Требование: о признании недействительным договора, о применении последствий недействительности договора аренды
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
02 марта 2017 г. |
Дело N А26-3604/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации Кудринского Е.Н. (доверенность от 11.01.2017),
рассмотрев 22.02.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.08.2016 (судья Старовойтова И.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2016 (судьи Колосова Ж.В., Барканова Я.В., Тимухина И.А.) по делу N А26-3604/2016,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), место нахождение: 119435, Москва, Б. Пироговская ул., д. 21, стр. 1, ОГРН 1107746633521, ИНН 7704761773 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к министерству сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия, место нахождение: 185035, г. Петрозаводск, ул. Свердлова, д. 8, ОГРН 1041000031930, ИНН 1001048092 (далее - Министерство), и Карельской региональной общественной организации охотников и рыболовов, место нахождение: 185030, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Чайкиной, д. 8, лит. А, кв. 95, ОГРН 1021000000560, ИНН 1001021943 (далее - Организация), о признании недействительным охотхозяйственного соглашения от 25.01.2012 N 010 и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания Министерства письменно согласовать с департаментом имущественных отношений Минобороны России (далее - Департамент) предоставление в аренду земельных и лесных участков в целях добычи охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Решением от 01.08.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.12.2016, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как указывает податель жалобы, суды при рассмотрении спора не учли, что установленной статьей 37 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N 52-ФЗ) в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), порядок выдачи лицензий предусматривал предоставление территории для использования животного мира с согласия собственника земель; в данном случае ответчики за получением соответствующего согласования в Департамент и Управление не обращались.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании статьи 71 Закона N 209-ФЗ и долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 15.01.2002 серии ХХ N 0160, выданной в соответствии с распоряжением правительства Республики Карелия от 17.12.2001 N 292 р-П, Организация (охотпользователь) и Министерство 25.01.2012 заключили сроком до 17.12.2060 охотхозяйственное соглашение N 010, по условиям которого Министерство обязалось предоставить Организации в порядке, предусмотренном Законом N 209-ФЗ, право на использование в границах охотничьего угодья площадью 43 500 га охотничьих ресурсов, указанных в пункте 2.2 соглашения, а Организация - обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, позволяющих поддерживать видовое разнообразие и численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства, создать охотничью инфраструктуру.
Согласно пункту 2.2 соглашения восточная, южная и западная границы предоставленного в пользование Организации охотничьего угодья проходят, в том числе по восточной границе кварталов 13, 21, 33, 47, 59, 73, 85, 99, 113, 127, 141, южной границе кварталов 182, 181, 180, 179, 178, 177, 176, 175, 174, 173, 172, 171, 170 и западной границе кварталов 170, 156, 142, 128, 114, 100, 86, 60, 34 Онежского участкового лесничества Хвойного военного лесхоза Минобороны России (далее - Лесничество).
Пунктом 8.2.18 соглашения предусмотрена обязанность охотпользователя в установленном порядке заключить с органами исполнительной власти договор аренды лесного и земельного участка, расположенных в границах охотничьего угодья.
В соответствии с представленными в материалы дела картами охотничьих угодий, размещенными на официальном сайте субъекта Российской Федерации, и картографическими схемами Управления охотничьи угодья, переданные Организации в пользование, расположены в границах земельного участка с лесным массивом площадью 295 589 200 кв. м с кадастровым номером 10:20:0000000:99, находящегося в кварталах с 1 по 182 Лесничества (кадастровые кварталы 10:20:031402, 10:20:052001, 10:10:052003) и предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (далее - Учреждение).
Управление, полагая, что заключение соглашения без согласования с Минобороны России нарушает положения пункта 5.1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ссылаясь на постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны" и от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", подпункт 71 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2014 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", пункт 19 устава Управления, утвержденного приказом Департамента от 2015 года N 297, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу о том, что оспариваемое соглашение не противоречит закону, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
В силу части 1 статьи 36 Закона N 52-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.04.2010, предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществлялось в порядке, установленном данным Законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдавал специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 36 Закона N 52-ФЗ).
В связи с принятием Закона N 209-ФЗ часть 2 статьи 36 Закона N 52-ФЗ утратила силу с 01.04.2010.
Между тем согласно части 1 статьи 71 Закона N 209-ФЗ, вступившего в силу с 01.04.2010, юридические лица и индивидуальные предприниматели сохраняют право долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов, которое возникло у них на основании долгосрочных лицензий, полученных до 01.04.2010, до истечения срока действия соответствующей лицензии, если иное прямо не установлено законом; долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов продлению не подлежат (часть 2); такие юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (часть 3); органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с проявившими инициативу юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в течение трех месяцев с даты их обращения в эти органы (часть 4).
В соответствии с частью 2 статьи 27 Закона N 209-ФЗ по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) - предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в части 2 статьи 25 Закона N 209-ФЗ земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Таким образом, Закон N 209-ФЗ сохранил право пользования животным миром, возникшее у лицензиатов на основании ранее выданных долгосрочных лицензий, в течение срока их действия. Предоставленная этим лицам возможность заключить охотхозяйственные соглашения реализуется по усмотрению лицензиатов в льготном порядке - без проведения аукциона на право заключения такого соглашения.
Согласно пункту 5 статьи 93 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент заключения оспариваемого соглашения, исполнительные органы государственной власти, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 93 ЗК РФ в той же редакции допускается включать земельные участки, указанные в пункте 5 той же статьи, в границы охотничьих угодий с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.
Вместе с тем, поскольку оспариваемое соглашение заключено в соответствии с требованиями части 1 статьи 71 Закона N 209-ФЗ и охотничьи угодья, предоставленные по нему, сформированы в 2002 году, судами обоснованно отказано в признании его недействительным.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 10:20:0000000:99, принадлежащий на праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждению (кадастровая выписка от 02.07.2014 N 1000/240/14-62054), по охотхозяйственному соглашению Организации не передавался и не мог быть передан с учетом положений части 2 статьи 25 Закона N 209-ФЗ.
Управление в кассационной жалобе указывает, что суды при рассмотрении спора не учли, что установленный статьей 37 Закона N 52-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.04.2010, порядок выдачи лицензий предусматривал предоставление территории для использования животного мира с согласия собственника земель, однако ответчики такого согласия не получили.
Однако эти доводы, по сути, свидетельствуют о несогласии Управления с ранее выданной Организации долгосрочной лицензией. Между тем решение о выдаче Организации лицензии в установленном порядке никем не оспаривалось, проверка правомерности выдачи лицензии предметом настоящего дела также не является. Кроме того, как следует из текста лицензии (т.д. 1, л. 84), в разделе "Результаты согласования предоставления территории (акватории) для осуществления пользования животным миром" указано, что ее выдача согласована с Хвойным военным лесхозом.
Приняв во внимание изложенное, кассационная инстанция считает отказ судов первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявленных требований соответствующим нормам права и материалам дела и не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.08.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2016 по делу N А26-3604/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.