Требование: о признании недействительным акта органа власти по уплате налогов
Вывод суда: решение суда апелляционной истанции отменено, решение суда первой инстанции отменено
09 февраля 2017 г. |
Дело N А21-4975/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Журавлева О.Р., Соколовой С.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду Кузюры В.О. (доверенность от 08.12.2016),
рассмотрев 09.02.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.07.2016 (судья Широченко Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2016 (судьи Третьякова Н.О., Дмитриева И.А., Згурская М.Л.) по делу N А21-4975/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Совершенная техника", место нахождения: 236009, Калининград, 4-ая Большая окружная улица, дом 102, ОГРН 1053900040171, ИНН 3908030950 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду, место нахождения: 236000, Калининград, Дачная улица, дом 6, ОГРН 1043905000017, ИНН 3906110008 (далее - Инспекция), от 06.03.2014 N 14583 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 19.07.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.10.2016, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 19.07.2016 и постановление от 24.10.2016 и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, Общество неправомерно применило нулевую налоговую ставку по налогу на имущество организаций (далее - налог на имущество) за 2012 год. Инспекция утверждает, что поскольку Общество внесено в единый реестр резидентов Особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) в Калининградской области в 2006 году, то указанная налоговая ставка могла им применяться только при исчислении налога за 2006 - 2011 годы.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а жалобу налогового органа - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу от Общества 02.02.2017 поступило ходатайство о приостановлении производства по делу в связи с тем, что согласно сведениям, размещенным на официальном сайте арбитражных судов Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью "А-Инвестмент Групп" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с надзорной жалобой на определение Судьи Верховного Суда Российской Федерации от 08.11.2016 N 307-КГ16-7941.
Обсудив ходатайство Общества, суд кассационной инстанции не нашел оснований для его удовлетворения ввиду следующего.
Из пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации либо арбитражным судом.
Нахождение жалобы на определение судьи Верховного Суда Российской Федерации на изучении Председателя (Заместителя Председателя) Верховного Суда Российской Федерации не свидетельствуют о невозможности рассмотрения настоящего дела. Данная жалоба не рассматривается по существу, в отношении нее фактически решается вопрос о допустимости такого рассмотрения, в связи с чем законные основания для приостановления производства по настоящему делу отсутствуют.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество 26.09.2013 представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество за 2012 год, в которой применило налоговую ставку 0 процентов, установленную пунктом 3 статьи 385.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для резидентов ОЭЗ в Калининградской области в течение первых шести календарных лет, начиная со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов ОЭЗ в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта.
По результатам камеральной налоговой проверки полученной декларации Инспекция составила акт от 16.01.2013 N 16545 и приняла решение от 06.03.2014 N 14583, согласно которому Обществу доначислено 4 810 976 руб. налога на имущество и начислено 444 242 руб. 71 коп. пеней. Налогоплательщик также привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 962 195 руб. 20 коп. штрафа.
Основанием для принятия решения явился вывод Инспекции о неправомерном применении Обществом, реализующем инвестиционный проект "Строительство и эксплуатация завода по производству электронной бытовой техники в Особой экономической зоне в Калининградской области" и включенным 07.09.2006 в единый реестр резидентов ОЭЗ, льготной ставки 0 процентов по налогу на имущество. В ходе проверки налоговым органом установлено, что 2012 год являлся седьмым календарным годом со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов ОЭЗ, в связи с чем, как указала Инспекция, подлежала применению ставка налога на имущество организаций в размере 1,1 процента.
Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области решением от 27.05.2014 N 06-13/06523@ оставило без удовлетворения апелляционную жалобу Общества на решение налогового органа.
