09 марта 2017 г. |
Дело N А05-4631/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Алешкевича О.А., Асмыковича А.В.,
рассмотрев 06.03.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лето" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.06.2016 (судья Чурова А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2016 (судьи Смирнов В.И., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А05-4631/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лето" (место нахождения: 165680, Архангельская обл., Вилегодский р-н, с. Ильинско-Подомское, Зеленая ул., 8, ОГРН 1142904001503, ИНН 2909003179; далее - общество, ООО "Лето") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Архангельской области (место нахождения: 163072, г. Архангельск, Комсомольская ул., 38/1, ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; далее - инспекция, ГЖИ) от 24.03.2016 N ОК-04/07-06/39.
Решением суда от 29.06.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.11.2016, обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в значимой редакции, пункта 5 (1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - постановление Правительства РФ N 306, Правила N 306). Общество как управляющая компания настаивает на том, что при расчетах им правомерно применен повышающий коэффициент к нормативу потребления коммунальной услуги. Кроме того (ввиду статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее - Закон N 261-ФЗ), податель жалобы полагает, что в рассматриваемой ситуации доказывание невозможности установки прибора учета и проведение обследования на предмет отсутствия технической возможности его установки возлагаются на потребителя.
Представители ООО "Лето" и ГЖИ, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 24.02.2016 N ОК-04/01-15/633 инспекцией проведена внеплановая документарная проверка с целью рассмотреть обращение гражданина, проживающего в доме N 8 по Спортивной ул. в с. Ильинско-Подомское Вилегодского р-на Архангельской обл., о правомерности определения ООО "Лето" размера платы за водоснабжение и водоотведение (индивидуальное потребление).
Управление указанным домом осуществляет ООО "Лето".
В ходе проверки установлено, что общество как управляющая компания начисляло плату за водоснабжение и водоотведение по квартире N 9 означенного дома с учетом повышающих коэффициентов и в отсутствие акта о наличии технической возможности установки индивидуальных приборов учета в указанной квартире. Начисление такой платы предусмотрено приказом врио директора ООО "Лето" от 03.12.2015 N 69-А, согласно которому в многоквартирных жилых домах, подключенных к системам центрального водоснабжения, обслуживаемых обществом, и не оборудованных общедомовым, индивидуальным, общеквартирным прибором учета при расчете стоимости оказанной услуги применяется повышающий коэффициент к нормативу потребления коммунальных услуг: с 1 июля по 31 декабря 2015 года - 1,2; с 1 января по 30 июня 2016 года - 1, 4; с 1 июля по 31 декабря 2016 года - 1,5; с 2017 года - 1,6.
Указанный приказ, как следует из его преамбулы, принят в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ и частью 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.03.2015 N 7288-ач/04.
На основании этого приказа общество начислило плату за водоснабжение и водоотведение по квартире N 9 за ноябрь 2015 года - январь 2016 года с применением соответствующего повышающего коэффициента.
Инспекция пришла к выводу, что расчет размера платы за водоснабжение и водоотведение за указанный период произведен управляющей компанией жильцу квартиры N 9 неправомерно; обсчет потребителя составил 857 руб. 88 коп.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 24.03.2016 N ОК-04/07-01/267.
В целях устранения выявленных нарушений инспекция выдала обществу предписание от 24.03.2016 N ОК-04/07-06/39, которым в срок до 09.06.2016 обязала его как управляющую компанию произвести потребителю перерасчет платы по статьям "водоснабжение" и "водоотведение" на сумму 857 руб. 88 коп. за период с ноября 2015 года по январь 2016 года.
Не согласившись с предписанием ГЖИ, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у инспекции правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания. Суды констатировали законность, обоснованность и исполнимость предписания ГЖИ.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статья 198, 200, 201 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, среди прочего, плату за коммунальные услуги. В свою очередь плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное водоснабжение и водоотведение (холодную воду и отведение сточных вод) (части 2, 4 статьи 154 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ часть 1 статьи 157 ЖК РФ дополнена новым вторым предложением следующего содержания: "При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации".
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к названным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Вместе с тем Правила N 306 определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Согласно пункту 2 Правил N 306 "норматив потребления коммунальной услуги" - определяемый в соответствии с названными Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
Таким образом, Правила N 354 и N 306 имеют различный предмет регламентации, адресованы различным субъектам правоотношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 в Правила N 306 внесены изменения.
