02 марта 2017 г. |
Дело N А05-12280/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.03.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.03.2017.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Подвального И.О., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 02.03.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Онего - Вельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.06.2016 (судья Шапран Е.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2016 (судьи Козлова С.В., Журавлев А.В., Чапаев И.А.) по делу N А05-12280/2015,
установил:
Территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Вельское лесничество, место нахождения: 165150, Архангельская область, город Вельск, Революционная улица, дом 17 а, ОГРН 1072907000946, ИНН 2907012629 (далее - Лесничество), обратился в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Онего - Вельск", место нахождения: 165150, Архангельская область, город Вельск, улица Дзержинского, дом 53, ОГРН 1122901021099, ИНН 2907014841 (далее - Общество), о взыскании в областной бюджет 357 186 руб. 72 коп. задолженности по арендной плате в части превышающих ставок по сроку уплаты 15.09.2015 по договору аренды лесного участка от 30.10.2009 N 527 и 750 руб. 09 коп. пеней, начисленных за период с 16.09.2015 по 06.10.2015. Иск принят с уточнением в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В качестве третьего лица привлечено Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - Министерство).
Решением суда первой инстанции от 21.06.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.11.2016, требования Лесничества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании заявления о приведении заключенного ранее договора аренды участка лесного фонда от 24.10.2005 N 62 в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и решением о переоформлении названного договора между Департаментом лесного комплекса Архангельской области (арендодателем) и ООО "Переработка" (арендатором) 30.10.2009 был заключен договор N 527 аренды лесного участка площадью 72 464 га, расположенного в Архангельской области, МО "Вельский муниципальный район", в Вельском лесничестве в целях заготовки древесины на срок до 23.10.2030.
Государственная регистрация договора аренды произведена в установленном порядке 16.12.2009.
Соглашением от 09.01.2013 произведена замена арендодателя на Министерство, а также арендатора на Общество в связи с реорганизацией в форме выделения.
Согласно пункту 2.5 договора годовая арендная плата на новый календарный год рассчитывается арендодателем до 31 декабря текущего года в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации ставок платы, пунктами 2.2, 2.3, 2.4 договора и фиксируется в протоколе согласования размера арендной платы и порядке ее внесения по форме приложения N 4, подписываемом обеими сторонами. Арендная плата вносится в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%.
Пунктом 2.6 договора аренды предусмотрено, что при изменении ставок платы за единицы объема древесины лесных насаждений, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение календарного года, годовой размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений. Новый размер арендной платы в одностороннем порядке рассчитывается арендодателем и доводится до сведения арендатора не позднее даты внесения очередного платежа после введения ставок.
В пункте 2.3 договора сторонами определено, что конкретный годовой размер арендной платы устанавливается с учетом коэффициентов превышений над минимальным размером арендной платы по формуле.
В соответствии с пунктом 3.4.2. договора аренды Общество обязалось вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные ежегодно подписанными двумя сторонами протоколом согласования цены арендной платы.
Протоколом согласования размера арендной платы и порядка ее внесения на 2015 год установлен повышающий коэффициент 1,3.
Поскольку арендная плата по сроку внесения на 15.09.2015 не уплачена, Лесничество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций признали иск обоснованным как по праву, так и по размеру.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ закреплено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением от 22.05.2007 N 310 (далее - Постановление N 310).
Из совокупного толкования приведенных норм права следует, что минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении N 310.
В абзаце 3 пункта 18 Постановления от 17.11.2011 N 73 разъяснено следующее. Согласно пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы, таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
Судами двух инстанций установлено, что договор от 24.10.2005 N 62 заключен по результатам конкурса.
На момент проведения лесного конкурса и заключения по его результатам договора аренды от 12.10.1999 действовал Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ (далее - Лесной кодекс 1997 года).
Согласно статье 34 Лесного кодекса 1997 года и пункта 7 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345 (в редакции, действовавшей в указанный период, далее - Положение об аренде), участки лесного фонда предоставляются в аренду только по результатам лесных конкурсов.
Пунктом 13 Положения об аренде предусмотрено, что при предоставлении участков лесного фонда в аренду по результатам лесных конкурсов участки лесного фонда выставляются на лесные конкурсы по решениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством.
Гражданин или юридическое лицо, выигравшее лесной конкурс, и организатор лесного конкурса подписывают протокол о результатах лесного конкурса. На основании протокола лицо, выигравшее лесной конкурс, и арендодатель в указанный в протоколе срок заключают договор аренды участка лесного фонда (пункт 14 Положения об аренде).
