Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
09 февраля 2017 г. |
Дело N А05-5644/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В.,
при участии от государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Яшкова М.А. (доверенность от 02.11.2015 N 04-06/04-46983),
рассмотрев 07.02.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.07.2016 (судья Н.Ю. Панфилова) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2016 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Смирнов В.И.) по делу N А05-5644/2016,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Управление по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", место нахождения: 163030, город Архангельск, улица Мостостроителей, дом 1, ОГРН 1022900532511, ИНН 2927004418 (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению - Архангельскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 163072, город Архангельск, проспект Обводный канал, дом 119, ОГРН 1022900516264, ИНН 2901026142 (далее - Фонд), о признании недействительным приказа от 30.03.2016 N 862 "Об отмене скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Решением суда первой инстанции от 19.07.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 31.10.2016 решение от 19.07.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт, в котором в удовлетворении заявления отказать. Податель жалобы ссылается на несвоевременную уплату Учреждением страховых взносов за май 2014 года.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а жалобу Фонда - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы кассационной жалобы.
Учреждение представило в суд кассационной инстанции ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд на основании заявления Учреждения приказом от 27.10.2014 N 3462 установил заявителю скидку к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год в размере 40 процентов.
Приказом от 30.03.2016 N 862 "Об отмене скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Фонд отменил приказ от 27.10.2014 N 3462, а также предложил Учреждению внести исправления в отчетность за 2015 год, исчислив страховые взносы без скидки к страховому тарифу и увеличив их на 3 863 руб. 37 коп.
Учреждение, не согласившись с данным приказом, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа Фонда от 30.03.2016 N 862.
Суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что законодательство рассматривает установление надбавки и скидки к страховому тарифу как право страховщика, а также, что Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила N 524), не устанавливают порядок и основания отмены уже предоставленных скидок и надбавок.
Суд кассационной инстанции, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, полагает, что обжалуемые судебные акты не подлежат изменению или отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В пункте 1 части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) закреплено право устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
Согласно части 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю.
Пунктом 3 Правил N 524 установлено, что размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 524 условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются: осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка (подпункт "а"); своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов (подпункт "б"); отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки (подпункт "в").
Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Методика).
Как установлено судами и следует из материалов дела, Фондом признано соблюдение Учреждением установленных условий, в связи с чем, приказом от 27.10.2014 N 3462 Фонд установил Учреждению скидку к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год в размере 40 процентов.
В приказе от 30.03.2016 N 862 "Об отмене скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Фонд сослался на пункт 8 Правил N 524.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, проанализировав указанные нормы права, суды обоснованно исходили из того, что Правила N 524 не устанавливают порядок и основания отмены уже предоставленных скидок и надбавок, в связи с чем суды правомерно пришли к выводу, что спорный приказ, содержащий ссылку на нормы, не регулирующие отмену предоставленных ранее скидок и надбавок, не соответствует нормам действующего законодательства.
При этом суды указали на то, что в письме от 30.03.2016, направленном в адрес Учреждения Фондом не указано, за какой период установлена несвоевременная уплата Учреждением страховых взносов.
Из содержания письма Фонда от 30.03.2016 следует, что Учреждение нарушило сроки уплаты страховых взносов за март 2014 года. Между тем, в кассационной жалобе Фонд ссылается на несвоевременную уплату Учреждением страховых взносов за май 2014 года.
Доказательств, подтверждающих нарушение Учреждением сроков уплаты страховых взносов, Фондом в материалы дела не представлено.
Таким образом, суды обоснованно признали приказ Фонда от 30.03.2016 N 862 "Об отмене скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" недействительным.
Суд кассационной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований и возражений, судами установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов не допущено.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.07.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2016 по делу N А05-5644/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.