Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
20 февраля 2017 г. |
Дело N А42-10188/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.02.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.02.2017.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Асмыковича А.В., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 16.02.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Молочный завод" город Североморск на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.07.2016 (судья Карачева А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2016 (судьи Толкунов В.М., Протас Н.И., Сомова Е.А.) по делу N А42-10188/2015,
установил:
Открытое акционерное общество "Молочный завод" город Североморск, место нахождения: 184606, Мурманская область, город Североморск, Мурманское шоссе, д. 3, ОГРН 1025100713450, ИНН 5110310220 (далее -Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области, место нахождения: 183038, город Мурманск, улица Коммуны, дом 7, ОГРН 1055100189605, ИНН 5190135362 (далее - Управление), о признании недействительными предписания от 09.11.2015 N 814/15 в части пунктов 1 - 7, 11, 12, а также предписаний от 09.11.2015 N 814/15-01 и N 814/15-02 в полном объеме.
Решением суда первой инстанции от 01.07.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.10.2016, требования Общества удовлетворены частично, признаны недействительными пункты 1, 4, 5 (в части обязания приготовления заквасок, в том числе контроль за стерильностью молока, используемого для приготовления заквасок, осуществлять в строгом соответствии с технологической документацией) и 11 предписания от 09.11.2015 N 814/15, предписание от 09.11.2015 N 814/15-01 признано недействительным полностью. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить в части отказа в признании недействительными пункты 6, 7 и 12 (в части пролонгирования сроков годности на "Йогурты") предписания от 09.11.2015 N 814/15.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в соответствии с утвержденным ежегодным планом проверок на 2015 год, на основании распоряжения от 18.09.2015 N 814/15 Управление с привлечением экспертов ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" (далее - экспертная организация) в период с 12.10.2015 по 09.11.2015 в отношении Общества была проведена плановая документарная и выездная проверка.
В ходе проверки проведены, в том числе, следующие мероприятия:
- должностным лицом Управления с участием представителя Общества и двух понятых произведен осмотр принадлежащих заявителю помещений по адресу город Североморск, Мурманское шоссе, дом 3. Результаты осмотра зафиксированы в соответствующем протоколе от 19.10.2015;
- представителем экспертной организации 22.10.2015 в присутствии представителей заявителя проведена проверка документации по организации и проведению производственного контроля Общества, проверка полноты прохождения медицинских осмотров работниками Общества, по результатам которой составлен акт санитарно-эпидемиологического обследования от 29.10.2015 N 104-1;
- представителем экспертной организации проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза по установлению соответствия (несоответствия) требованиям действующего законодательства в сфере технического регулирования и санитарно-эпидемиологического благополучия населения проектной, технологической и иной документации Общества, по результатам которой составлено экспертное заключение от 02.11.2015 N 03/1-07-35-3419.
В ходе проверки деятельности Общества Управлением выявлены следующие нарушения:
- принята декларация о соответствии продукции - сыворотка молочная пастеризованная без проведения испытаний по органолептическим показателям (внешний вид, консистенция, вкус и запах, цвет), в нарушение требований части 3 статьи 23 ТР ТС 021/2011 и приложения N 3 к ТР ТС 033/2013;
- для исследования продукции по микробиологическим показателями, в том числе при отборе проб, используется документация, которая не входит в Перечень стандартов, а именно: ГОСТ 10444.11-89 и ГОСТ 10444.12-88, действие которых прекращено, заменены на ГОСТ 10444.11-2012 и ГОСТ 10444.12-2013 (соответственно) - в нарушение требований пунктов 97, 98 раздела XIII ТР ТС 033/2013, статьи 20 ТР ТС 021/2011, абзаца 3 пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ);
