21 февраля 2017 г. |
Дело N А56-6471/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "РемСпецСтрой" Таширова С.Г. (доверенность от 05.11.2015 N 05/11), от Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области Ивановой Е.А. (доверенность от 24.01.2017 N 1/56; до перерыва),
рассмотрев 16.02.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2016 (судья Хохлов Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2016 (судьи Толкунов В.М., Зотеева Л.В., Протас Н.И.) по делу N А56-6471/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РемСпецСтрой", место нахождения: 190013, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 18, лит. Е, пом. 13Н, ОГРН 5067847164677, ИНН 7838358661 (далее - ООО "РемСпецСтрой", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области, место нахождения: 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Обороны, д. 8, ОГРН 1056164280920, ИНН 6164242352 (далее - УФМС, Управление), от 28.01.2016 N 117029, 117030, 117031, 117032, 117033, 117034, 117035, 117036, 117037, 117038, 117039, 117040 о назначении Обществу административного наказания по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 14.06.2016 суд удовлетворил требования.
Постановлением от 20.09.2016 апелляционный суд оставил решение от 14.06.2016 без изменения.
В порядке, предусмотренном статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в связи с упразднением Федеральной миграционной службы и передачей ее функций и полномочий Министерству внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" суд кассационной инстанции произвел процессуальную замену заинтересованного лица - Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области области - на Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области, место нахождения: 344082, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 29, ОГРН 1026103286978, ИНН 6164049013 (далее - ГУ МВД).
В кассационной жалобе ГУ МВД, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты.
В отзыве на кассационную жалобу и дополнениях к нему Общество просит оставить принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 16.02.2017.
В судебном заседании представитель ГУ МВД поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 26.11.2015 сотрудниками УФМС на основании распоряжения врио заместителя начальника УФМС от 26.11.2015 N 618 была проведена внеплановая выездная проверка места пребывания иностранных граждан, которая проводилась по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Стадионная, д. 46, о чем составлен акт от 26.11.2015.
В ходе проведения проверки по указанному адресу было выявлено 18 иностранных граждан, пребывающих (проживающих) на данной территории более 7 рабочих дней без постановки на миграционный учет, в том числе: Равшанов Ортик Примович, 23.07.1983 года рождения с 20.07.2015; Гаражаев Илмурат Аннакличевич, 05.11.1981 года рождения, с 21.10.2015; Аманнепесов Бердимират Алланурович, 28.10.1975 года рождения, Аманнепесов Гелдимурат Алланурович, 15.05.1984 года рождения, Сахатов Азамат Казакбаевич 10.02.1984 года рождения, Сагатов Довранклич Перкличович, 12.04.1992 года рождения, пребывают (проживают) с 29.09.2015; Гаратоев Хамли Аннакличевич, 11.03.1986 года рождения, Сахатов Нурназар Казакбаевич 23.10.1979 года рождения, с 10.09.2015; Авезов Ханмамет Байраматович, 08.03.1979 года рождения с 01.10.2015; Алламуратов Амангелди Дерянурович, 26.02.1981 года рождения с 03.10.2015, Шомуродов Музафар Кахрамонович 10.08.1977 года рождения с 25.08.2015; Гонжалиев Орунбай Режепдурдиевич 03.03.1982 года с 30.09.2015; Пиримов Мухриддин 17.10.1996 года рождения с 04.08.2015; Мимазов Руслан Исламович 06.04.1985 года рождения, Курбонов Махмуд Сулаймонович 28.11.1978 года рождения с 01.08.2015; Илматов Сетдар Башимович 26.02.1986 года рождения с 02.06.2015; Туйчиев Фарход Туракулойич 14.01.1990 года рождения с 22.08.2015.
По указанным фактам определением УФМС от 27.11.2015 было возбуждено дело об административном правонарушении по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ и назначено административное расследование.
УФМС 21.01.2016 в отношении ООО "РемСпецСтрой" составлено 12 протоколов об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
В связи с указанными обстоятельствами УФМС 28.01.2016 вынесены постановления N 117029, 117030, 117031, 117032, 117033, 117034, 117035, 117036, 117037, 117038, 117039, 117040 о привлечении ООО "РемСпецСтрой" к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ в виде взыскания 400 000 руб. штрафа по каждому из постановлений. Управление пришло к выводу о нарушении Обществом Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ).
ООО "РемСпецСтрой" оспорило указанные постановления в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что принимающей стороной являлся индивидуальный предприниматель Исропилов Р.Б., с которым у названных граждан заключены трудовые договоры, поскольку, по мнению судов, из системного толкования пункта 7 части 1 статьи 2 Закона N 109-ФЗ следует, что определяющим критерием для установления принимающей стороны является осуществление трудовой деятельности.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что только в случае отсутствия трудовой деятельности принимающей стороной будет являться организация (индивидуальный предприниматель) у которых гражданин фактически проживает.
В связи с этим суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, указав на отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что Общество является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Кроме того, суды указали на нарушение Управлением при проведении проверки требований, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, составляет неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Субъектом административной ответственности по указанной норме может быть как юридическое лицо (и приравненный к нему в целях применения данной нормы примечанием к статье 18.1 КоАП РФ индивидуальный предприниматель), так и конкретные должностные лица, не обеспечившие соблюдение законодательства о миграционном учете.
Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации, регулируются Законом N 109-ФЗ.
Как следует из статьи 4 Закона N 109-ФЗ миграционный учет имеет, как правило, уведомительный характер (пункт 2) и осуществляется, в том числе в целях создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод и для исполнения ими возложенных на них обязанностей (подпункт 1 пункта 1), а также в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям (подпункт 6 пункта 1).
Необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону, в качестве которой в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 2 Закона N 109-ФЗ может выступать гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.
Пунктом 4 части 1 статьи 2 Закона N 109-ФЗ предусмотрено, что место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 20 Закона N 109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 2 статьи 20 Закона N 109-ФЗ постановке на учет по месту пребывания подлежат временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 20 Закона N 109-ФЗ уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации.
В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Закона N 109-ФЗ сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Согласно части 1 статьи 22 Закона N 109-ФЗ постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей.
Из буквального толкования пункта 7 части 1 статьи 2 Закона N 109-ФЗ не следует, что определяющим критерием для установления принимающей стороны является наличие или отсутствие факта заключения иностранным гражданином трудового договора. Каких-либо оснований, устанавливающих преимущество лица, у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства осуществляет трудовую деятельность (находится), перед лицом, у которого данный гражданин фактически проживает, законодательством не установлено.
В данном случае проверка проведена по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Стадионная, д. 46, по данному адресу выявлены факты проживания иностранных граждан.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что Общество не может являться в данном случае субъектом вмененного правонарушения является ошибочным ввиду неправильного применения судами норм материального права.
Суды первой и апелляционной инстанций также пришли к выводу о нарушении административным органом порядка проведения проверки, установленного Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Данный вывод судов является ошибочным, поскольку в силу пункта 3 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при проведении административного расследования.
В рассматриваемом случае определением УФМС от 27.11.2015 было возбуждено дело об административном правонарушении по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ и назначено административное расследование.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежит учесть изложенное, установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в их совокупности и взаимосвязи, и на основании их правовой оценки, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2016 по делу N А56-6471/2016 отменить.
Дело N А56-6471/2016 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.