Требование: о взыскании долга, о взыскании неосновательного обогащения
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
22 февраля 2017 г. |
Дело N А13-313/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Ломакина С.А. и Пастуховой М.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" Новиковой О.Н. (доверенность от 24.11.2016), от муниципального унитарного предприятия "Вологдагортеплосеть" Парфеновой Т.С. (доверенность от 01.12.2016),
рассмотрев 22.02.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.08.2016 (судья Цветкова Н.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2016 (судьи Рогатенко Л.Н., Кутузова И.В., Тарасова О.А.) по делу N А13-313/2016,
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2", место нахождения: 150040, Ярославская обл., г. Ярославль, пр. Октября, д. 42, ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Вологдагортеплосеть", место нахождения: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Яшина, д. 8а, ОГРН 1023500880721, ИНН 3525000077 (далее - Предприятие), о взыскании 11 030 614 руб. 32 коп. неосновательного обогащения в виде платы за подключение к системе теплоснабжения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Строительная Компания "Твои окна" (далее - Общество), Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды (далее - Департамент градостроительства), Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (далее - Департамент ТЭК).
Решением суда от 05.08.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.10.2016, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на неправильно применение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Компания указывает, что после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, было отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а потому именно Региональная энергетическая комиссия Вологодской области (далее - РЭК) 22.12.2011 утвердила Инвестиционную программу развития систем теплоснабжения Вологодской ТЭЦ на 2012-2015 годы.
По мнению Компании, выводы судов об отсутствии доказательств, подтверждающих проведение истцом в рамках выполнения инвестиционной программы мероприятий по созданию (реконструкции) тепловых сетей для обеспечения качественного теплоснабжения потребителей, увеличению мощности и возможности подключения новых потребителей, не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным документам.
Истец отмечает, что плата за подключение к его тепловым сетям установлена органом регулирования, и она должна быть внесена именно ответчиком, поскольку он является заявителем, а истец - исполнителем.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представители Предприятия с ними не согласился.
Общество, Департамент градостроительства и Департамент ТЭК уведомлены о месте и времени рассмотрения дела, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является застройщиком объекта капитального строительства в Южном районе г. Вологды "Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями по адресу: г. Вологда, мкрн. "Новгородский", д. 22, к. "Б" по ГП".
Компания производит тепловую энергию и передает ее по магистральным сетям; Предприятие является теплосетевой организацией. Предприятие и Компания владеют технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения.
Общество обратилось к Предприятию с заявкой от 10.08.2015 N 02-01-03/4867 на подключение строящегося объекта к системе теплоснабжения (подключаемая тепловая нагрузка объекта - 2,56 Гкал/ч).
Предприятие направило Обществу условия подключения от 14.08.2015, согласно которым источником тепловой энергии является принадлежащая Компании Вологодская ТЭЦ, точка подключения - существующая тепловая камера ТК-21 (на балансе Предприятия), технологически связанная с тепловой камерой Компании - ТК-16Ю.
В соответствии с пунктом 10 условий подключения для присоединения объекта Общества Компания должна выполнить мероприятия в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; Предприятие - в случае утверждения платы за технологическое присоединение в индивидуальном порядке осуществить строительство тепловой сети от тепловой камеры ТК-21 до наружной стены жилого дома; Общество - построить тепловую сеть от стены жилого дома до теплового узла, организовать учет тепловой энергии и теплоносителя.
Заявку Общества, условия подключения и необходимый комплект документов Предприятие направило Компании для согласования условий подключения объекта к тепловой сети. Предприятие просило согласовать технические условия и направить в его адрес 3-х сторонний договор о подключении к тепловой сети.
Компания (исполнитель) в августе 2015 года направила Предприятию (основному абоненту) подписанный со своей стороны 3-х сторонний договор N 15-15 ВГТС-ТГК-2/001904-0002/ДогД15 о подключении к системе теплоснабжения объекта Общества (заявителя), по условиям которого Компания в числе прочего обязалась осуществить действия по подготовке системы теплоснабжения к подключению теплоустановок заявителя; проверить выполнение заявителем условий подключения и установить пломбы на приборах учета; при исполнении заявителем условий подключения и пунктов 3.2.1 и 3.2.2 договора (оплата стоимости подключения) подготовить, подписать и направить в адрес заявителя акт о подключении теплоустановок.
