21 апреля 2017 г. |
Дело N А56-32860/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Спецпроект" Баева А.С. (доверенность от 23.03.2017), от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Гугли А.В. (доверенность от 29.12.2016 N 42), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Алексанова А.Э. (доверенность от 22.12.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецпроект" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2016 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 (судьи Горбик В.М., Кашина Т.А., Полубехина Н.С.) по делу N А56-32860/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Спецпроект", место нахождения: 191002, Санкт-Петербург, Разъезжая ул., д. 5, лит. А, пом. 6-Н, ОГРН 1067847200156, ИНН 7840332558 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением:
- о признании незаконными действий федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, в лице филиала по Санкт-Петербургу (далее - Кадастровая палата), выраженных в решении от 01.03.2016 N 78/16-2691 о приостановлении осуществления кадастрового учета и в решении от 05.05.2016 N 78/16-5830 об отказе в снятии приостановления, связанных с требованием предоставить распоряжение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) о прекращении существования части земельного участка как обязательное условие исключения из государственного кадастра недвижимости дополнительных сведений о земельном участке с кадастровым номером 78:37:17819Д:9 (в настоящее время 78:37:1781905:9) в виде зоны воздушных линий электропередачи площадью 4136 кв. м;
- признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, ОГРН 1047833068931, ИНН 7801267400 (далее - Управление Росреестра), выраженных в уведомлении от 25.03.2016 о приостановлении государственной регистрации и в последующем сообщении от 29.04.2016 об отказе в государственной регистрации, связанных с указанием в уведомлении о приостановлении государственной регистрации на то, что государственный регистратор сам будет принимать необходимые меры, и последующим отказом в государственной регистрации в связи с непредставлением Обществом необходимых документов;
- обязании Кадастровой палаты и Управления Росреестра устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Делу, возбужденному на основании указанного заявления, присвоен номер А56-32860/2016.
Кроме того, Общество обратилось в тот же арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Кадастровой палаты, выраженных в решении от 01.06.2016 об отказе в учете изменений объекта недвижимости в связи с непредставлением распоряжения Комитета о прекращении существования части земельного участка как обязательного условия исключения из государственного земельного кадастра дополнительных сведений о земельном участке с кадастровым номером 78:37:17819Д:9 в виде зоны воздушных линий электропередачи площадью 4136 кв. м; обязании Кадастровой палаты устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Делу, возбужденному на основании указанного заявления, присвоен номер А56-40465/2016.
Определением от 11.08.2016 дела N А56-40465/2016 и А56-32860/2016 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера А56-32860/2016.
Решением от 30.09.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права. По мнению подателя жалобы, суды необоснованно не применили к спорным правоотношениям Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ); судами не дана надлежащая оценка оспариваемым действиям Кадастровой палаты и Управления Росреестра.
Кадастровая палата в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что заявитель не представил в кадастровый орган необходимые для государственного кадастрового учета документы, соответствующие по содержанию требованиям действующего законодательства, решения кадастрового органа приняты в установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) порядке и в предусмотренные данным Законом сроки.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Кадастровой палаты против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве. Представитель Управления Росреестра также просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения, полагая, что со стороны регистрирующего органа не допущено нарушений закона.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ) от 15.04.2005 N 458-рк по результатам проведенных межевых работ утверждены границы земельного участка сельскохозяйственного использования площадью 5371,0 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Петро-Славянка, территория предприятия "Ленсоветовское", участок 86, из категории земель поселений согласно прилагаемому плану. В отношении указанного земельного участка установлены ограничения, в том числе в виде зоны воздушных линий электропередачи площадью 4136 кв. м.
15.04.2005 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об указанном земельном участке, в том числе сведения о части участка площадью 4136 кв. м с учетным номером 1, представляющей охранную зону воздушных линий электропередачи. 10.06.2005 в отношении названного земельного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано обременение в виде зоны воздушных линий электропередачи площадью 4136 кв. м.
На основании договора купли-продажи от 06.04.2009 Общество с 05.05.2009 является собственником земельного участка площадью 5371,0 кв. м с кадастровым номером 78:37:17819Д:9 (равнозначен кадастровому номеру 78:37:1781905:9), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Петро-Славянка, территория предприятия "Ленсоветовское", участок 86.
Общество, исходя из пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 736 полагая, что в связи с непредставлением сетевой организацией в кадастровый орган сведений о границах охранных зон не имеется оснований для сохранения в кадастре сведений об обременении земельного участка, обратилось в Кадастровую палату с заявлением от 15.02.2016 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимого имущества в связи с прекращением существования части объекта недвижимости с учетным номером 1.
Решением Кадастровой палаты от 01.03.2016 N 78/16-2691 осуществление кадастрового учета приостановлено; заявителю предложено представить распоряжение Комитета о прекращении существования части земельного участка.
