03 апреля 2017 г. |
Дело N А56-93507/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
при участии от Санкт-Петербургской таможни Зыковой А.В. (доверенность от 19.01.2017 N 04-24/01333) и Морозовой А.О. (доверенность от 09.01.2017 N 04-24/00042), от Северо-Западного таможенного управления Куковеровой О.Н. (доверенность от 10.01.2017 N 01-24/00204), от общества с ограниченной ответственностью "ЯТИС" Паршиной Д.В. (доверенность от 22.01.2017 N 18/3-641),
рассмотрев 29.03.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2016 (судья Рыбаков С.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 (судьи Протас Н.И., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А56-93507/2015,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЯТИС", место нахождения: 192289, Санкт-Петербург, Бухарестская улица, дом 146, корп. 1, лит. "А", ОГРН 1027808010845, ИНН 7816102391 (далее - ООО "ЯТИС", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными требований Санкт-Петербургской таможни, место нахождения: 199034, Санкт-Петербург, 9-я Линия В.О., дом 10, ОГРН 1037800003493, ИНН 7830001998 (далее - Таможня), об уплате таможенных платежей от 27.11.2015 N 0618/15/0625 и от 27.11.2015 N 0619/15/0626.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Северо-Западное таможенное управление, место нахождения: 191187, Санкт-Петербург, наб. Кутузова, дом 20, лит. "А", ОГРН 1037843059495, ИНН 7830002582 (далее - СЗТУ, Управление).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016, заявление Общества удовлетворено - оспариваемые требования Таможни признаны недействительными. Кроме того, с Таможни в пользу Общества взыскано 6000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины; заявителю выдана справка на возврат из федерального бюджета 3000 руб. госпошлины.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение суда первой инстанции от 14.06.2016 и постановление апелляционного суда от 14.11.2016 и принять новый судебный акт. Податель жалобы, вопреки выводам, сделанным судами, указывает на обстоятельства, свидетельствующие о том, что у таможенного органа в соответствии с таможенным законодательством имелись правовые и фактические обстоятельства для выставления ООО "ЯТИС" оспариваемых требований об уплате таможенных платежей.
В кассационной жалобе СЗТУ считает ошибочными выводы суда о том, что у Таможни отсутствовали основания для выставления в адрес Общества оспариваемых требований, а также не согласно с выводом о пропуске срока направления указанных требований плательщику. Податель жалобы указывает, что с учетом положений части 1 статьи 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) пени таможенными платежами не являются и установленный трехлетний срок для направления требований об уплате таможенных платежей на пени не распространяется. В связи с этим СЗТУ просит отменить решение от 14.06.2016 и постановление от 14.11.2016 и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме.
В отзывах Общество просит в удовлетворении кассационных жалоб Таможни и СЗТУ отказать, а обжалуемые судебные акты оставить в силе.
В судебном заседании представители Таможни и СЗТУ поддержали доводы своих жалоб, а представитель Общества просил отказать в удовлетворении жалоб. Лица, участвующие в деле, не возражают о рассмотрении двух жалоб в этом судебном заседании.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 14.06.2016 и постановление апелляционного суда от 14.11.2016 подлежат отмене, а в удовлетворении заявленных Обществом требований следует отказать в связи с неправильным применением судами норм материального права.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в апреле - мае 2004 года ООО "ЯТИС" ввезло на таможенную территории Таможенного союза в Российскую Федерацию товары - транспортные средства (три седельных тягача "Scania PI 14 LB4X2LB340", два полуприцепа "Rolfo Sirio H V. 5.4" и один полуприцеп "Rolfo Formula Arctic").
Указанные транспортные средства были представлены к оформлению и оформлены на Южном таможенном посту по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) N 10210100/200404/0006339 и N 10210100/130504/0007590 и помещены под таможенный режим временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок" (далее - Постановление N 147).
В 2014 году товары (транспортные средства), сведения о которых заявлены в вышеуказанных ГТД, были помещены Обществом под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и выпущены.