Общество оспорило решение Инспекции в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования. Принимая такое решение, суды пришли к выводу о наличии у Общества права на применение льготной налоговой ставки по налогу на имущество. По мнению судов, исходя из буквального толкования и сравнительного анализа положений пунктов 3 и 4 статьи 385.1 НК РФ с учетом воли законодателя, сформулированной в Федеральном законе от 29.06.2015 N 178-ФЗ "О внесении изменений в статью 288.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 178-ФЗ), начало течения первых шести календарных лет в целях применения особого порядка уплаты налога на имущество для резидентов ОЭЗ в Калининградской области должно исчисляться с 1 января года, следующего за годом включения в реестр резидентов ОЭЗ, то есть в данном случае с 01.01.2007. На основании изложенного суды посчитали, что 2012 год входит в льготный период, поэтому налогоплательщик обоснованно применил нулевую ставку по налогу на имущество по деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
В силу статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В статье 1 НК РФ установлено, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
На территории Российской Федерации в соответствии с законодательством созданы особые экономические зоны, в которых действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также применяется особый порядок налогообложения.
Правовой режим ОЭЗ в Калининградской области урегулирован Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ), вступившим в силу с 01.04.2006.
В соответствии с положениями статьи 17 Закона N 16-ФЗ в ОЭЗ применяется особый порядок начисления и уплаты налога на прибыль и налога на имущество резидентами, установленный статьями 288.1 и 385.1 НК РФ.
Специальные налоговые ставки по налогу на имущество для резидентов ОЭЗ в Калининградской области установлены статьей 385.1 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 385.1 НК РФ резиденты ОЭЗ в Калининградской области уплачивают налог на имущество в соответствии с главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении всего имущества, являющегося объектом налогообложения по указанному налогу, за исключением имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Законом N 16-ФЗ.
В пункте 2 статьи 385.1 НК РФ указано, что резиденты исчисляют сумму налога на имущество в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Законом N 16-ФЗ, отдельно.
Исходя из положений пунктов 3 и 4 статьи 385.1 НК РФ для резидентов в течение первых шести календарных лет, начиная со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области налоговая ставка по налогу на имущество в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта, устанавливается в размере 0 процентов.
В период с седьмого по двенадцатый календарный год включительно со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области налоговая ставка по налогу на имущество в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта, составляет величину, установленную пунктом 1 статьи 380 НК РФ и законом Калининградской области, уменьшенную на пятьдесят процентов.
В соответствии со статьей 379 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество является календарный год.
Календарный год для всех организаций обозначает период времени с 1 января по 31 декабря включительно (Федеральные законы от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени" (статья 2), от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (статья 15).
Из материалов дела (том дела 1, лист 60) следует, что Общество включено в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области 07.09.2006 под регистрационным номером 6017.
При включении организации в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области в 2006 году данный календарный год является первым и, следовательно, ставка в размере 0 процентов по налогу на имущество за первый налоговый период применяется со дня внесения организации в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области по 31.12.2006.
Неприменение налогоплательщиком спорной льготы по налогу на имущество в 2006 году само по себе не может продлевать установленный законодательством период применения льготной ставки по налогу.
Таким образом, поскольку Общество внесено в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области в качестве резидента 07.09.2006, Инспекция пришла к правомерному выводу о невозможности применения Обществом по налогу на имущество ставки в размере 0 процентов в 2012 году.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, суды исходили из воли законодателя, сформулированной в Законе N 178-ФЗ, которым внесены изменения в порядок исчисления периода применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций.
Между тем согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 08.11.2016 N 307-КГ16-7941, внесенные Законом N 178-ФЗ изменения в статью 288,1 НК РФ не означают одновременного изменения, установленного статьей 385.1 НК РФ порядка для исчисления периода пониженных ставок по налогу на имущество. Положения статьи 385.1 НК РФ не содержат каких-либо неустранимых сомнений, противоречий и неясностей, не могут применяться произвольно, предполагать иного толкования и применения при разрешении налоговых споров.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций неправомерно применили нормы Закона N 178-ФЗ, которые не распространяются на налоговые отношения при определении налогового периода при исчислении налога на имущество.
При таких обстоятельствах следует признать, что решение Инспекции является законным и обоснованным, в силу чего у судов отсутствовали основания для удовлетворения требования Общества о признании его недействительным.
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить обжалуемые судебные акты и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.07.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2016 по делу N А21-4975/2014 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Совершенная техника" в удовлетворении заявленных требований.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.