В силу пункта 5 (1) приложения N 1 ("Формулы, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг") к Правилам N 306 при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматив потребления горячей воды в жилых помещениях определяется по формуле 6 с учетом повышающего коэффициента, составляющего: (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129) с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,1; с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 1,2; с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1,4; с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1,5; с 2017 года - 1,6.
При этом пункт 5(1) утратил силу согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 с 30.06.2016.
Следовательно, правовое значение имеют нормативы потребления для потребителей, имеющих и не имеющих технической возможности установки индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
Довод общества о том, что норматив потребления с учетом повышающего коэффициента может быть рассчитан управляющей компанией самостоятельно, правомерно отклонен судами применительно к пункту 3 Правил N 306, поскольку норматив потребления коммунальных услуг, в том числе с применением повышающего коэффициента, должен быть утвержден уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В связи с этим суды приняли во внимание правовую позицию, отраженную в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.03.2015 N 7288-ач/04, которое в силу пункта 3 постановления Правительства РФ N 306 наделено полномочиями разъяснений применения указанных правил.
В названном письме, в частности, указано, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо определить для каждого вида коммунальных услуг нормативы потребления без применения повышающего коэффициента (базовый норматив) и нормативы потребления с применением повышающего коэффициента (повышенный норматив). Применение повышающих коэффициентов, предусмотренных Правилами N 306, возможно исключительно путем установления нормативным правовым актом уполномоченного органа субъекта Российской Федерации соответствующего "повышенного норматива" потребления коммунальных услуг. При отсутствии нормативного акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего "повышенный норматив" потребления коммунальных услуг, исполнитель коммунальных услуг не вправе самостоятельно применять повышающий коэффициент к нормативу потребления.
Как установили суды, в Архангельской области органом, уполномоченным на установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, является Министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области. Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домах и на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории МО "Ильинское" муниципального образования "Вилегодский муниципальный район", утверждены постановлением Минэнергосвязи Архангельской области от 22.08.2012 N 21-пн.
Указанные нормативы утверждены без разделения на "базовый" и "повышенный", без учета применения повышающего коэффициента при наличии технической возможности установки индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
Следовательно, общество не имело полномочий самостоятельно применять повышающие коэффициенты при расчете платы за услуги по водоснабжению и водоотведению в спорный период применительно к утвержденному нормативу.
Кроме того, действующее законодательство, устанавливая нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, исходит из того, что повышающий коэффициент к установленному нормативу может применяться при условии наличия технической возможности установки приборов учета. При отсутствии такой возможности повышающий коэффициент применен быть не может.
Наличие такой возможности должно быть подтверждено документально, актом обследования по форме, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" (далее - приказ N 627).
Общество, начисляя плату за оказанные услуги жильцу квартиры N 9, увеличивало установленный норматив на повышающий коэффициент; при этом сведений о наличии технической возможности установки индивидуальных приборов учета у него не имелось.
С учетом статьи 13 Закона N 261-ФЗ, пункта 81 Правил N 354, утвержденных приказом N 627 критериев суды обоснованно признали, что в рамках спорных правоотношений для решения вопроса о применении повышенного коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги необходимо наличие соответствующего акта независимо о того, по чьей инициативе он может быть составлен; мотивация потребителей к установке приборов учета не означает возможность безосновательного применения повышающих коэффициентов без наличия доказательств, обосновывающих правильность такого применения. В рассматриваемом случае общество не располагало сведениями (в том числе актами) о наличии технической возможности установки индивидуальных приборов учета в квартире N 9.
При таких обстоятельствах суды удостоверились в том, что управляющая компания неправомерно производила начисление платы за водоснабжение и водоотведение потребителю с применением повышающих коэффициентов к утвержденному нормативу потребления; инспекция сделала правильный вывод о допущенном ООО "Лето" в период с ноября 2015 года по январь 2016 года обсчете потребителя, в связи с чем правомерно и обоснованно выдала предписание об устранении выявленного нарушения.
Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании приведенных норм права.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.06.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2016 по делу N А05-4631/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лето" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.