10 марта 2017 г. |
Дело N А05-220/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Александровой Е.Н., Асмыковича А.В.,
при участии от акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" Филина О.В. (доверенность от 01.04.2016 N 44/16),
рассмотрев 02.03.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2016 (судьи Мурахина Н.В., Осокина Н.Н., Смирнов В.И.) по делу N А05-220/2016,
установил:
акционерное общество "Архангельская областная энергетическая компания", место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Попова, дом 17, ОГРН 1082901006165, ИНН 2901179251 (далее - Общество, АО "АрхоблЭнерго") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, место нахождения: 163004, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 49, ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253 (далее - Министерство) о признании незаконным требования от 11.12.2015 N 203/07-06/9385 в части предложения возместить в областной бюджет необоснованно полученную субсидию на возмещение недополученных доходов (убытков), возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, за 2014 год в размере 235 642 руб. 87 коп.
Министерство в рамках настоящего дела обратилось со встречным заявлением о взыскании с Общества 238 580 руб. 55 коп., из них: 235 642 руб. 87 коп. излишне перечисленной субсидии за 2014 год и 2937 руб. 68 коп. пеней.
Решением от 20.04.2016 заявленные требования удовлетворены. В удовлетворении встречного заявления Министерства отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.10.2016 решение суда от 20.04.2016 отменено. В удовлетворении заявленных требований Обществу отказано. С Общества в пользу Министерства взыскано 235 642 руб. 87 коп. излишне перечисленной субсидии за 2014 год и 2937 руб. 68 коп. пеней.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемое постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, судом апелляционной инстанции сделан неверный вывод о том, что Общество при отсутствии надлежаще установленного тарифа в период с 01.06.2014 по 18.07.2014 применило недействующий для него тариф, в связи с чем необоснованно получило 235 642 руб. 87 коп. субсидии.
Кроме того, Общество ссылается на то, что обжалуемое постановление не способствует эффективности правосудия, поскольку целью судебной защиты является внесение правовой определенности в отношения сторон спора.
Министерство отзыв на кассационную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Министерство, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
Судами на основании материалов дела установлено, что по результатам проведенной плановой выездной проверки деятельности ОАО "АрхоблЭнерго" по вопросу соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение убытков (недополученных доходов), возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, за 2013 и 2014 годы Министерством составлен акт от 30.11.2015 N 203/01-23/175.
Как следует из названного акта, при расчете субсидии за 2014 год Общество приняло в расчет водоснабжение за период с 01.06.2014 по 31.12.2014 в объеме 16 275,720 куб. м. Установив, что тарифы на холодную воду, отпускаемую Обществом на территории муниципального образования "Соловецкое" муниципального образования "Приморский муниципальный район" введены в действие с 19.07.2014, Министерство пришло к выводу о том, что при расчете субсидии Общество неправомерно учло объем водоснабжения за период с 01.06.2014 по 18.07.2014, то есть за период до даты введения в действие утвержденных тарифов. Таким образом, объем потребности в средствах субсидии в части холодного водоснабжения за 2014 год, предъявленный Обществом в расчетах (989 889 руб. 28 коп.), завышен на 236 962 руб. 13 коп. По этому же филиалу Общества Министерство установило также завышение на 32 коп. потребности в средствах субсидии в части водоотведения за 2014 год.
Министерство также указало на завышение потребности в средствах субсидии за 2014 год в части водоснабжения на 81 руб. 14 коп. по Мезенскому филиалу общества и на 35 руб. 02 коп. по Котласскому филиалу, а также о занижении на 1435 руб. 74 коп. потребности в средствах субсидии в части водоотведения по Котласскому филиалу Общества.
Принимая во внимание названные обстоятельства, Министерство пришло к выводу о том, что сумма необоснованно полученных Обществом средств субсидии за 2014 год составляет 235 642 руб. 87 коп.