Центральной акцизной таможней за период с 01.01.2010 по 02.03.2015 на основании статьи 131 ТК ТС проведена камеральная таможенная проверка Общества по вопросу соблюдения условий применения полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), в том числе, по ГТД N 10210100/200404/0006339 и N 10210100/130504/0007590.
17.08.2015 по результатам камеральной таможенной проверки должностным лицом Центральной акцизной таможни составлен акт камеральной таможенной проверки N 10009000/400/170815/А0045 (том дела 1, листы 16 - 25), согласно которому выявлены факты использования в 2010 году транспортных средств (трех тягачей и трех полуприцепов, оформленных по ГТД N 10210100/200404/0006339 и N 10210100/130504/0007590, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, во внутренних перевозках грузов, осуществленных на территории Российской Федерации (дата начала совершения внутренней перевозки - 06.06.2010), чем были нарушены требования Постановления N 147 и условия использования транспортных средств, временно ввезенных в Российскую Федерацию, действовавшие на момент выявления нарушения.
На основании акта камеральной таможенной проверки от 17.08.2015 N 10009000/400/170815/А0045 Санкт-Петербургской таможней составлен Акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей N 10210000/280815/0000019 по названным ГТД, задолженность по уплате пени составила 1 864 353 руб. 66 коп. (том дела 1, лист 115). Акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей подписан заместителем начальника Таможни Кочетковой Е.С.
В связи с несоблюдением условий полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) товаров, сведения о которых заявлены в ГТД N 10210100/200404/0006339 и N 10210100/130504/0007590, Таможня направила в адрес ООО "ЯТИС" требования об уплате таможенных платежей от 11.09.2015 N 0618/15/0498 и от 11.09.2015 N 0619/15/0499 на сумму пеней (640 637 руб. 23 коп. и 1 226 602 руб. 15 коп. соответственно; том дела 1, листы 12 - 13, 14 - 15).
Как видно из материалов дела и установлено судами, в указанных требованиях расчет пеней произведен за периоды с 07.06.2010 по 05.05.2014 и с 07.06.2010 по 30.04.2014, то есть, со дня, следующего за датой начала внутренней перевозки по день помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. При этом по ДТ N 10009193/280414/0001552 - дата выпуска 30.04.2014, по ДТ N 10009193/070514/0001662 - дата выпуска 08.05.2014, по ДТ N 10009193/070514/0001663 - дата выпуска 08.05.2014, по ДТ N 10009193/290414/0001581 - дата выпуска 05.05.2014, по ДТ N 10009193/130514/0001718 - дата выпуска 14.05.2014. Расчет сумм платежей был произведен Таможней от суммы условно начисленных в отношении транспортных средств таможенных платежей, а не от сумм ввозных таможенных пошлин.
В дальнейшем решением СЗТУ от 23.10.2015 N 16-03-12/51 (том дела 1, листы 26 - 33), принятым по результатам рассмотрения жалобы ООО "ЯТИС" (от 24.09.2015 N 18/3-534), требования Таможни от 11.09.2015 N 0618/15/0498 и N 0619/15/0499 признаны неправомерными и отменены.
Других решений СЗТУ по жалобе Общества не принимало.
Основанием для отмены указанных требований явился неверный расчет Таможней суммы пеней, подлежащих уплате, который был ошибочно произведен не от сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с частичным условным освобождением от их уплаты, а от суммы условно начисленных в отношении транспортных средств таможенных пошлин, налогов при их помещении под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
На основании решения СЗТУ от 23.10.2015, акта об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей от 28.08.2015 Таможня повторно направила Обществу требования от 27.11.2015 N 0618/15/0625 по ГТД N 10210100/200404/0006339 - на сумму пени за период с 07.06.2010 по 13.05.2014 в размере 429 357 руб. 80 коп. и от 27.11.2015 N 0619/15/0626 по ГТД N 10210100130504/0007590 - на сумму пени за период с 07.06.2010 по 07.05.2014 в размере 822 067 руб. 50 коп.