- в нарушение требований пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), пункта 1 части 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" (далее - ТР ТС 022/2011) на потребительской упаковке соков фруктовых "Юна" содержится недостоверная информация о сроках годности их хранения после вскрытия упаковки - не более суток, вырабатываемых по разработанным ТУ 9163-008-00430752-15 "Соки фруктовые восстановленные. ТУ", поскольку работы по обоснованию данного срока годности Обществом не проводились;
- при постановке на производство продукции - йогурт с фруктово-ягодным наполнителем "Клубника" не подтверждены пролонгированные сроки годности - не более 14 суток при температуре 4+-2 °C, в нарушение требований пункта 2.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", утвержденных Главным государственным врачом РФ 21.05.2003 (далее - СанПиН 2.3.2.1324-03);
- в нарушение требований частей 1, 4 статьи 17, пункта 7 части 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011 для транспортировки молока и молочной продукции используются автофургоны с изотермическим кузовом, которые не имеют устройств для принудительного создания определенной температуры;
- для производства заквасок на чистых культурах молоко для производства заквасок стерилизуется в бидонах и бутылках, вместимостью 500 мл, вместе с тем, контроль на стерильность в соответствии с требованиями пункта 7.2.2 Технологической инструкции по приготовлению и применению заквасок и бактериальных концентратов для кисломолочных продуктов на предприятиях молочной промышленности (далее - Технологическая инструкция) не осуществляется, что является нарушением абзаца 2 пункта 41 ТР ТС 033/2013;
- в общей морозильной камере хранятся сухие и пересадочные закваски с истекшим сроком годности, в нарушение требований части 7 статьи 17, подпунктов 1, 7 части 3 статьи 10, пункт 3 статьи 18 ТР ТС 021/2011, пункта 3.5.1 Технологической инструкции;
- в нарушение требований части 2 статьи 10 ТР ТС 021/2011 Обществом не обеспечена разработка, внедрение и поддержание процедур, основанных на принципах ХАССП, в полном объеме, поскольку разработанная система управления качеством и безопасностью выпускаемой продукции, основанная на принципах ХАССП не обеспечивает надлежащий контроль за сроками годности заквасок, имеющихся на производстве и за технологией производства заквасок (отсутствует контроль за стерильностью молока, используемого для приготовления заквасок), не предусматривает безусловного контроля за достоверностью и актуальностью используемых на предприятии методов исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения и исполнения требований технических регламентов; не обеспечивает контроль за соблюдением условий транспортировки продукции;
- в нарушение требований статьи 11, пунктов 1, 3 статьи 29, пунктов 1, 5, 6 статьи 34, пункта 2 статьи 36 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), пункта 6 статьи 11 ТР ТС 021/2011, пункта 14 Приложения N 2, пунктов 6, 33 Приложения N 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 302н от 12.04.2011 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Приказ N 302н), некоторые работники Предприятия, занятые на работах, которые связаны с производством (изготовлением) пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и пищевой продукцией, не прошли своевременно осмотры врачей-специалистов и лабораторно-инструментальные исследования (в медицинских книжках отсутствуют отметки врачей-специалистов), так же нарушена периодичность прохождения медицинских осмотров, не прошли гигиеническую подготовку, а также в установленный срок гигиеническую переподготовку.
По результатам проверки составлен акт от 09.11.2015 N 814/15.
В этот же день Управление выдало Обществу предписание N 814/15 об устранении допущенных нарушений, в том числе:
1) Исследования (испытания) и измерения, в том числе отбор образцов, необходимые для применения и исполнения требований технических регламентов, проводить строго в соответствии с методами исследований (испытаний) и измерений, установленными в стандартах согласно перечню стандартов, изложенных в ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" и других регламентах на отдельные виды продукции.
2) Не допускать в обращение продукцию соки фруктовые "Юна" по ТУ 9163-008-00430752-15 "Соки фруктовые восстановленные. ТУ" с недостоверной информацией для потребителя о сроках хранения указанной продукции после вскрытия ее упаковки.
3) Обеспечить выпуск в обращение продукции, при оценке (подтверждении) ее соответствия в порядке, установленном требованиями ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" и других регламентов на отдельные виды продукции.