В связи с выявленными нарушениями и руководствуясь подпунктом 3 пункта 49 Порядка осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.02.2014 N 58-пп, Министерство направило Обществу требование от 11.12.2015 N 203/07-06/9385, в котором предложило в течение 15-ти дней со дня предъявления этого требования произвести возврат 240 397 руб. 57 коп. субсидии, в том числе 235 642 руб. 87 коп. за 2014 год.
Общество оспорило названное требование в указанной части в судебном порядке.
В свою очередь, ссылаясь на то, что срок исполнения требования от 11.12.2015 N 203/07-06/9385 истек 30.12.2015 и в установленный в этом требовании срок Общество добровольно не возместило в областной бюджет сумму необоснованно полученной субсидии, Министерство обратилось в арбитражный суд со встречным иском о взыскании с общества 235 642 руб. 87 коп. излишне перечисленной субсидии за 2014 год и 2937 руб. 68 коп. пеней, начисленных в соответствии с пунктом 3.3.4 договора от 22.01.2014 N 03-В за период просрочки с 31.12.2015 по 02.02.2016.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции указал, что расчет субсидии, произведенный Обществом за спорный период, является обоснованным и при этом не усмотрел оснований для вывода о предоставлении субсидии с нарушением норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и отменил решение суда, указав на то, что в отсутствие факта регулирования тарифов в период с 01.06.2014 по 18.07.2014 Общество применило недействующий для него тариф, в связи с чем необоснованно получило 235 642 руб. 87 коп. субсидии.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), а также пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее Закон N 416-ФЗ) установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территории ряда муниципальных образований Архангельской области с 01.06.2014.
Поскольку Общество подало заявление об утверждении производственной программы и установлении тарифов на техническую воду на 2014 год в агентство по тарифам и ценам Архангельской области, постановлением названного агентства от 02.07.2014 N 29-в/3 утверждена производственная программа ОАО "АрхоблЭнерго", осуществляющего холодное водоснабжение (в части технической воды) на территории муниципального образования "Соловецкое" муниципального образования "Приморский муниципальный район", на период с 19.07.2014 по 31.12.2014, а также установлены и введены в действие с 19.07.2014 по 31.12.2014 тарифы на техническую воду, отпускаемую Обществом на территории указанного муниципального образования.
В соответствии с указанным постановлением тариф на техническую воду для населения составил 42,07 руб./куб. м, тариф на техническую воду для потребителей, приравненных к населению, составил 35,65 руб./куб. м, тариф на техническую воду для прочих потребителей составил 96,47 руб./куб. м.
Как установлено судами, Общество применяло указанные тарифы при выставлении населению и потребителям, приравненным к населению, и при расчете субсидии также учло объем водоснабжения за период с 01.06.2014 по 18.07.2014.
При этом тарифы, примененные Обществом при расчетах с населением и потребителями, приравненными к населению, за поставленную в спорном периоде (с 01.06.2014 по 18.07.2014) воду, по своей величине совпадают с тарифами, установленными на период регулирования с 01.07.2014 по 31.12.2014 постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24.10.2013 N 59-в/6 для другой организации, осуществлявшей эту же деятельность на той же территории и с использованием того же имущественного комплекса водопроводно-канализационного хозяйства до его передачи в пользование Обществу.
Вместе с тем из приведенных нормативных положений Закона N 416-ФЗ и Закона N 210-ФЗ следует, что тариф устанавливается для каждой организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Следовательно, как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, применение тарифа, установленного для иной организации, не свидетельствует о правомерности применения Обществом этого тарифа в спорный период.
В силу статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Подпунктом "д" пункта 1 статьи 8 Закона Архангельской области от 19.12.2013 N 59-4-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Закон о бюджете на 2014 год) установлено, что в 2014 году из областного бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению.
В приложении N 18 к Закону о бюджете на 2014 год утвержден Порядок предоставления в 2014 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, (далее - Порядок предоставления субсидий).
Согласно пункту 5.1 этого Порядка субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, предоставляются организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение на территории Архангельской области, в случае установления агентством по тарифам и ценам Архангельской области этим организациям одноставочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), и (или) техническую воду, и (или) водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, ниже уровня одноставочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), и (или) техническую воду, и (или) водоотведение для прочих потребителей.