Посчитав повторное выставление требований Таможней от 27.11.2015 по тем же основаниям незаконным, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о необоснованном возложении таможенным органом обязанности по уплате Обществом сумм пеней, решением от 14.06.2016 удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 14.11.2016 оставил решение суда первой инстанции от 14.06.2016 без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, считает, что решение суда первой инстанции от 14.06.2016 и постановление апелляционного суда от 14.11.2016 подлежат отмене, а в удовлетворении заявленных требований Обществу следует отказать в связи с неправильным применением судами норм материального права.
В соответствии с частью 3 статьи 150 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) в случае выявления факта неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов до применения мер по их принудительному взысканию таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей.
Частью 5 статьи 152 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.
Выявление фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется структурными подразделениями таможни в результате проведения с использованием системы управления рисками различных форм таможенного контроля в соответствии с возложенными на них функциями.
Согласно части 6 статьи 152 Закона N 311-ФЗ обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, по правилам статьи 152 Закона N 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
Оформление результатов таможенной проверки и принятие решений по ее результатам регламентировано статьей 178 Закона N 311-ФЗ.
Из пункта 5 статьи 178 Закона N 311-ФЗ следует, что в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию. При этом первый экземпляр акта таможенной проверки приобщается к материалам таможенной проверки, второй экземпляр акта таможенной проверки и решение (решения) не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии акта и решения (решений) в случае его (их) принятия таможенным органом, проводившим проверку, направляются в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара, не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки для осуществления действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и выставления требования об уплате таможенных платежей в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В данном случае из материалов дела следует, что Центральной акцизной таможней (далее - ЦАТ) была проведена камеральная таможенная проверка, по результатам которой составлен акт от 17.08.2015 N 10009000/400/170815/А0045, которым зафиксирован факт нарушения Обществом законодательства Российской Федерации о таможенном деле со ссылками на положения нормативных правовых актов, требования которых нарушены; акт камеральной таможенной проверки N 10009000/400/170815/А0045 содержит выводы и предложения о суммах пеней, подлежащих уплате.
На основании указанного акта проверки, ЦАТ приняла решение от 17.08.2015 N 10009000/400/170815/Т0045/001 (том 1, лист дела 27) об отмене предоставления ООО "ЯТИС" полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, сведения о которых заявлены в ГТД N 10210100/200404/0006339 и ГТД N 10210100130504/0007590.
Решение ЦАТ от 17.08.2015 N 10009000/400/170815/Т0045/001 Общество не обжаловало в установленном порядке и оно вступило в силу.
Таможня составила в отношении Общества акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 28.08.2015 N 10210000/280815/0000019, которое также не обжаловано Обществом в установленном порядке.
Названный акт подписан надлежащим лицом Таможни и фиксирует действительную задолженность Общества по уплате пеней в связи с несоблюдением последним в 2010 году условий полного условного освобождения от уплаты таможенных платежей в отношении транспортных средств, ранее помещенных под таможенную процедуру временного ввоза по названным ГТД.
Решением СЗТУ от 23.10.2015, которое вступило в силу и не обжаловано Обществом в ФТС, также подтверждена действительная задолженность Общества по уплате пеней - признаны неправомерными и отменены только требования Таможни об уплате пеней от 11.09.2015 N 0618/15/0498 и N 0619/15/0499, что следует из текста названного решения.
Таким образом, факт наличия у Общества недоимки по таможенным платежам установлен ЦАТ в ходе проверки. По результатам таможенного контроля также установлено, что Обществом допущены нарушения условий полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленных пунктом 1 статьи 282 ТК ТС.
Временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта (статья 277 ТК ТС).
