07 августа 2018 г. |
Дело N А42-7531/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Истерн Майнинг Сервисиз" Арзамасцева Г.И. (доверенность от 02.04.2018), Токман Г.И. (доверенность от 02.04.2018), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области Булековой А.А. (доверенность от 02.08.2018), Назаренко С.А. (доверенность от 11.01.2018), Тишининой Н.Н. (доверенность от 21.12.2017),
рассмотрев 06.08.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.02.2018 (судья Кабикова Е.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 (судьи Третьякова Н.О., Дмитриева И.А., Згурская М.Л.) по делу N А42-7531/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Истерн Майнинг Сервисиз", место нахождения: 184144, Мурманская область, Ковдорский район, г. Ковдор, территория Промплощадка ОАО "Ковдорский ГОК", ОГРН 1025100863512, ИНН 7704198254 (далее - заявитель, ООО "ИМС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области, место нахождения: 184533, Мурманская область, г. Оленегорск, ул. Строительная, д. 55 (далее - Инспекция, налоговый орган) от 28.03.2017 N 440 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 15.02.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция указывает на несоответствие выводов судов представленным доказательствам, неправильное применение норм материального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению налогового органа, применительно к положениям Конвенции "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал" от 16.12.1998 под освобождением соответствующих дивидендов от налога в Испании понимается только вычет налога. Также Инспекция не согласна с выводами судов о наличии условий для применения испанской компанией положений статьи 21 Королевского Законодательного Декрета 4-2004 от 05 марта 2004 года, предусматривающих освобождение дивидендов от налогообложения. Налоговый орган ссылается на то, что компания MAXAMCORP INTERNATIONAL S.L. (резидент Испании) включила спорные дивиденды в налогооблагаемый доход.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, представители Общества просили кассационную жалобу отклонить, судебные акты оставить без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.07.2016 Общество представило в Инспекцию расчет (информацию) о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, за полугодие 2016 года, в котором отразило перечисление дивидендов в адрес учредителя со 100%-ным участием MAXAMCORP INTERNATIONAL S.L.: 26.04.2016 в сумме 263 158,59 евро; 28.06.2016 в сумме 315 789,47 евро.
При расчете суммы налога на прибыль с дивидендов, выплачиваемых иностранной организации, Общество применило ставку в размере 5 процентов на основании пункта 2 статьи 10 Конвенции "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал" от 16.12.1998, заключенной между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания.
Сумма исчисленного налога на прибыль составила 13 157,94 евро и 15 789,47 евро соответственно. Сумма перечисленного налога в бюджет, с учетом пересчета по курсу евро на дату перечисления, составила по сроку уплаты 27.04.2016 - 986 207 руб., по сроку уплаты 29.06.2016 - 1 135 926 руб. Всего общая сумма перечисленного в бюджет налога на прибыль с доходов, выплаченных иностранной компании, за отчетный период составила 2 122 133 руб.
17.10.2016 Общество представило в Инспекцию уточненный (номер корректировки 1) налоговый расчет (информацию) о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, за полугодие 2016 года, в связи с тем, что банком 18.07.2016 возвращен платеж от 28.06.2016 на валютный счет налогоплательщика. Согласно уточненному расчету сумма к уменьшению составила 1 135 926 руб. Общая сумма исчисленного и удержанного налога на прибыль по уточненному расчету за полугодие 2016 года составила 986 207 руб.
Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленного уточненного налогового расчета о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, за полугодие 2016 года, по результатам которой 31.01.2017 составлен акт N 162.
Рассмотрев материалы проверки и представленные Обществом возражения по акту, Инспекция 28.03.2017 приняла решение N 440 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 197 225,47 руб. Указанным решением Обществу доначислен налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российской организации иностранной организацией, в сумме 986 208 руб. и начислены пени в сумме 55 880,52 руб.
Основанием для принятия данного решения послужил вывод налогового органа о неправомерном применении налоговым агентом (Обществом) ставки в размере 5% в отношении доходов в виде дивидендов, выплаченных Обществом в пользу своего единственного участника - иностранной компании MAXAMCORP INTERNATIONAL S.L. (резидент Испании). По мнению Инспекции, Общество не подтвердило соблюдение второго условия, установленного подпунктом "а" (ii) пункта 2 статьи 10 Конвенции "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал" от 16.12.1998, заключенной между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания (далее - Конвенция). Инспекция считает, что под освобождением, применительно к государству Испания, понимается именно вычет всей суммы испанского налога, исчисленного с дивидендов, и такой налоговый вычет должен быть предусмотрен испанским законом. Освобождение дивидендов от уплаты налога достигается посредством применения именно вычета всей суммы испанского налога, установленного испанским законом, о чем оговорено государством Испания в пункте III Протокола от 16.12.1998 к Конвенции.
Решением Управления ФНС по Мурманской области от 19.06.2017 N 282 решение Инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Общество обжаловало решение налогового органа в судебном порядке.