К потребителям, приравненным к населению, относятся: исполнители коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению; исполнители коммунальных услуг по горячему водоснабжению, осуществляющие производство и предоставление данных услуг с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования); организации, приобретающие холодную воду для производства горячей воды для нужд населения.
В силу пункта 5.2 Порядка предоставления субсидий целью предоставления субсидий является покрытие расходов организаций водопроводно-канализационного хозяйства, связанных с государственным регулированием тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению.
Пунктами 5.3 - 5.6 Порядка установлен порядок расчета объема субсидии.
Согласно пункту 5.3 этого Порядка в качестве базовых величин для расчета размера субсидий принимаются:
а) установленные агентством по тарифам и ценам для организаций водопроводно-канализационного хозяйства:
- одноставочные тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), и (или) техническую воду, и (или) водоотведение для прочих потребителей (без НДС);
- одноставочные тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), и (или) техническую воду, и (или) водоотведение для населения или потребителей, приравненных к населению (без НДС);
б) фактически реализованный организациями водопроводно-канализационного хозяйства населению и потребителям, приравненным к населению, объем питьевой воды, и (или) технической воды, и (или) услуг водоотведения, подтвержденный данными бухгалтерского учета, но не более объема, определенного на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - на основании установленных нормативов потребления.
В соответствии с пунктом 5.5 Порядка предоставления субсидий в случае установления агентством по тарифам и ценам i-й организации водопроводно-канализационного хозяйства одноставочных тарифов на техническую воду для населения и потребителей, приравненных к населению, ниже уровня одноставочных тарифов на техническую воду для прочих потребителей объем субсидии i-й организации водопроводно-канализационного хозяйства рассчитывается по формуле:
Ствi = (Ттвпрi - Ттвнi) x Vтвнi, где:
Ствi - объем субсидии i-й организации водопроводно-канализационного хозяйства, руб.;
Ттвпрi - одноставочный тариф на техническую воду для прочих потребителей (без НДС), установленный агентством по тарифам и ценам для i-й организации водопроводно-канализационного хозяйства, руб./куб. м;
Ттвнi - одноставочный тариф на техническую воду для населения и потребителей, приравненных к населению (без НДС), установленный агентством по тарифам и ценам для i-й организации водопроводно-канализационного хозяйства, руб./куб. м;
Vтвнi - фактически реализованный i-й организацией водопроводно-канализационного хозяйства населению и потребителям, приравненным к населению, объем технической воды, подтвержденный данными бухгалтерского учета, куб. м.
В силу пункта 5.7 этого же Порядка предоставление субсидий организациям водопроводно-канализационного хозяйства осуществляется Министерством в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования в рамках подпрограммы "Формирование и реализация региональной политики в сфере энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области" государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2020 годы)".
Согласно пункту 5.8 Порядка предоставления субсидий Министерство заключает с организациями водопроводно-канализационного хозяйства договоры на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению. Субсидии предоставляются организациям водопроводно-канализационного хозяйства начиная со дня введения в действие установленных для данных организаций тарифов, указанных в подпункте "а" пункта 5.3 данного Порядка. Субсидии не предоставляются за период после окончания срока действия тарифов, указанных в подпункте "а" пункта 5.3 данного Порядка.
В рассматриваемом случае во исполнение Закона о бюджете на 2014 год Министерство и Общество заключили договор от 22.01.2014 N 03-В на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, в 2014 году.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора Обществу предоставляется субсидия на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, в 2014 году в соответствии с разделом 5 Порядка предоставления в 2014 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, являющегося приложением N 18 к Закону о бюджете на 2014 год.
Согласно пункту 1.2 указанного договора объем субсидии рассчитывается в соответствии с пунктами 5.3 - 5.6 Порядка предоставления субсидий.
В силу пункта 1.5 договора субсидия предоставляется, начиная с даты подписания данного договора, но не ранее вступления в действие тарифов на холодную воду (питьевую и/или техническую воду) и (или) отведения для населения и потребителей, приравненных к населению, указанных в пункте 5.3 Порядка предоставления субсидий.