Правовым последствием допущенных нарушений со стороны Общества является переход на применение в отношении ввезенных транспортных средств частичного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
В силу пункта 3 статьи 282 ТК ТС при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории таможенного союза уплачивается 3 (три) процента суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Из материалов дела следует, что с момента совершения в 2010 году нарушения обязанность по уплате таможенных платежей ООО "ЯТИС" не исполнялась, у Общества образовалась недоимка по платежам за период с 07.06.2010 по 13.05.2014 по двум ГТД, наличие которой отражено в вышеуказанных актах таможенных органов, обязанность по уплате таможенных платежей образовалась у Общества с момента осуществления внутренних перевозок, то есть с 06.06.2010.
Требования Таможни от 27.11.2015 N 0618/15/0625 по ГТД N 10210100/200404/0006339 - на сумму пени за период с 07.06.2010 по 13.05.2014 в размере 429 357 руб. 80 коп. и от 27.11.2015 N 0619/15/0626 по ГТД N 10210100130504/0007590 - на сумму пени за период с 07.06.2010 по 07.05.2014 в размере 822 067 руб. 50 коп., выставлены на основании решения СЗТУ от 23.10.2015, акта об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей от 28.08.2015, в соответствии со статьей 91 ТК ТС и статьями 151 и 152 Закона N 311-ФЗ, что следует из текста названных требований и соответствует нормам права.
В указанные сроки Таможней соответствующие действия совершены.
В Законе N 311-ФЗ не содержится нормы о повторном составлении акта об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в случае, если первоначальный расчет таможенных платежей признан вышестоящим таможенным органом неправомерным и отменен.
Не предусмотрено такого требования, как ошибочно посчитали судебные инстанции, и в действовавшем на момент принятия Таможней указанных требований от 27.11.2015 Порядке взаимодействия таможенных органов при реализации решения (решений) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, утвержденного Приказом ФТС России от 20.04.2011 N 823.
Таким образом, не соответствует требованиям Закона N 311-ФЗ вывод судов о необходимости повторного составления акта об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных при выставлении требований от 27.11.2015, поскольку по данному факту Таможней уже составлен акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 28.08.2015 N 10210000/280815/0000019 на сумму подлежащих уплате пеней, который не был отменен и признан неправомерным.
На основании акта камеральной таможенной проверки от 17.08.2015 N 10009000/400/170815/А0045 и акта об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 28.08.2015 N 10210000/280815/0000019 Таможня в соответствии с требованиями статей 151 и 152 Закона N 311-ФЗ правомерно выставила Обществу требования об уплате таможенных платежей от 27.11.2015 N 0618/15/0625 и N 0619/15/0626.
В деле имеется расчет пеней по названным требованиям от 27.11.2015 за период с 07.06.2010 по 13.05.2014 9 (том 1, листы дела 116 - 120), своего контррасчета пеней Общество ни судам, ни в Таможню не представила.
Процедура выставления требований об уплате таможенных платежей (пеней) Таможней в данном случае соблюдена.
Согласно части 1 статьи 151 Закона N 311-ФЗ пенями признаются установленные названной статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
За исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 8 названной статьи, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов (часть 2 статьи 151 Закона N 311-ФЗ).
В силу части 4 статьи 151 Закона N 311-ФЗ уменьшение размера начисленных пеней, а также предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются.
В рассматриваемом случае выставление Обществу оспариваемых требований от 27.11.2015 N 0618/15/0625, N 0619/15/0626 на сумму подлежащих уплате пеней связано с установленным Таможней фактом нарушения Обществом срока уплаты таможенных платежей.
В данном случае основания для начисления пеней, предусмотренные частью 6 статьи 151 Закона N 311-ФЗ, у таможенного органа имелись.
В соответствии с частью 10 статьи 152 Закона N 311-ФЗ при нарушении требований и условий таможенных процедур, которое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле влечет наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов, требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено не позднее трех месяцев после дня обнаружения указанного нарушения. День обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в соответствии с частями 6 - 8 настоящей статьи.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление Пленума N 18) указано, что "предусмотренный частью 5 статьи 152 Закона о таможенном регулировании десятидневный срок для направления таможенным органом требования об уплате таможенных платежей не является пресекательным, поскольку с его истечением право требовать уплаты таможенных платежей не прекращается.