4) Перевозку (транспортирование) пищевой продукции осуществлять транспортными средствами в строгом соответствии с условиями перевозки (транспортирования), установленными нормативно-технической документацией на такую продукции, а в случае их отсутствия - в соответствии с условиями хранения пищевой продукции, установленными нормативно-технической документацией на такую продукцию.
Перевозку (транспортирование) пищевой продукции осуществлять в грузовых отделениях транспортных средств, при наличии возможности для поддержания надлежащих условий перевозки (транспортирования) и (или) хранения пищевой продукции, установленных нормативно-технической документацией.
5) Приготовление заквасок, в том числе контроль за стерильностью молока, используемого для приготовления заквасок, осуществлять в строгом соответствии с технологической документацией. Усилить контроль за соблюдением сроков годности сухих и приготовленных (лабораторных и пересадочных) заквасок.
6) Не допускать до работ, связанных с производством (изготовлением) пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, лиц, не прошедших своевременно обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством РФ.
7) Обеспечить прохождение обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров в соответствии с законодательством Российской Федерации: ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", Законом N 52-ФЗ, Приказом N 302н, Приказом Минздрава РФ от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря прививок", СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней".
Срок исполнения указанных пунктов предписания - немедленно, с момента получения настоящего предписания, и постоянно. Информацию об исполнении (неисполнении) с приложением материалов, подтверждающих исполнение, представить в Управление в письменном виде в срок до 15.12.2015.
11) При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, продолжить разработку, внедрение и поддержание процедур, основанных на принципах ХАССП с учетом положений статей 10 и 11 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции".
Откорректировать перечень критических контрольных точек производства (изготовления) кисломолочной продукции, в части изготовления заквасок, с учетом положений технологической документации по их приготовлению и применению (Технологическая инструкция по приготовлению и применению заквасок и бактериальных концентратов для кисломолочных продуктов на предприятиях молочной промышленности), а также порядок мониторинга критических контрольных точек производства на указанном выше этапе.
Предусмотреть системой управления качеством и безопасностью выпускаемой продукции, основанной на принципах ХАССП, контроль за соблюдением условий перевозки (транспортирования) пищевой продукции, ведение и хранение документации, подтверждающей поддержание данной процедуры.
Срок исполнения пункта 11 предписания - до 10.03.2016. Информацию об исполнении (неисполнении) с приложением материалов, подтверждающих исполнение, представить в Управление в письменном виде в срок до 10.03.2016.
12) Обеспечить подтверждение сроков хранения после вскрытия упаковки продукции соки фруктовые "Юна", вырабатываемыми Обществом по ТУ 9163-008-00430752-15 "Соки фруктовые восстановленные. ТУ", а также пролонгированных сроков годности на продукцию "Йогурты" по ТУ 9222-001-00419785, в установленном порядке в соответствии с требованиями СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов".
Срок исполнения пункта 12 настоящего предписания - до 10.05.2016. Информацию об исполнении (неисполнении) с приложением материалов, подтверждающих исполнение, представить в Управление в письменном виде в срок до 10.05.2016.
Также Управление 09.11.2016 выдало Обществу предписания N 814/15-01 и 814/15-02.
Управлением 14.03.2016 внесены изменения в пункт 1 предписания N 814/15, согласно которому Обществу предписано: исследования (испытания) и измерения, в том числе отбор образцов, необходимые для применения и исполнения требований технических регламентов, проводить строго в соответствии с методами исследований (испытаний) и измерений, установленными в стандартах согласно перечню стандартов, изложенных в ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" и других регламентах на отдельные виды продукции, действующих на момент применения и исполнения установленных требований.
Не согласившись с пунктами с 1 по 7, 11, 12 предписания N 814/15, с предписаниями N 814/15-01 и N 814/15-02 полностью, а также с пунктом 1 предписания N 814/15 с учетом внесенных изменений от 14.03.2016, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предписание N 814/15 в части пунктов 1, 4, 5 и 11, а также предписание N 814/15-01 не соответствуют требованиям законодательства и нарушают права и законные интересы Общества, в связи с чем требования Общества в данной части удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 17.10.2016 указанное решение оставил без изменения.
