10 августа 2018 г. |
Дело N А05-13838/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Серовой В.К., Щуриновой С.Ю.,
рассмотрев 09.08.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.12.2017 (судья Низовцева А.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2018 (судьи Зорина Ю.В., Зайцева А.Я., Романова А.В.) по делу N А05-13838/2017,
установил:
Управление строительства и инфраструктуры Администрации муниципального образования "Устьянский муниципальный район", место нахождения: Архангельская область, Устьянский район, рабочий поселок Октябрьский, улица Комсомольская, дом 7, ОГРН 1162901053028, ИНН 2922009405 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилуправление", место нахождения: Архангельская область, Устьянский район, рабочий поселок Октябрьский, улица Ленина, дом 21, офис 5, ОГРН 1152907000047, ИНН 2922009194 (далее - Общество), о признании недействительным соглашения от 14.09.2016 и взыскании 511 688 руб. 59 коп. за фактическое пользование муниципальным имуществом в период с 14.09.2016 по 14.09.2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования "Устьянский муниципальный район" (далее - Администрация), Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области, место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2, ОГРН 1022900530696 (далее - УФАС), общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго".
Решением суда первой инстанции от 28.12.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.04.2018, Управлению в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе УФАС, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение или направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, отказав Управлению в удовлетворении требования о признании недействительным соглашения от 14.09.2016, суды не учли, что нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, предусмотрено обязательное проведение процедуры торгов (за исключением специально определенных случаев) при передаче по договору аренды или по концессионному соглашению объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Податель жалобы считает, что при заключении соглашения от 14.09.2016 об осуществлении деятельности на объектах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Ростовско-Минское", находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "Устьянский муниципальный район", были нарушены требования статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), поскольку объекты муниципального образования "Ростовско-Минское", находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования "Устьянский муниципальный район", были переданы Обществу в безвозмездное пользование без проведения торгов.
Податель жалобы также считает, что осуществление Обществом на основании соглашения от 14.09.2016 хозяйственной деятельности в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг с использованием объектов коммунальной инфраструктуры без проведения публичных процедур противоречит части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, так как препятствует обеспечению равного доступа хозяйствующих субъектов к такому имуществу.
Кроме того, организация обеспечения надлежащего теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, по мнению подателя жалобы, не относится к обстоятельствам, определенным Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в качестве чрезвычайной ситуации.
В отзыве Администрация просит отменить судебные акты, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права.
Представители участвующих в деле лиц, надлежаще уведомленных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в соответствии с протоколом комиссии по чрезвычайной ситуации от 13.09.2016 N 630 "О введении на территории муниципального образования "Ростовско-Минское" режима "повышенной готовности" Управлением (от имени муниципального образования "Устьянский муниципальный район") и Обществом (исполнитель) заключено соглашение от 14.09.2016 об осуществлении деятельности на объектах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Ростовско-Минское", находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "Устьянский муниципальный район" (далее - Соглашение).
По условиям заключенного Соглашения Общество обязалось в соответствии с критериями, установленными Соглашением и действующим законодательством, осуществлять, используя имущество, состав и описание которого приведены в таблице N 1 Соглашения (Объект Соглашения), производство, передачу и распределение тепловой энергии, подъем, очистку и транспортировку холодной воды, прием и очистку сточных бытовых вод для целей обеспечения потребителей тепловой энергией, холодным водоснабжением и водоотведением. Управление обязалось в рамках режима "повышенной готовности", согласно постановлению Администрации муниципального образования "Устьянский муниципальный район" от 13.09.2016 N 630 предоставить Обществу на срок, установленный Соглашением, права владения и пользования Объектом Соглашения для осуществления деятельности, предусмотренной Соглашением.
Сторонами 15.09.2016 подписан акт приема-передачи имущества.
В соответствии с пунктом 6.1 Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до момента завершения конкурсных процедур по концессионному соглашению Объекта Соглашения.
