Требование: о признании незаконным бездействия в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: решение суда апелляционной истанции изменено, решение суда первой инстанции оставлено в силе
02 марта 2017 г. |
Дело N А56-6333/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В.,
при участии от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Жильцова Н.В. (доверенность от 29.12.2016), от общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" Федорова Д.В. (доверенность от 15.06.2016),
рассмотрев 22.02.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2016 по делу N А56-6333/2016 (судьи Барканова Я.В., Желтянников В.И., Жиляева Е.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройинвест", место нахождения: 197110, Санкт-Петербург, ул. Большая Зеленина, д. 8, корп. 2, лит. А, пом. 83-Н, ОГРН 1047855106606, ИНН 7841304200 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1 лит. Б, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), выразившегося в невыявлении и невключении нежилого здания площадью 36 820,6 кв. м с кадастровым номером 78:07:0003197:20, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. Адмирала Лазарева, д. 24, лит. А, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2015 году налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень), обязании Комитета включить указанное здание в Перечень.
Решением от 07.07.2016 (судья Герасимова Е.А.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 27.10.2016 решение от 07.07.2016 отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемое постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Как указывает податель жалобы, действующее законодательство не обязывает уполномоченный орган выявлять и включать в Перечень в год его формирования все объекты недвижимого имущества, соответствующие критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); апелляционный суд необоснованно посчитал не пропущенным предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) срок для обжалования бездействия Комитета; Общество, заполняя налоговую декларацию по налогу на имущество за 2015 год, не могло не знать о наличии условий, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, для исчисления налоговой базы как кадастровой стоимости здания. Кроме того, податель жалобы полагает, что имеются основания для прекращения производства по настоящему делу, поскольку утверждаемый Комитетом Перечень является нормативным правовым актом.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просило оставить обжалуемое постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества - в отзыве на нее.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат земельный участок площадью 7426 кв. м с кадастровым номером 78:7:3197:14, находящийся по адресу: Санкт-Петербург, наб. Адмирала Лазарева, д. 24, лит. А (свидетельство о государственной регистрации права от 05.12.2011 серии 78-АЖ N 404794), и расположенное на нем нежилое здание площадью 36 820,6 кв. м с кадастровым номером 78:07:0003197:20 (свидетельство о государственной регистрации права от 19.12.2014 серии 78-АЗ N 644188, выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 15.06.2016 N 78/001/032/2016-2694).
В качестве основания регистрации права собственности Общества на спорное здание в свидетельстве указаны договоры купли-продажи от 24.11.2004 N 1 и 2, от 15.06.2007 N 07/01/07, разрешения на строительство от 09.08.2011 N 78-13006520-2011 и на ввод объекта в эксплуатацию от 30.10.2014 N 78-2213в-2014.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что указанное здание используется открытым акционерным обществом "Газпром межрегионгаз" в качестве бизнес-центра "Тринити Плейс" для размещения своих структурных подразделений.
В утвержденный приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ) от 30.12.2014 N 463 Перечень здание Общества не вошло.
Общество, ссылаясь на невключение в Перечень принадлежащего ему здания, обратилось в Комитет с заявлением от 21.12.2015 о включении объекта в Перечень.
Общество, полагая, что непринятие Комитетом мер по включению в Перечень принадлежащего заявителю здания, отвечающего всем критериям, влечет необоснованное увеличение подлежащего уплате налога на имущество, что препятствует свободному осуществлению предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив пропуск Обществом срока для обращения с заявлением о признании бездействия Комитета незаконным и невозможность включения спорного объекта в Перечень на 2015 год в конце налогового периода, со ссылкой на часть 4 статьи 198 АПК РФ, пункт 1 статьи 55 и абзац первый пункта 10 статьи 378.2 НК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, не согласившись с выводами суда первой инстанции, а также установив, что имеющиеся в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) на момент утверждения Перечня сведения о спорном здании позволяли Комитету провести установленное Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - Порядок), утвержденным постановлением правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 N 737 (далее - Постановление N 737), обследование и включить здание в Перечень, отменил решение и удовлетворил заявление Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемое постановление подлежит отмене ввиду следующего.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества.
Согласно пункту 2 статьи 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 этой статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 этой статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
В силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в целях названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРП, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ в редакции, действовавшей на момент утверждения Перечня, вид фактического использования зданий определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном интернет-сайте или на официальном интернет-сайте субъекта Российской Федерации.
Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2014 N 645-110 (далее - Закон N 645-110) в статью 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 684-96) внесены изменения, согласно которым налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений площадью свыше 3000 кв. м, которые в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 378.2 НК РФ фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Согласно статье 2 Закона N 645-110 он начинает действовать с 01.01.2015, но не ранее чем через 1 месяц после опубликования.
Согласно статье 1-2 Закона N 684-96, введенной Законом Санкт-Петербурга от 29.04.2014 N 243-44, до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определение вида фактического использования указанных объектов на территории Санкт-Петербурга осуществляется в порядке, установленном правительством Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 737 и пунктом 3 Порядка в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений КЗРиЗ до 1 сентября года, предшествующего налоговому периоду, готовит на основе данных ГКН и (или) технического учета (инвентаризации) перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих обследованию в целях определения вида их фактического использования, и проводит обследование объектов, указанных в Перечне; готовит проекты решений об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и не позднее 1 октября года, предшествующего налоговому периоду, размещает проекты указанных решений на официальном интернет-сайте КЗРиЗ; до 1 декабря года, предшествующего налоговому периоду, принимает решения об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и также размещает указанные решения на официальном интернет-сайте КЗРиЗ.
Как следует из материалов дела, принадлежащее Обществу здание введено в эксплуатацию 30.10.2014 и с учетом положений пункта 3 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей в спорный период, могло быть поставлено на государственный кадастровый учет также не ранее указанной даты, то есть оно не могло быть включено в перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих обследованию, и соответственно обследовано в целях определения вида его фактического использования.
Согласно представленному Обществом кадастровому паспорту здания от 13.03.2015 N 78/201/15-79274 ему присвоен кадастровый номер 78:07:0003197:20, дата внесения номера в ГКН - 21.01.2015.
Право собственности Общества на данное здание зарегистрировано 19.12.2014, после того дня (1-го декабря), к которому уполномоченный орган должен завершить процедуру определения вида фактического использования зданий.
При таких обстоятельствах вывод апелляционного суда о том, что имеющаяся в ГКН на момент утверждения Перечня информация о здании позволяла провести установленные Порядком мероприятия по определению вида фактического использования здания и внести его в Перечень, является неправильным.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 117 АПК РФ пропущенный по уважительной причине срок на подачу заявления восстанавливается судом по ходатайству участвующего в деле лица.
Судом первой инстанции установлено, что заявление Общества о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка поступило в суд 08.02.2016.
Приказ КЗРиЗ от 30.12.2014 N 463, которым утвержден Перечень, 30.12.2014 был опубликован на официальном интернет-сайте КЗРиЗ в разделе "Приказы и распоряжения Комитета", 02.02.2015 - на официальном интернет-сайте Федеральной налоговой службы в разделе по Санкт-Петербургу.
Учтя изложенное, установив, что о невключении принадлежащего ему здания в Перечень Общество должно было узнать не позднее первого квартала 2015 года при уплате авансового платежа по налогу на имущество, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске Обществом срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, что являлось самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции, поэтому обжалуемое постановление подлежит отмене, а решение от 07.07.2016 должно быть оставлено в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2016 по делу N А56-6333/2016 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2016 по тому же делу оставить в силе.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.