22 марта 2017 г. |
Дело N А56-20978/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Кудина А.Г., Любченко И.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Городское Жилищно-Ремонтное Управление" Рогинкина В.О. (доверенность от 07.11.2016 N 08/15-юр), от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Сазонова Г.В. (доверенность от 09.01.2017, б/н),
рассмотрев 16.03.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городское Жилищно-Ремонтное Управление" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.07.2016 (судья Радынов С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2016 по делу N А56-20978/2016 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И., Толкунов В.М.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Городское Жилищно-Ремонтное Управление", место нахождения: Санкт-Петербург, Октябрьская наб., д. 102. лит. А, ИНН 7811427075 (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - ГЖИ, Инспекция) от 17.03.2016 N 09/3526-р.
Решением от 26.07.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.12.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
По мнению подателя жалобы, судами неполно выяснены обстоятельства, имеющее значение для дела, оспариваемым предписанием ему вменяется нарушение пункта 58 Правил "Предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в то время как суд первой инстанции применил иную норму - пункт 56 (1) Правил N 354, несоблюдение которой Обществу не вменялось. Кроме того, судами не учтено то обстоятельство, что Роспотребнадзор не усмотрел оснований для привлечения Общества к административной ответственности.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Инспекции просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых решения и постановления проверены в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании заявления, поступившего в Инспекцию 11.03.2016 от Громовой Валентины Васильевны - собственника жилого помещения расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Солидарности, д. 12, корп. 2, кв. 58, Инспекцией в отношении заявителя проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки установлено, что заявителем совместно с председателем совета многоквартирного дома составлен акт от 19.01.2016 об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, по адресу: Санкт-Петербург, пр. Солидарности, д. 12, корп. 2, кв. 58.
В соответствии с названным актом, помимо зарегистрированных в указанном помещении 5 человек, также установлено наличие двоих временно проживающих потребителей без регистрации.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что количество временно проживающих граждан, в том числе в квартире N 58 определено с нарушением пункта 57 б Правил N 354 (в отсутствие заявления собственника или постоянно проживающего потребителя либо составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренным статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), т.е. нарушен п. 58 Правил N 354.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 17.03.2016 N 09/3526-р, на основании которого Обществу выдано предписание от 17.03.2016 N 09/3526-р о проведении перерасчета начислений по коммунальным услугам ХВС инд., ГВС инд., водоотведение (далее - Предписание).
Общество оспорило названное Предписание в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о законности оспариваемого Предписания и не усмотрели правовых и фактических оснований для признания его недействительным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы пришла к следующему.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено пунктом 56 Правил N 354, если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
В соответствии с пунктом 57 Правил N 354 размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем. Расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем:
а) ввода в эксплуатацию индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета горячей воды, холодной воды и (или) электрической энергии, предназначенного для учета потребления такого (таких) коммунальных ресурсов в жилом помещении, которым пользуются временно проживающие потребители;
б) окончания срока проживания таких потребителей в жилом помещении, который указан в заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями, но не ранее даты получения такого заявления исполнителем.
Пунктом 58 Правил N 354 предусмотрено, что количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте "б" пункта 57 настоящих Правил, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статье 19.15 КоАП РФ.
Подпунктом е (1) пункта 32 Правил N 354 предусмотрено право исполнителя устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан.
Понятие исполнителя раскрыто в пункте 1 названных Правил. Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Пункт 56 (1) Правил N 354 определяет порядок составления акта в случае выявление исполнителем факта временного проживания граждан в жилом помещении.
Так пунктом 56(1) Правил N 354 предусмотрено, что в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю).
Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Как установили суды, в нарушение пункта 56(1) Правил N 354 акт от 19.01.2016 не содержит фамилию, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), не вручен указанному лицу. Кроме того, названный акт составлен в присутствии председателя совета многоквартирного дома Петрова А.М. и одного потребителя Гусева А.В., вместо двух потребителей как это императивно предусмотрено пунктом 56(1) Правил N 354.
Кроме того, как установлено судами, акт от 19.01.2016 был направлен в отдел Управления Федеральной миграционной службы Невского района 16.02.2016 с нарушением трехдневного срока, установленного пунктом 56 (1) Правил N 354.
С учетом изложенного следует признать правильным вывод судов о том, что акт от 19.01.2016 не может быть признан надлежащим документом, подтверждающим проживание в жилом помещении по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Солидарности, д. 12, корп. 2, кв. 58 двоих незарегистрированных временно проживающих потребителей и основанием для доначисления платы.
Суд апелляционной инстанции в ходе рассмотрения дела установил, что акт от 19.01.2016 был составлен со слов соседей, видевших, что в квартире N 58 дома 12 к. 2 по проспекту Солидарности проживают двое незарегистрированных граждан, а сам собственник квартиры, обратившийся в Инспекцию с жалобой, данный факт опровергал.
Каких-либо иных сведений, документально подтверждающих проживание в квартире 58 многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Солидарности, д. 12, корп. 2, незарегистрированных потребителей, заявителем в ходе проведения проведении проверки, а также суду не представлено.
Доводы подателя жалобы о том, что оспариваемым предписанием ему вменяется нарушение пункта 58 Правил N 354, в то время как суд первой инстанции применил пункт 56 (1) Правил, несоблюдение которого Обществу не вменялось, не могут быть приняты, поскольку ссылка на пункт 58 Правил N 354 не привела к неправильному установлению Инспекцией фактических обстоятельств нарушения Обществом требований действующего законодательства при установлении числа лиц, временно проживающих в данном жилом помещении, позиция Инспекции, изложенная в оспариваемом предписании, соответствует вышеуказанным нормам права.
Общество определило количество временно проживающих незарегистрированных граждан с нарушением требований Правил N 354.
Довод жалобы о том, что судом неправомерно не принято во внимание письмо Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу от 06.05.2015 N 78-00-03/42-14739, направленное в Инспекцию, получил надлежащую правовую оценку в суде апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для иной оценки выводов апелляционного суда.
При таких обстоятельствах следует признать правильными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
На основании статьи 333.21 НК РФ обществу с ограниченной ответственностью "Городское Жилищно-Ремонтное Управление" ИНН 7811427075, место нахождения: 193079, Санкт-Петербург, Октябрьская наб., д. 102 следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.07.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2016 по делу N А56-20978/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городское Жилищно-Ремонтное Управление" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Городское Жилищно-Ремонтное Управление" ИНН 7811427075, место нахождения: 193079, Санкт-Петербург, Октябрьская наб., д. 102 из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению от 27.12.2016 N 843.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.