурга на 2016 год, основания для установления цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Общества на территории Санкт-Петербурга на 2016 год отсутствуют.
При этом апелляционный суд обоснованно отметил, что Общество не относилось к организациям, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов и для которых пунктом 18 Правил регулирования определен специальный порядок установления тарифов.
Кроме того, апелляционный суд правомерно указал, что заявление об установлении тарифа и обосновывающие материалы должны соответствовать, в том числе, требованиям пункта 17 Правил регулирования, подпунктом 8 которого установлено, что в состав обосновывающих документов, прилагаемых к заявлению, входит в числе прочего расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных.
Однако в представленном Обществом заявлении об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии приведен расчет необходимой валовой выручки, аналогичный расчету, указанному в заявлении от 29.04.2015, при том, что состав имущества, предполагаемого для использования при оказании Обществом услуг по передаче электроэнергии на территории Санкт-Петербурга на 2016 год согласно представленным обосновывающим документам изменился.
При таких обстоятельствах решение Комитета о возвращении Обществу заявления об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Общества на территории Санкт-Петербурга на 2016 и 2020 годы и приложенных к нему обосновывающих документов соответствует действующему законодательству и основания для удовлетворения заявления Общества отсутствуют.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016 по делу N А56-8957/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западная сетевая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.