Кассационная инстанция, изучив доводы жалобы, материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций нор материального права, приходит к следующим выводам.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011), который вступил в силу с 01.07.2013.
Частью 6 статьи 11 ТР ТС 021/2011 работники, занятые на работах, которые связаны с производством (изготовлением) пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
В силу части 1 статья 34 Закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры). Юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе (пункты 3 и 4 статьи 34 Закона N 52-ФЗ).
Пункт 5 статьи 34 Закона N 52-ФЗ предусматривает, что данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. На основании пункта 6 указанной статьи порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
На основании пункта 6 указанной статьи порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
В соответствии с приложением N 2 к Приказу N 302н работы в организациях пищевой промышленности, в организациях общественного питания допускаются при прохождении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров. Периодичность прохождения медицинских осмотров принята один раз в год.
Обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний (пункт 2 приложения N 3 к Приказу N 302н).
Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в целях выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний и своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний (пункты 2, 4 приложения N 3 к Приказу N 302н).
В силу положений пункта 33 Приказа N 302н данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
По итогам проведения осмотров медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения периодического медицинского осмотра обобщает результаты проведенных периодических осмотров работников и совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и представителями работодателя, составляет заключительный акт (пункт 42 Приказа N 302н).
Заключительный акт составляется в четырех экземплярах, которые направляются медицинской организацией в течение 5 рабочих дней с даты утверждения акта работодателю, в центр профпатологии субъекта Российской Федерации, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 45 Приказа N 302н).
Ввиду изложенного судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что соблюдением порядка прохождения периодических осмотров является не только составление заключительного акта, но и внесение данных в личные медицинские книжки. Перечень врачей-специалистов, участие которых при прохождении предварительного и периодического медицинского осмотра является обязательным, а также лабораторных и функциональных исследований, проведение которых необходимо к конкретному наименованию работ и профессий, содержится в Приложении N 2 "Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников" (далее - Перечень работ) к Приказу N 302н. Во исполнение требований статей 34 и 36 Закона N 52-ФЗ приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте" (далее - Приказ N 402) утверждена форма личной медицинской книжки для работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (далее - форма личной медицинской книжки).
Также суды обоснованно указали, что отсутствие в личных медицинских книжках установленного образца результатов медицинских обследований и лабораторных исследований, сведений о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметок о прохождении гигиенической подготовки и аттестации свидетельствует о допущенном Обществом нарушении установленного порядка прохождения медицинских осмотров. Частота проведения периодических медосмотров работников, выполняющих работы в организациях пищевой промышленности, молочных и раздаточных пунктах, на базах и складах продовольственных товаров, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, реализации, в том числе работы по санитарной обработке и ремонту инвентаря, оборудования, а также работы, где имеется контакт с пищевыми продуктами при транспортировке их на всех видах транспорта, составляет один раз в год (пункт 14 Перечня работ к Приказу N 302н). В соответствии с пунктом 15 главы III Приказа N 302н частота проведения периодических осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ; пункт 16 предусматривает, что периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, указанные в Перечне факторов и Перечне работ.
Ввиду изложенного судебные инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, пришли к правильному выводу о законности пунктов 6 и 7 Предписания N 814/15.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2003 N 98 введены в действие "Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03".
Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральными законами "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650); "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 150); "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318), Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295) (пункт 1.1 СанПиН 2.3.2.1324-03).
В пункте 1.2 СанПиН 2.3.2.1324-03 указано, что санитарные правила устанавливают гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов в целях обеспечения безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов в процессе производства, хранения, транспортировки и оборота, а также при их разработке и постановке на производство.
Сроки годности пищевых продуктов, вырабатываемых по нормативной документации, должны быть обоснованы на основании результатов широких производственных испытаний отраслевыми научно-исследовательскими организациями, аккредитованными в установленном порядке, с участием учреждений, уполномоченных федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического благополучия (пункт 1.3 СанПиН 2.3.2.1324-03).