Предприятие обязалось выполнить мероприятия по подключению согласно условиям подключения (приложением N 2) и осуществить мероприятия по фактическому присоединению к системе теплоснабжения технологически связанных организаций теплоустановок заявителя.
Общество по условиям договора должно было выполнить установленные условиями подключения мероприятия по подключению в пределах инженерно-технических сетей дома.
Цена и порядок расчетов установлены в разделе 3 договора. Плата за подключение к системе теплоснабжения установлена органом регулирования (постановлением РЭК от 22.12.2011 N 1276), подтверждена протоколом заседания правления РЭК от 07.08.2014 N 72 и исходя из общей тепловой нагрузки абонента составляет 11 030 614 руб. 32 коп. (с НДС).
Согласно пункту 3.1.3 договора стоимость и порядок оплаты подключения теплоустановок заявителя к системе теплоснабжения Предприятия производится на условиях отдельного договора, заключаемого заявителем и Предприятием.
Предприятие указанный договор подписало 07.09.2015, тогда как Общество от его заключения уклонилось.
В дальнейшем, 01.12.2015 Компания (исполнитель) направила в адрес Предприятия (заявителя) предложение заключить 2-х сторонний договор N 16-15/002444-0002/ДогД15 о подключении к системе теплоснабжения Компании объекта заявителя. В договоре установлена та же стоимость подключения теплоустановок к сетям Компании.
Предприятие письмом от 14.12.2015 N 03-01-05/19537-7820 возвратило без подписания 2-х сторонний договор, ссылаясь на то, что не может считаться заявителем, поскольку застройщиком объекта и лицом, которому необходимо присоединиться к тепловой сети, является Общество.
Приказом РЭК от 30.06.2015 N 2354 установлена индивидуальная плата за подключение (технологическое присоединение) объекта Общества к системе теплоснабжения Предприятия. Она составила 8 053 532 руб. 51 коп., включая стоимость строительства тепловой сети от существующей тепловой камеры ТК-21 до наружной стены жилого дома и стоимость регулировки гидравлической системы тепловых сетей.
Участвующие в деле лица не оспаривают, что тепловая сеть построена и жилой дом присоединен к тепловой сети. Актом от 18.12.2015, составленным представителями Компании по результатам осмотра тепловой камеры Предприятия ТК-21, установлен факт подачи тепловой энергии на объект Общества.
Компания, ссылаясь на то, что ей не внесена плата за подключение объекта к тепловым сетям, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В обоснование иска Компания указала, что выполняет инвестиционную программу по развитию системы теплоснабжения жилого фонда, в том числе Южного района г. Вологды, целью которой является обеспечение возможности подключения строящихся объектов к системе теплоснабжения при гарантированном объеме заявленных мощностей. В частности, Компания осуществляет реконструкцию участка магистральной тепловой сети (увеличение диаметра трубопроводов) для увеличения пропускной способности, стабилизации гидравлических режимов работы тепловых сетей и возможности присоединения новых потребителей.
В связи с этим Компания считает, что ей должна быть внесена плата, установленная постановлением РЭК от 22.12.2011 N 1276 "Об установлении на территории города Вологды размера платы за подключение к системе теплоснабжения Главного управления ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2 по Вологодской области".
Эта плата была установлена РЭК в соответствии с Законом N 190-ФЗ и решением Вологодской городской Думы от 27.06.2008 N 850 "Об утверждении инвестиционной программы ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2" по развитию системы теплоснабжения жилого фонда Центрального, Южного и Заречного районов города Вологды на 2008 - 2010 годы с перспективой до 2015 года (1 этап - до 2010 года)".
Согласно протоколу заседания правления РЭК от 07.08.2014 N 72 установленная постановлением РЭК от 22.12.2011 N 1276 плата продолжает действовать в рамках утвержденной инвестиционной программы развития системы теплоснабжения Вологодской ТЭЦ на 2012 - 2015 годы. Оснований для ее пересмотра не имеется.
В представленных суду первой инстанции пояснениях Департамент ТЭК указал, что спорный жилой дом находится в зоне источника тепловой энергии Компании, и Предприятие должно было согласовать с Компанией увеличение подключаемой нагрузки. Плата за подключение к сетям установлена как Компании, так и Предприятию, а потому подключение объекта капитального строительства к сетям могло быть осуществлено либо по 3-х стороннему договору, либо по двум самостоятельным договорами - с Предприятием и с Компанией. По мнению Департамента ТЭК, требования Компании к Предприятию удовлетворению не подлежат.
