Требование: о признании незаконным бездействия, об установлении платы в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
20 февраля 2017 г. |
Дело N А05-2606/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Боглачевой Е.В., Кустова А.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" в лице обособленного подразделения "Архангельский" Пантюшиной М.А. (доверенность от 09.01.2017 N 68/17), от Администрации Мирного Езопихиной А.В. (доверенность от 17.02.2017), от Министерства обороны Российской Федерации Горшкова А.Г. (доверенность от 22.12.2016 N 212/1/308),
рассмотрев 20.02.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Мирного на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.07.2016 (судья Хромцов В.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2016 (судьи Докшина А.Ю., Осокина Н.Н., Смирнов В.И.) по делу N А05-2606/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" в лице обособленного подразделения "Архангельский", место нахождения: 119021, Москва, проспект Комсомольский, дом 18, строение 3, ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Городскому Совету депутатов Мирного, место нахождения: 164170, Архангельская область, Мирный, улица Ленина, дом 33, ОГРН 1022901469436, ИНН 2920008727, (далее - Совет депутатов), и к администрации Мирного, место нахождение: 164170, Архангельская область, Мирный, улица Ленина, дом 33, ОГРН 1022901468116, ИНН 2925001316, (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе от установления экономически обоснованного размера платы за содержание жилых помещений государственного жилищного фонда, находящегося в управлении общества по договору управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации от 27.07.2015 N 2-УЖФ-02 в отношении жилых домов N 2, 4, 6 по улице Космонавтов в городе Мирном, а также о возложении на Совет депутатов и Администрацию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возложения на них обязанности принять решение об установлении экономически обоснованного размера платы за содержание жилых помещений государственного жилищного фонда, находящегося в управлении Общества по договору управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации от 27.07.2015 N 2-УЖФ-02 в отношении жилого дома N 2 по улице Космонавтов в городе Мирном с 03.08.2015 и в отношении жилых домов N 4, 6 по улице Космонавтов в городе Мирном с 26.10.2015 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
К участью в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство).
Решением суда от 05.05.2016 заявленные требования удовлетворены частично: суд признал незаконным бездействие администрации, выразившееся в отказе от установления экономически обоснованного размера платы за содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда для нанимателей жилых помещений, проживающих в жилых домах, расположенных в городе Мирном Архангельской области по адресам: 2-ой Микрорайон, улица Космонавтов, дома N 2, 4, 6, находящихся в управлении Управления жилищным фондом по договору управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 27.07.2015 N 2-УЖФ-02; на Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем совершения действий, направленных на установление экономически обоснованного размера платы за содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда для нанимателей жилых помещений, проживающих в жилом доме, расположенном в городе Мирном Архангельской области по адресу: 2-ой Микрорайон, улица Космонавтов, дом N 2 с 03.08.2015 и для нанимателей жилых помещений, проживающих в жилых домах, расположенных в городе Мирном Архангельской области по адресу: 2-ой Микрорайон, улица Космонавтов, дома N 4, 6 с 26.10.2015, находящихся в управлении истца по договору управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 27.07.2015 N 2-УЖФ-02. В удовлетворении остальной части требований Общества отказано. С Администрации взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 10.10.2016 решение суда от 11.07.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и вынести новое решение. Податель жалобы считает, что договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации от 30.06.2015 N 2-УЖФ-02 заключен в нарушении нормативно правовых норм в области жилищного законодательства. Администрация указывает, что установление размера платы за жилое помещение возможно лишь в двух случаях: по результатам проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом; органами публичной власти в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Кроме того, Администрация не согласна со взысканием с нее судебных расходов.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Общества и Министерства просили оставить судебные акты без изменения.
Ответчик Совет депутатов о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Судебными инстанциями на основании материалов дела установлено, что между Обществом и Министерством заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации 27.07.2015 N 2-УЖФ-02 (далее - Договор) с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества и ремонта в жилищном фонде, закрепленном за Вооруженными силами Российской Федерации (далее - жилищный фонд), а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в данном жилищном фонде.
В перечень объектов жилищного фонда, переданных в управление истца, включены многоквартирные дома, расположенные в городе Мирном Архангельской области по адресам: 2-ой Микрорайон, улица Космонавтов, дома N 2, 4, 6.
На основании пункта 3.1.6 Договора Общество обязалось принимать от нанимателей плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, плату за пользование жилым помещением (плату за наем), а также плату за управление жилищным фондом, коммунальные и другие услуги в соответствии с техническими соглашениями, заключаемыми в рамках договора.
В соответствии с пунктом 4.1.1 Договора Общество обязалось осуществлять расчеты и сбор платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на основании приложения 2-10 к договору.
Истец 20.11.2015 обратился к Главе администрации муниципального образования "Мирный" с письмом N 0198, в котором просил установить дифференцированно для каждого из указанных домов размер платы за содержание жилого помещения для проживающих в них нанимателей, с приложением необходимых материалов и калькуляции (расчетов) в отношении названных многоквартирных жилых домов.
Глава администрации муниципального образования "Мирный" 26.11.2015 направил указанное обращение истца в Администрацию для принятия решения и подготовки ответа с одновременным уведомлением об этом заявителя.
Письмом от 21.12.2015 N 0524-5426 Администрация отказала Обществу в установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах государственного жилищного фонда, расположенных на территории города Мирного, с указанием на то, что у Администрации отсутствуют законные основания для установления размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в домах жилищного фонда, закрепленного за Министерством.
Посчитав, что ответчиками совершено оспариваемое бездействие, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования, признав незаконным оспариваемое бездействие Администрации и отказав в удовлетворении требований Общества, предъявленных к Совету депутатов.
Апелляционная инстанция оставила решение суда без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Аналогичные нормы содержит пункт 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Обязанность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивать защиту права и законных интересов граждан, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда, установлена в статье 2 ЖК РФ.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского округа.
Пунктом 3 статьи 156 ЖК РФ определено, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
В случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ управления многоквартирным, домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливают исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (пункт 4 статьи 158 ЖК РФ).
Статьей 154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, исследовав спорные правоотношения сторон, в том числе Устав муниципального образования "Мирный", суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда возложена законом на органы местного самоуправления, а в рамках настоящего дела на Администрацию.
Принадлежность жилого фонда Министерству не исключает его статус как государственного жилого фонда и обязанность Администрации совершить требуемые Обществом действия.
Довод Администрации о неправомерном возложении на нее компенсации Обществу судебных расходов был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получил надлежащую правовую оценку и подлежит отклонению судом кассационной инстанции как несостоятельный, поскольку освобождение Администрации от уплаты государственной пошлины не освобождает ее от компенсации понесенных истцом судебных расходов.
Доводы подателя жалобы не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств (обстоятельств, выводов судов) и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.07.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2016 по делу N А05-2606/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Мирного - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.