Пролонгированные сроки годности - сроки годности на скоропортящиеся пищевые продукты, вырабатываемые в соответствии с новыми технологиями производства, упаковки, хранения или при усовершенствовании существующих технологий, продолжительность которых превышает установленную ранее для аналогичных видов продукции по традиционным технологиям (или особо скоропортящихся продуктов) (приложение N 2 СанПиН 2.3.2.1324-03).
Пунктом 1.9 СанПиН 2.3.2.1324-03 предусмотрено, что сроки годности и условия хранения на продукты, превышающие сроки и/или величины температур хранения для аналогичных видов продуктов, представленных в Приложении N 1 (пролонгированные), а также сроки годности и условия хранения на новые виды продуктов, которые не имеют аналогов в указанном Приложении N 1, должны быть обоснованы в установленном порядке. При обосновании сроков годности изготовителем или разработчиком документации представляется информация в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации о мероприятиях, способствующих повышению сохранности пищевых продуктов (усовершенствование технологии; внедрение новых видов упаковки, улучшенных показателей качества сырья, усиленного санитарного режима при производстве и т.д.), и результаты испытаний продукции, свидетельствующие об их безопасности и пригодности к использованию по назначению в течение всего срока годности (пункт 1.10 СанПиН 2.3.2.1324-03).
В пункте 3.2. СанПиН 2.3.2.1324-03 установлены требования к организациям, вырабатывающим пищевые продукты с пролонгированными сроками годности, в частности производство продукции с пролонгированными сроками годности допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения на указанную продукцию.
Пунктом 2.2 раздела II СанПиН 2.3.2.1324-03 установлено, что при постановке на производство продукции санитарно-эпидемиологическая экспертиза сроков годности пищевых продуктов может подтверждаться исследованиями по упрощенной схеме в установленном порядке.
Методические указания, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 06.03.2004 (далее - МУК 4.2.1847-04), устанавливают порядок проведения и методологию санитарно-эпидемиологической оценки обоснования сроков годности и условий хранения пищевых продуктов, и предназначены, в том числе для юридических лиц, деятельность которых осуществляется в области производства, обращения пищевых продуктов и разработки нормативной и технической документации. Положениями МУК 4.2.1847-04 предусмотрено, что сроки годности и условия хранения пищевых продуктов устанавливаются изготовителем пищевых продуктов или разработчиком нормативной и технической документации в соответствии с гигиеническими требованиями безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, и вносятся в нормативную или техническую документацию в установленном порядке (пункт 3.1).
Санитарно-эпидемиологическая экспертиза сроков годности пищевых продуктов, вырабатываемых в соответствии с нормативными документами (технические регламенты, ГОСТы и ГОСТ Р), проводится на основании результатов широких производственных испытаний отраслевыми научно-исследовательскими учреждениями с участием уполномоченных учреждений Госсанэпидслужбы России и НИИ Минздрава России и РАМН, аккредитованными в установленном порядке, с последующим оформлением санитарно-эпидемиологических заключений на продукцию конкретных изготовителей по месту нахождения предприятия-изготовителя (пункт 3.4).
Пункт 3.10 МУК 4.2.1847-04 предусматривает, что при постановке на производство продукции, санитарно-эпидемиологическая оценка сроков годности которой проведена при согласовании нормативной или технической документации в установленном порядке, исследования проводятся по следующей схеме - одной партии продукции не менее 3 раз в течение установленного срока годности - в начале хранения, на момент окончания срока годности и через промежуток времени, определенный соответствующим коэффициентом резерва.
В рассматриваемом случае суды пришли к правильному выводу о том, что при постановке на производство продукции у производителя возникает обязанность подтверждения сроков годности пищевых продуктов путем проведения исследований по упрощенной схеме вне зависимости от того, подтверждены ли данные сроки разработчиком.
Таким образом, пункт 12 предписания N 814/15 в данной части является также обоснованным.
Несогласие Общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм вышеназванного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.07.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2016 по делу N А42-10188/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Молочный завод" город Североморск - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.