Согласно пункту 5.1 договора он вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и распространяет свое действие на отношения, возникшие с даты вступления в действие тарифов на холодную воду (питьевую и/или техническую воду) и/или водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, и действует до 31.12.2014 включительно.
Дополнительным соглашением от 31.12.2014 N 3 указанный пункт договора изложен в новой редакции, в соответствии с которой этот договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и распространяет свое действие на отношения, возникшие в 2014 году, но не ранее даты вступления в действие тарифов на холодную воду (питьевую и/или техническую воду) и/или водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению.
В соответствии с Порядком предоставления субсидий и заключенным договором Министерство предоставило Обществу субсидии в названных выше целях.
С учетом приведенного правильным является вывод суда апелляционной инстанции о том, что Общество имеет право на возмещение недополученных доходов с даты вступления в действие тарифов на холодную воду (питьевую и/или техническую воду) и/или водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению.
Поскольку Общество оказывало населению и потребителям, приравненным к населению, услуги по водоснабжению в период, в котором для него не был утвержден тариф, то есть с 01.06.2014 по 18.07.2014, то у Общества при осуществлении им деятельности в указанный период возникли убытки, связанные с государственным регулированием тарифов на холодное водоснабжение, которые ему должны быть возмещены.
Вместе с тем при отсутствии установленного льготного тарифа оснований для компенсации недополученных расходов путем выплаты соответствующих субсидий у Министерства не имеется.
Выводы суда первой инстанции основаны на том, что у Министерства отсутствуют основания требовать у Общества возврата в областной бюджет 235 642 руб. 87 коп. необоснованно полученной субсидии, поскольку в рассматриваемом случае предоставленными из областного бюджета средствами субсидии, (то есть за счет надлежащего источника и надлежащим способом) компенсированы убытки (недополученные доходы) Общества, обусловленные применением льготных тарифов для населения и потребителей, приравненных к населению (то есть при наличии оснований для компенсации убытков), при этом размер такой компенсации соответствует размеру этих убытков и определен в соответствии с Порядком предоставления субсидий.
В данном случае правомерным и обоснованным является вывод апелляционного суда о том, что фактический размер понесенных Обществом убытков с учетом заявленных сторонами требований в рамках настоящего дела оценке не подлежит.
Пунктом 5.15 Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что в случае выявления Министерством нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, а также условий договоров на возмещение недополученных доходов соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления министерством соответствующего требования. При невозврате бюджетных средств в установленный срок они подлежат взысканию Министерством в судебном порядке.
В силу пункта 3.3.4 договора от 22.01.2014 N 03-В в случае невозврата или несвоевременного возврата средств субсидии Общество обязано выплатить министерству пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для признания недействительным требования Министерства от 11.12.2015 N 203/07-06/9385 в части предложения Обществу возместить в областной бюджет необоснованно полученную субсидию на возмещение недополученных доходов (убытков), возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, за 2014 год в размере 235 642 руб. 87 коп.
Суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил требования Министерства о взыскании указанной суммы, а также и о взыскании пеней в размере 2937 руб. 68 коп.
При этом суд апелляционной инстанции правомерно указал на отсутствие препятствий на обращение Общества за взысканием убытков за спорный период в порядке, установленном статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ввиду изложенного довод жалобы Общества о том, что постановление апелляционного суда порождает правовую неопределенность в толковании и применении правовых норм является необоснованным и не опровергает выводов суда апелляционной инстанции.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки выводов суда и отмены обжалуемого постановления.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом положений подпункта 4 пункта 1 названной статьи Обществу следует возвратить в сумме 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению от 22.08.2016 N 9095.
Руководствуясь статьями 286-287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2016 по делу N А05-220/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Архангельская областная энергетическая компания", место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Попова, дом 17, ОГРН 1082901006165, ИНН 2901179251 из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению от 22.08.2016 N 9095.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.