06 апреля 2017 г. |
Дело N А13-3532/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Михайловской Е.А., Серова В.К.,
рассмотрев 06.04.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Ягановского сельского поселения на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.08.2016 (судья Виноградова Т.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2016 (судьи Моисеева И.Н., Кутузова И.В., Тарасова О.А.) по делу N А13-3532/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Энергия-1", место нахождения: 162699, Вологодская область, Череповецкий район, деревня Климовское, дом 7, ОГРН 1103536000930, ИНН 3523017710 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском, размер которого изменен в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к муниципальному образованию Ягановское сельское поселение в лице Администрации Ягановского сельского поселения, место нахождения: 162695, Вологодская область, Череповецкий район, село Яганово, Центральная улица, дом 15, ОГРН 1053500559606, ИНН 3523014194 (далее - Администрация), о взыскании 277 731 руб. 90 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную в период с марта 2014 года по май 2016 года, а также о возмещении 1616 руб. расходов на получение выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решением от 29.08.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.11.2016, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Администрация, считая обжалуемые судебные акты незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального права, просит их отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении иска.
Как полагает податель жалобы, в силу статей 30, 61, части 3 статьи 67, части 3 статьи 153, части 1 статьи 154, частей 3, 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) у Администрации отсутствует обязанность по оплате тепловой энергии, поставленной в заселенные нанимателями жилые помещения. Податель жалобы ссылается на то, что во всех домах, по которым произведено взыскание, выбран непосредственный способ управления.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие. Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, Общество является теплоснабжающей организацией, поставляющей тепловую энергию в жилые дома, находящиеся в селе Яганово Череповецкого района Вологодской области.
В отсутствие договора теплоснабжения Общество в период с марта 2014 года по май 2016 года поставило тепловую энергию в принадлежащие Администрации квартиры, расположенные в селе Яганово по адресам: Центральная улица, дом 12, квартира 9; дом 14, квартиры 3 и 8; дом 16, квартиры 1, 5, 6, 7.
Общество, рассчитав объем поставленной тепловой энергии по нормативу потребления коммунальной услуги и применив действующий тариф на тепловую энергию, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, полагая, что лицом, обязанным оплатить тепловую энергию, является Администрация.
Суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, удовлетворил иск полностью, посчитав его обоснованным. Суд исходил из того, что управляющая организация или иной способ управления в отношении многоквартирных домов, в которых находятся спорные квартиры, в порядке, установленном статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не определены, договоры на поставку коммунальных ресурсов с истцом не заключены.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Частью 3 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В настоящем случае спорные жилые помещения заселены на основании договоров социального найма, что подтверждено Администрацией в кассационной жалобе.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Общее собрание собственников обязано выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством.
Собственники вправе управлять своим многоквартирным домом либо опосредованно (путем объединения для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения в таком доме), либо непосредственно.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в жилых домах, поименованных истцом, не выбрана управляющая организация и не реализован иной предусмотренный законодательством способ управления, позволяющий осуществлять расчеты за поставленные в эти дома коммунальные ресурсы через исполнителя коммунальных услуг.
Довод подателя жалобы о том, что в спорных домах выбран способ управления - непосредственное управление гражданами, отклоняется судом кассационной инстанции как противоречащий материалам дела. В материалах дела отсутствуют протоколы общих собраний собственников помещений в спорных многоквартирных домах.
Приведенный в кассационной жалобе довод о том, что Администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, отклоняется судом кассационной инстанции на основании следующего.
Частью 2 статьи 153 ЖК РФ установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Согласно части 3 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
В силу части 4 названной статьи Кодекса наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей компанией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей компании, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 названной статьи.
Как указано в подпункте "з" пункта 4 представленных в дело типовых договоров социального найма спорных жилых помещений, заключенных администрацией (наймодателем) с гражданами (нанимателями), наниматель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в случае неуплаты в установленный срок платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги наниматель уплачивает наймодателю пени в размере, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, что не освобождает нанимателя от уплаты причитающихся платежей.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 указанных договоров наймодатель обязан обеспечивать предоставление нанимателю коммунальных услуг надлежащего качества. Наниматель вправе требовать от наймодателя, в числе прочего, предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (подпункт "г" пункта 6 названных договоров).
Согласно абзацу седьмому пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Принимая во внимание названную норму права, во взаимосвязи с положениями статьи 155 ЖК РФ, применительно к обстоятельствам настоящего дела, Администрация возложила на себя обязанности исполнителя коммунальных услуг, который в силу своего статуса участвует во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями, в данном случае с Обществом.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили иск в заявленном размере.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.08.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2016 по делу N А13-3532/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Ягановского сельского поселения - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.