Суд первой инстанции отказал Компании в иске, посчитав, что ответчик не сберег за счет нее денежные средства. Суд указал, что установленная Приказом РЭК от 30.06.2015 N 2354 в индивидуальном порядке плата за подключение объекта Общества к системе теплоснабжения Предприятия, не включала в себя плату, которая причиталась бы Компании. Помимо этого суд пришел к выводу об отсутствии доказательств утверждения истцу в установленном порядке инвестиционной программы на 2012 - 2015 годы, данных о фактическом выполнении Компанией мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сетей. Суд посчитал, что Компании не требовалось выполнять какие-либо мероприятия, поскольку точка подключения (ТК-16Ю) на момент подачи Обществом заявки уже существовала. Следовательно, Компания не может требовать плату за подключение, оно должно быть безвозмездным.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы Комитета, кассационная инстанция приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 190-ФЗ подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных названным Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Порядок подключения теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения определяют Правила подключения к системам теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 (далее - Правила N 307).
В соответствии с определениями, приведенными в пункте 2 названных Правил, Компания и Предприятие являются смежными организациями, владеющими технологически связанными тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии, имеющими взаимные точки подключения.
Исполнитель - теплоснабжающая или теплосетевая организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии, к которым непосредственно или через тепловые сети и (или) источники тепловой энергии иных лиц осуществляется подключение.
Заявитель - лицо, имеющее намерение подключить объект к системе теплоснабжения, а также теплоснабжающая или теплосетевая организация в случае, предусмотренном пунктом 6 Правил N 307.
Согласно пункту 6 Правил N 307 в случае если для подключения требуется создание и (или) модернизация (реконструкция) технологически связанных (смежных) тепловых сетей или источников тепловой энергии в целях изменения их тепловой мощности для обеспечения требуемой заявителем тепловой нагрузки, исполнитель обеспечивает осуществление таких мероприятий иными лицами, владеющими на праве собственности или ином законном основании такими тепловыми сетями или источниками тепловой энергии, путем заключения с ними договоров о подключении, по которым выступает заявителем.
В настоящем случае из материалов дела не следует, что Компании для подключения объекта Общества требовалось создать или реконструировать тепловую сеть или источник тепловой энергии. Тепловая сеть, которую Компания, как она утверждает, реконструировала и продолжает реконструировать в рамках выполнения инвестиционной программы, на момент обращения Общества с заявкой могла обеспечить подачу ему требуемой тепловой нагрузки.
В связи с этим Предприятие, вопреки мнению Компании, не выступало в спорных правоотношениях заявителем, а потому в соответствии с пунктом 37 Правил N 307 не должно вносить плату за подключение.
Таким образом, с учетом существующей в г. Вологде схемы теплоснабжения, разъяснений регулирующего органа, а также того обстоятельства, что плата за подключение установлена как для Компании, так и для Предприятия, суды пришли к правильному выводу о том, что на стороне Предприятия неосновательное обогащение отсутствует. Установленная Приказом РЭК от 30.06.2015 N 2354 в индивидуальном порядке плата, которую получило или должно было получить Предприятие за подключение объекта Общества к своей системе теплоснабжения, не включает в себя плату, которая причиталась бы Компании.
Исходя из изложенного, в иске к Предприятию о взыскании платы за подключение отказано правильно.
Вопреки выводам судов, представленная Компанией "Инвестиционная программа развития системы теплоснабжения Вологодской ТЭЦ (ГУ ОАО "ТГК-2" по Вологодской области) на 2012 - 2015 годы" утверждена РЭК как того требует подпункт 5 пункта 2 статьи 5 Закона N 190-ФЗ.
Поскольку Предприятие является ненадлежащим ответчиком по делу, исследовать вопросы наличия у истца инвестиционной программы и ее выполнения не требовалось. Выводы судов о невыполнении Компанией мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сетей, об отсутствие в инвестиционной программе мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения для подключения конкретного объекта недвижимости к сетям коммунальной инфраструктуры, а также о том, что подключение в данном случае к тепловым сетям должно быть безвозмездным, сделаны без надлежащего исследования и оценки представленных Компанией документов, а потому их нельзя признать обоснованными.
Между тем эти выводы не повлияли на правильность принятых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.08.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2016 по делу N А13-313/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.