10 апреля 2017 г. |
Дело N А56-36711/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Ракчеевой М.А. и Сергеевой И.В.,
при участии от местной администрации муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Васильевой Е.В. (доверенность от 22.02.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу местной администрации муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2016 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2016 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Желтянников В.И.) по делу N А56-36711/2016,
установил:
Местная администрация муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, место нахождения: 188505, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, пос. Аннино, Садовая ул., д. 10, ОГРН 1024702184253, ИНН 4720008040 (далее - администрация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624 (далее - Управление Росреестра), об отказе в государственной регистрации права, выраженных в уведомлениях от 20.02.2016 N 47/021/049/2015-608, от 20.02.2016 N 47/021/049/2015-609, от 29.02.2016 N 47/021/049/2015-1284, и об обязании зарегистрировать право собственности муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на следующие земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов, расположенные по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, МО Аннинское сельское поселение, д. Лесопитомник: участок 9 с кадастровым номером 47:14:0000000:38138 площадью 7 439 кв. м, разрешенное использование - "для размещения линейного объекта - автомобильной дороги общего пользования"; участок 5 с кадастровым номером 47:14:0519002:17 площадью 953 кв. м, разрешенное использование - "для размещения очистных сооружений бытовой канализации и водостока"; участок 7 с кадастровым номером 47:14:0519002:19 площадью 6 855 кв. м, разрешенное использование - "для размещения общественно-делового центра".
Решением суда от 16.09.2016 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 20.12.2016 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Податель жалобы ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Податель жалобы полагает, что суды не учли, что органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, ссылается на то, что согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица. Податель жалобы ссылается на то, что земельные участки, в отношении которых Управление Росреестра отказало в государственной регистрации права, находятся в границах сельского поселения, образованы из земель, государственная собственность на которые не разграничена, считает, что передача с 01.03.2015 органам местного самоуправления поселений в соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) полномочий по распоряжению земельными участками, находящимся в пределах таких поселений, фактически привела к разграничению государственной собственности на эти участки, что позволило, в свою очередь, муниципальным образованиям распорядиться ими путем принятия в муниципальную собственность, полагает, что при принятии оспариваемых судебных актов суды необоснованно не учли положения пункта 1 статьи 3.3 Вводного закона.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель администрации подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление Росреестра о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако своего представителя в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Совет депутатов муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области принял решения от 23.12.2015 N 82, от 23.12.2015 N 88 и от 29.12.2015 N 93 о приёме безвозмездно в муниципальную собственность муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области следующих земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, МО Аннинское сельское поселение, д. Лесопитомник: участок 9 с кадастровым номером 47:14:0000000:38138 площадью 7 439 кв. м, разрешенное использование - "для размещения линейного объекта - автомобильной дороги общего пользования"; участок 5 с кадастровым номером 47:14:0519002:17 площадью 953 кв. м, разрешенное использование - "для размещения очистных сооружений бытовой канализации и водостока"; участок 7 с кадастровым номером 47:14:0519002:19 площадью 6 855 кв. м, разрешенное использование - "для размещения общественно-делового центра".
Администрация направила в Управление Росреестра заявления от 31.12.2015 и 15.01.2016 о государственной регистрации права собственности муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на упомянутые земельные участки.
Управление Росреестра направило администрации сообщения от 20.02.2016 N 47/021/049/2015-608, от 20.02.2016 N 47/021/049/2015-609, от 29.02.2016 N 47/021/049/2015-1284 об отказе в государственной регистрации права на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), сославшись на то, что администрация не представила документы, подтверждающие возникновение права собственности муниципального образования на земельные участки.
Считая, что регистрирующий орган незаконно отказал в регистрации права собственности муниципального образования на земельные участки, чем нарушил права сельского поселения, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемые отказы соответствуют требованиям закона и не нарушают права заявителя, поскольку представленные на регистрацию документы не подтверждают возникновения права на земельные участки, и отказали в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В статье 20 Закона о регистрации приведены основания для отказа в государственной регистрации прав. Согласно абзацу 10 пункта 1 указанной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации.
В силу статьи 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами.
Как следует из статьи 19 ЗК РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
В обоснование требований администрация ссылается на то, что право муниципальной собственности на названные земельные участки возникло в порядке разграничения государственной собственности на землю, в подтверждение чего представила решения Совета депутатов муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 23.12.2015 N 82, от 23.12.2015 N 88 и от 29.12.2015 N 93.
Суды правомерно посчитали, что администрация не представила в регистрирующий орган надлежащих документов, подтверждающих возникновение права муниципальной собственности на упомянутые земельные участки в порядке разграничения государственной собственности на землю в соответствии с нормами федеральных законов и принятых в соответствии с ними законов субъекта Российской Федерации, то есть не подтвердила наличие предусмотренных пунктом 3 статьи 3.1 Вводного закона оснований отнесения земельных участков к собственности поселения.
Суды обоснованно не приняли доводы подателя жалобы, установив, что названные земельные участки относятся к неразграниченной государственной собственности, заявителем не представлены в регистрирующий орган документы, свидетельствующие о возникновении права собственности сельского поселения на эти участки.
Суды правомерно отклонили доводы администрации, касающиеся того, что в силу положений пункта 2 статьи 3.3 Вводного закона в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" органы местного самоуправления поселения после 01.03.2015 при наличии утвержденных правил землепользования и застройки вправе распорядиться упомянутыми земельными участками посредством принятия их в свою собственность, поскольку указанные доводы основаны на неверном толковании норм материального права.
По смыслу положений пункта 2 приведенной статьи наделение органов местного самоуправления поселений полномочиями по предоставлению земельных участков, которые не могут быть отнесены по основаниям, предусмотренным статьей 3.1 Вводного закона, к какой-либо из перечисленных форм собственности, в силу чего относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, не является основанием для такого разграничения и не означает возникновение у муниципальных образований права собственности на такие земельные участки.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2016 по делу N А56-36711/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу местной администрации муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский район Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
М.А. Ракчеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.