06 марта 2017 г. |
Дело N А56-26884/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шпачевой Т.В., судей Власовой М.Г. и Малышевой Н.Н.,
при участии от жилищно-строительного кооператива "ВЕГА-96" Егорова С.Н. (доверенность от 22.04.2016),
рассмотрев 06.03.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Невского района Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.07.2016 (судья Селезнева О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Желтянников В.И.) по делу N А56-26884/2016,
установил:
Жилищно-строительный кооператив "ВЕГА-96", место нахождения: 193318, Санкт-Петербург, пр. Пятилеток, д.9, корп.1, ОГРН 1024700564680, ИНН 4703029949 (далее - Кооператив), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации Невского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация) о признании недействительным распоряжения от 22.10.2014 N 2332-р в части включения дома N 9 корп.1 по пр. Пятилеток в Санкт-Петербурге в перечень домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта.
Суд рассмотрел дело в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.07.2016 заявление удовлетворено, распоряжение Администрации в оспариваемой части признано недействительным.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 решение от 22.07.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить принятые по делу судебные акты. Как указывает Администрация, Кооператив вопреки требованиям пункта 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) не направил копию протокола общего собрания собственников в адрес регионального оператора, а в нарушение требований статьи 172 названного Кодекса копию такого протокола и сведения об открытии счета в банке не направил в орган государственного жилищного надзора.
Кооператив в отзыве на кассационную жалобу просит в ее удовлетворении отказать.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) в судебном заседании 13.02.2017 был объявлен перерыв 09 час. 50 мин. 06.03.2017.
Администрация о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако ее представитель в судебное заседание не явился.
Представитель Кооператива против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом на основании материалов дела, 15.04.2014 общее собрание собственников многоквартирного дома N 9 коп. 1 по пр. Пятилеток в Санкт-Петербурге выбрало способ формирования фонда капитального ремонта - перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в ОАО "Уралсиб" ( далее - Банк). 19.06.2014 между Кооперативом и Банком заключен договор специального счета для формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Письмом от 05.09.2014 копия протокола собрания собственников от 15.04.2014 направлена Администрации и получена последней 16.09.2014.
Несмотря на это, распоряжением Администрации от 22.10.2014 N 2332-р многоквартирный дом включен в перечень домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта.
Полагая, что такое распоряжение противоречит закону и нарушает его права и законные интересы, Кооператив обратился в арбитражный суд с иском, который правомерно рассмотрен судом в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При удовлетворении заявления судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ, вступившим в действие 26.12.2012, в Жилищный кодекс введена глава 15, регулирующая вопросы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования.
При рассмотрении дела судами правильно применен Жилищный кодекс в редакции, действовавшей на момент проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
В соответствии со статьей 169 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 170 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В силу части 5 статьи 170 Жилищного кодекса решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге утверждена постановлением правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 N 84 и опубликована 21.02.2014 на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга.
В данном случае решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта принято и реализовано ( открыт специальный счет в банке) в установленный срок.
Поэтому, как правильно установили суды, у Администрации отсутствовали основания для включения многоквартирного дома в перечень домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта.
Столь же правильно суды указали, что Администрация располагала сведениями о выборе собственниками помещений многоквартирного дома способа формирования фонда капитального ремонта, а если бы исходила из того, что такой способ не выбран, то в соответствии с частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса должна была бы созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, однако этого не сделала.
Также суд правильно исходил из неприменения к спорным правоотношениям введенной в дальнейшем редакции пункта 5 статьи 170 Жилищного кодекса, согласно которой решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете считается реализованным при условии открытия специального счета и предоставления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 Кодекса.
В действовавшей на момент проведения собрания редакции Жилищного кодекса не содержалось раскрытия содержания понятия "реализация решения". Поэтому, как указали суды, достаточным было открыть специальный счет в банке, что Кооператив и сделал в установленный срок.
Приведенные Администрацией доводы не являются основанием для отмены принятых по делу судебных актов, поскольку подобные нарушения, если и имели место, исходя из редакции Жилищного кодекса на дату проведения общего собрания собственников о выборе способа формирования фонда капитального ремонта не давали Администрации оснований для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
В соответствии с частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса в редакции от 28.12.2013 орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома на счете регионального оператора, если собственники помещений в таком доме в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капительного ремонта или выбранный ими способ не был реализован.
Кроме того, судами правильно отмечено, что по смыслу части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в адрес регионального оператора направляется копия протокола общего собрания собственников помещения многоквартирного дома, которым выбран способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления вносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора. В данном случае собственники выбрали иной способ формирования фонда капитального ремонта, а именно, перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в банке.
Нарушение пункта 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации о направлении в установленный срок в орган государственного жилищного надзора уведомления о выбранном собственниками способе формирования фонда капитального ремонта и справки банка об открытии специального счета не давало оснований считать решение собственников нереализованным.
При таком положении суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.07.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 по делу N А56-26884/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Невского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Шпачева |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.