Направление указанного требования за пределами этого срока не препятствует принудительному взысканию таможенных платежей, если требование выставлено в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании:
со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, либо
со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС, либо
со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством.
Установленный пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд".
В данном случае Таможня обнаружила задолженность по пеням со дня составления акта об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 28.08.2015 N 10210000/280815/0000019.
Таким образом, вопреки выводам судов, требования таможенного органа от 27.11.2015 выставлены в предусмотренные Законом N 311-ФЗ сроки, направлены плательщику на сумму подлежащих уплате пеней и соответствуют действующим нормам права.
Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов (пункт 12 статьи 151 Закона N 311-ФЗ).
Из материалов дела следует, что ООО "ЯТИС" осуществляло внутренние перевозки на транспортных средствах, предназначенных для международной перевозки; обязанность уплаты таможенных платежей возникла у Общества с момента начала внутренних перевозок, то есть с 06.06.2010.
Также из материалов дела усматривается, что Обществом уплачены таможенные платежи в 2014 году при помещении транспортных средств под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ 10009193/280414/0001552, 10009193/070514/0001662, 10009193/070514/0001663, 10009193/290414/0001581 и 10009193/130514/0001718.
В связи с неисполнением обязанности по уплате ввозных таможенных платежей в отношении транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, Таможня обоснованно начислила Обществу пени за период с 07.06.2010 (даты, следующей за датой начала совершения внутренней перевозки) по день помещения товаров под указанную таможенную процедуру по вышеназванным ДТ. При этом факт уплаты Обществом в 2014 году таможенных пошлин, налогов не является основанием для освобождения от уплаты пеней, возникших в связи с несвоевременной уплатой платежей при несоблюдении им в 2010 году условий полного освобождения от уплаты таможенных пошлин в отношении транспортных средств, помещенную под таможенную процедуру временного ввоза.
Суд апелляционной инстанции ошибочно указал на пропуск таможенным органом срока направления требований об уплате таможенных платежей (пени).
Действительно, в силу пункта 1 части 5 статьи 150 Закона N 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В данном случае факт неуплаты Обществом таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению, обнаружен таможенным органом с момента составления акта об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 28.08.2015 N 10210000/280815/0000019.
Поскольку спорные требования об уплате пеней выставлены Таможней в 2015 году, следовательно, установленный пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона N 311-ФЗ пресекательный трехлетний срок для выставления требований не нарушен.
С учетом изложенного, у Таможни имелись правовые и фактические оснований для выставления ООО "ЯТИС" требований об уплате таможенных платежей от 27.11.2015 N 0618/15/0625 и от 27.11.2015 N 0619/15/0626.
В силу части 1 статьи 288 АПК ПФ неправильное применение судами норм материального права является основанием для отмены обжалуемых судебных актов и принятием нового судебного акта.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе Обществу полностью в удовлетворении заявленных им требований.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 по делу N А56-93507/2015 отменить.
В удовлетворении заявленных требований о признании недействительными требований Санкт-Петербургской таможни об уплате таможенных платежей от 27.11.2015 N 0618/15/0625 и от 27.11.2015 N 0619/15/0626 обществу с ограниченной ответственностью "ЯТИС" (место нахождения: 192289, Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, дом 146, корпус 1, лит.А, ОГРН 1027808010845, ИНН 7816102391) отказать полностью.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции ошибочно указал на пропуск таможенным органом срока направления требований об уплате таможенных платежей (пени).
Действительно, в силу пункта 1 части 5 статьи 150 Закона N 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
...
Поскольку спорные требования об уплате пеней выставлены Таможней в 2015 году, следовательно, установленный пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона N 311-ФЗ пресекательный трехлетний срок для выставления требований не нарушен."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 апреля 2017 г. N Ф07-1531/17 по делу N А56-93507/2015
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1010/18
17.01.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30390/17
03.04.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1531/17
14.11.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21392/16
14.06.2016 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-93507/15