Статьей 1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) 01.01.2007 введен в действие новый ЛК РФ.
В силу частей 1 и 2 статьи 4 Закона N 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с ЛК РФ в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009. Для приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с ЛК РФ осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 4 Закона N 201-ФЗ).
Данный порядок был утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок), действовавшим до 15.03.2012.
При приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы (пункт 10 Порядка).
При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется по правилам статьи 73 ЛК РФ, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением N 310, пунктом 11 Порядка.
По смыслу статьи 74 ЛК РФ (в редакции на 01.07.2007) приоритет имеет заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13 разъяснено, что по смыслу пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.
Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.
Суды установили, что договор аренды участка лесного фонда от 30.10.2009 N 527 заключен в результате переоформления договора аренды участка лесного фонда от 24.10.2005 N 62, заключенного по результатам конкурса, итоги которого оформлены протоколами от 10.10.2006 N 500, 503, 505.
Включенный в условия договора от 24.10.2005 N 62 коэффициент 1,21 к установленным ставкам для расчета арендной платы определен по результатам конкурса в соответствии с предложением закрытого акционерного общества "Переработка" (правопредшественник Общества), что и повлекло признание его победителем конкурса.
Расчет арендной платы по договору от 24.10.2005 N 62 производился исходя из средней стоимости 1 куб. м древесины с применением повышающих коэффициентов к размеру минимальных ставок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127, с последующим увеличением на 1,7 для перехода к областным ставкам арендной платы.
Указанное постановление признано утратившим силу 11.06.2007 в связи с изданием Постановления N 310.
При переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 24.10.2005 N 62 в связи с вступлением в силу ЛК РФ и в соответствии с решением о переоформлении договора аренды участков лесного фонда (распоряжение Департамента лесного комплекса Архангельской области от 07.11.2008) на договор аренды лесного участка от 30.10.2009 N 527, расчет арендной платы определен с учетом ранее принятых условий коэффициентов превышения над минимальным размером арендной платы: 1,21, указанный в конкурсной документации коэффициент, и согласованный сторонами коэффициент 1,3 (вместо ранее применяемого коэффициента 1,7).
Ввиду изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что пункт 2.3 договора аренды от 30.10.2009 N 527, определяющий порядок расчета арендной платы с учетом указанных коэффициентов соответствует пункту 4 статьи 447, пункту 2 статьи 614 ГК РФ, статье 4 Закона N 201-ФЗ, статьям 73, 74 ЛК РФ.
Аналогичный подход изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 307-ЭС15-16409.
Ввиду изложенного довод подателя жалобы о неправомерном применении Министерством коэффициентов 1,21 и 1,3 при расчете арендной платы необоснован.
Кроме того, формула расчета размера арендной платы путем умножения минимального размера на два коэффициента согласована в пункте 2.3 договора.
Отклоняется судом кассационной инстанции довод Общества об отсутствии подписанного им протокола согласования размера арендной платы за спорный период.
Факт отсутствия подписанного Обществом протокола за спорный период не имеет значения для разрешения спора, поскольку основанием для внесения арендных платежей является не протокол, а договор аренды и положения ЛК РФ о порядке начисления арендной платы.
Таким образом, подписав договор N 527, Общество выразило свое согласие со всеми закрепленными в нем условиями, суды, проверив расчет задолженности, обоснованно взыскали в пользу Лесничества долг по арендой плате в размере 357 186 руб. 72 коп., а также исходя из положений статьи 330 ГК РФ пени в размере 750 руб. 09 коп.
Довод Общества о преюдициальном значении вывода суда апелляционной инстанции, изложенного в решении суда первой инстанции от 29.10.2015 по делу N А05-2932/2015 является необоснованным.
В данном случае в деле N А05-2932/2015 суд пришел к выводу о том, что несоответствие пункта 2.3 договора N 527 в части установления коэффициента указанного в конкурсном предложении - 1,21 и коэффициента превышений по договоренности сторон 1,3 положениям статей 424 ГК РФ и 73 ЛК РФ влечет ничтожность положения пункта 2.3 договора в части размера арендной платы, превышающего минимальный размер арендной платы, установленный Постановлением N 310.
Указанный вывод не имеет преюдициального значения по смыслу статьи 69 АПК РФ и не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку основан не на факте, а на праве.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.06.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2016 по делу N А05-12280/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Онего - Вельск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.