В отопительный период 2016-2017 годов ответчик посредством котельных и тепловых сетей, переданных по Соглашению, осуществлял деятельность по выработке и поставке тепловой энергии потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Ростовско-Минское" муниципального образования "Устьянский муниципальный район", и получал с потребителей плату в размере тарифа на тепловую энергию, утвержденного постановлениями Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 11.10.2016 N 42-т/1 и от 09.02.2017 N 7-в/2.
Ссылаясь на существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении Соглашения (снятие режима "повышенной готовности" на объектах ТЭК и ЖКХ на территории муниципального образования "Ростовско-Минское"), Управление письмом от 06.07.2017 N 1379 уведомило Общество о расторжении с 07.07.2017 Соглашения, предложив в срок до 11.07.2017 возвратить переданное по Соглашению имущество.
Поскольку Общество отказалось от расторжения Соглашения и возврата имущества, Управление обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным Соглашения как ничтожной сделки, при совершении которой нарушен явно выраженный запрет, установленный законом. Управление также просило взыскать с Общества 511 688 руб. 59 коп. за фактическое пользование муниципальным имуществом за период с 14.09.2016 по 14.09.2017.
Суд первой инстанции отказал Управлению в удовлетворении иска со ссылкой на то, что заключение Соглашения с единственным исполнителем в условиях чрезвычайной ситуации не противоречит требованиям закона, а именно части 9 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Кроме того, суд установил в действиях Управления, заявившего о недействительности Соглашения, признаки недобросовестного поведения, поскольку Управление, являвшееся инициатором заключения Соглашения, до настоящего момента не утратило интерес к теплоснабжению потребителей муниципального образования "Ростовско-Минское" в условиях "повышенной готовности" и не заключило концессионное соглашение в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 28.1 Закона N 190-ФЗ и статьей 41.1 Закона N 416-ФЗ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона N 115-ФЗ.
Концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случаях, предусмотренных в этом законе, а также с концессионером, определенным решением Правительства Российской Федерации, и в иных предусмотренных федеральным законом случаях (статья 37 Закона N 115-ФЗ).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
При рассмотрении дела судами установлено, что Управление заключило Соглашение с Обществом (единственным исполнителем) во исполнение постановления Администрации муниципального образования "Устьянский муниципальный район" от 13.09.2016 N 630 "О введении на территории муниципального образования "Ростовско-Минское" режима "повышенной готовности". Признав, что заключение Соглашения с единственным исполнителем в условиях чрезвычайной ситуации не противоречит требованиям статьи 28.1 Закона N 190-ФЗ, статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ, статьи 37 Закона N 115-ФЗ и пункту 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, суды не усмотрели предусмотренных статьями 166, 167 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оснований для признания Соглашения недействительной сделкой.
Отказывая Управлению в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно указали, что в силу пункта 5 статьи 166 ГК РФ заявление Управления о недействительности сделки не имеет правового значения, поскольку в действиях Управления, которое являлось инициатором заключения Соглашения и не утратило интерес к теплоснабжению потребителей муниципального образования "Ростовско-Минское" в условиях режима "повышенной готовности", имеются признаки недобросовестного поведения. Из материалов дела видно, что режим "повышенной готовности" на территории муниципального образования "Ростовско-Минское" был вновь введен с началом отопительного сезона 2017-2018 годов; Общество в этот период являлось на территории муниципального образования "Ростовско-Минское" единственной теплоснабжающей организацией, имеющей тариф на тепловую энергию до 2019 года; концессионное соглашение в порядке, предусмотренном Законом N 115-ФЗ, на момент вынесения судом решения не заключено.
С учетом изложенных обстоятельств кассационная инстанция считает отказ Управлению в иске правомерным.
Поскольку выводы судов, положенные в основу обжалуемых судебных актов, соответствуют нормам материального права, процессуальных нарушений при рассмотрении дела судами не допущено, обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, а кассационная жалоба УФАС - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.12.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2018 по делу N А05-13838/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.