Суды двух инстанций, исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные доказательства, пришли к выводу о соблюдении установленных пунктом 2 статьи 10 Конвенции условий для применения Обществом ставки 5% в отношении дивидендов, выплаченных в пользу своего единственного участника - иностранной компании.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются, в том числе, иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 309 НК РФ дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российских организаций, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Пунктом 1 статьи 310 НК РФ установлено, что налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 настоящего Кодекса за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, в валюте выплаты дохода.
Налог с видов доходов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 309 Кодекса, исчисляется по ставке, предусмотренной подпунктом 3 пункта 3 статьи 284 Кодекса.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 284 НК РФ предусмотрено, что по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, применяется налоговая ставка 15 процентов.
Таким образом, при выплате российской организацией дивидендов иностранному лицу, не являющемуся резидентом Российской Федерации, российская организация признается налоговым агентом, на которую возлагается обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на прибыль, по общему правилу, по ставке 15 процентов. Вместе с тем, при выплате нерезиденту доходов, с государством которого Российская Федерация заключила международное соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал, удержание и уплата налога возможна по пониженным ставкам, предусмотренным таким международным соглашением.
В силу пункта 3 статьи 310 НК РФ, в случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 312 Кодекса в соответствии с пунктом 2 статьи 312 Кодекса при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.
При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения, указанного в пункте 1 статьи 312 Кодекса, налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.
Согласно положениям статьи 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Конвенции дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.
Пунктом 2 указанной статьи Конвенции установлено, что такие дивиденды могут также облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель является лицом, имеющим фактическое право на дивиденды, то взимаемый таким образом налог не должен превышать:
a) 5 процентов от общей суммы дивидендов, если:
(i) лицом, имеющим фактическое право на дивиденды, является компания (иная, чем товарищество), которая вложила в капитал компании, выплачивающей дивиденды, не менее 100000 ЭКЮ (сто тысяч ЭКЮ) или эквивалентную сумму в любой другой валюте;
и (ii) такие дивиденды освобождаются от налога в другом Договаривающемся Государстве;
b) 10 процентов от общей суммы дивидендов, если выполняется только одно из условий, упомянутых в (i) или (ii);
c) 15 процентов от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.
Компетентные органы Договаривающихся Государств по взаимному согласию определят способ применения таких ограничений.
Согласно пункту III Протокола от 16.12.1998, являющегося неотъемлемой частью Конвенции, применительно к Испании понимается, что дивиденды освобождаются от налога в том случае, когда вычет всей суммы испанского налога, относящегося к таким дивидендам, предоставляется действующим в настоящее время испанским законом или любым другим положением, которое может быть принято в будущем, устанавливающим в основном аналогичный режим.
В соответствии с письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 16.06.2003 N РД-6-23/664@ доли, выраженные в соглашениях об избежании двойного налогообложения в ЭКЮ, пересчитываются в евро в соотношении 1:1.
Иностранная компания MAXAMCORP INTERNATIONAL S.L. является единственным учредителем Общества со 100% участием, внесла в уставный капитал Общества 6 371 560 руб., что на момент инвестирования составляло более 100 000 ЭКЮ.
Таким образом, положения подпункта "а" (i) пункта 2 статьи 10 Конвенции соблюдены, что не оспаривается налоговым органом.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе, уведомления испанской налоговой службы, декларацию за налоговый период с 01.04.2014 по 31.03.2015, представленную иностранной компанией MAXAMCORP INTERNATIONAL S.L. в налоговые органы Испании, выдержку из аудиторского заключения АО ПрайсвотерхаусКуперс Аудиторес от 02.07.2014, разъяснения независимой консалтинговой компании GARRIGUES в отношении применения режима освобождения компанией MAXAMCORP INTERNATIONAL S.L. от уплаты налогов на дивиденды, установив содержание норм Королевского Законодательного Декрета 4-2004 от 05 марта 2004 года, суды пришли к выводу, что испанское законодательство предусматривает возможность полного освобождения от налогообложения дивидендов, получаемых резидентами Испании от своих дочерних фирм - нерезидентов Испании. Суммы дивидендов, полученные MAXAMCORP INTERNATIONAL S.L. от Общества, были учтены MAXAMCORP INTERNATIONAL S.L. в качестве доходов, освобожденных от налогообложения по статье 21 Королевского Законодательного Декрета 4-2004 от 05 марта 2004 года. Таким образом, соблюдены оба условия, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 10 Конвенции.
Суд кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не наделен полномочиями по переоценке доказательств по делу.
Доводы налогового органа, заявленные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах, не свидетельствуют о неправильном применении судами положений Конвенции, неправильном установлении судами содержания норм иностранного права.
Довод налогового органа о том, что испанский закон предусматривает как освобождение дохода от налогообложения, при соблюдении определенных условий, так и применение налогового вычета, тем самым различая указанные понятия, получил оценку судов.
Поскольку судами была дана оценка представленным по делу доказательствам в их совокупности, надлежащим образом установлено содержание соответствующих норм иностранного права, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.02.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 по делу N А42-7531/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.