Решением Кадастровой палаты от 05.05.2016 N 78/16-5830 Обществу по результатам рассмотрения его заявления от 19.04.2016 отказано в снятии приостановления осуществления кадастрового учета изменений земельного участка.
Решением Кадастровой палаты от 01.06.2016 N 78/16-7103 отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и непредставлением распоряжения Комитета о прекращении существования части земельного участка.
Одновременно Общество обратилось в Управление Росреестра с заявлением от 15.02.2016 о государственной регистрации прекращения обременения в отношении земельного участка.
Уведомлением от 02.03.2016 регистрирующий орган сообщил о приостановлении государственной регистрации ввиду невозможности из представленных документов определить, о государственной регистрации прекращения какого именно из зарегистрированных обременений просит заявитель.
Уведомлением от 16.03.2016 Управление Росреестра сообщило Обществу о прекращении регистрации по его заявлению.
Уведомлением от 25.03.2016 Управление Росреестра сообщило Обществу о приостановлении государственной регистрации прекращения обременений, документы на которую поступили 14.03.2016, по тем причинам, что при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений об ограничении земельного участка в виде зоны воздушных линий электропередачи площадью 4136 кв. м не представляется возможным прекратить данное ограничение. Заявителю разъяснено, что он вправе самостоятельно представить дополнительные документы, в том числе в случае непоступления в Управление Росреестра необходимых документов по межведомственным запросам.
Сообщением от 29.04.2016 регистратор уведомил заявителя об отказе в государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) ввиду отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о снятии с учета ограничения в виде зоны воздушных линий электропередачи площадью 4136 кв. м.
Общество, считая, что действия Кадастровой палаты и Управления Росреестра, связанные с отказом снять с учета ограничения земельного участка в виде зоны воздушных линий электропередачи, противоречат Федеральному закону от 27.07.2010 N 210-ФЗ, а требования государственных органов о представлении дополнительных документов незаконны, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статьей 89 названного Кодекса для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики предусмотрено установление охранных зон с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки.
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон. Согласно пункту 2 названного постановления утвержденные этим нормативным правовым актом Правила не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу названного постановления (17.03.2009).
В силу статей 7, 10 Закона о кадастре сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, а также о зонах с особыми условиями использования территорий подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 12 статьи 25 Закона о кадастре учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется органом кадастрового учета на основании документов, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующей зоне. Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при учете части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, приобретают характер кадастровых сведений.
Суды, проанализировав положения Закона о кадастре, пришли к правомерному выводу, что исходя из части 5 статьи 4, части 2 статьи 16 названного Закона сведения об объектах недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета, в том числе в связи с изменениями характеристик объекта недвижимости, вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления правообладателя, иного уполномоченного лица и необходимых для государственного кадастрового учета документов.
Как установлено судами, Общество при обращении в Кадастровую палату просило осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимого имущества - земельного участка только на основании своего заявления. При этом документы, подтверждающие произошедшие изменения, а именно прекращение существования части земельного участка площадью 4136 кв. м с учетным номером 1, сведения о которой имеются в кадастре, заявитель не представил, и в порядке межведомственного взаимодействия такие документы в Кадастровую палату также не поступали. Распоряжение КЗРиЗ от 15.04.2005 N 458-рк, на основании которого образована часть земельного участка, не отменено, не оспорено, не признано недействительным.
При таких обстоятельствах кадастровый орган правомерно в соответствии со статьей 26 Закона о кадастре сначала приостановил осуществление кадастровых действий, а по истечении срока приостановления, поскольку документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости, в Кадастровую палату не поступили, на основании пункта 6 части 2 статьи 27 Закона принял решение об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Суды также правомерно не усмотрели оснований для признания незаконными действий Управления Росреестра, связанных с регистрацией прекращения обременения в виде зоны воздушных линий электропередачи.
В период существования спорных правоотношений государственная регистрация возникновения, прекращения, обременения прав на недвижимое имущество осуществлялась в порядке, установленном Законом о государственной регистрации. В силу статей 16, 17 названного Закона государственная регистрация прав (обременений) проводится на основании заявления уполномоченного лица и документов, необходимых для государственной регистрации, подтверждающих наличие оснований для внесения соответствующих сведений в ЕГРП (правоустанавливающих документов).
Поскольку заявитель при обращении в Управление Росреестра не представил документы, подтверждающие прекращение существования в отношении земельного участка обременения (ограничения) в виде зоны воздушных линий электропередачи площадью 4136 кв. м, при наличии в государственном кадастре недвижимости актуальных сведений об указанном обременении (ограничении) у регистрирующего органа не имелось оснований для внесения в ЕГРП записи о прекращении названного обременения. В таком случае принятые Управлением Росреестра решения по вопросу о регистрации прекращения обременения земельного участка соответствуют статьям 19, 20 Закона о государственной регистрации.
При изложенных обстоятельствах выводы судов об отказе в удовлетворении требований Общества являются правильными.
Доводы подателя жалобы о нарушении Кадастровой палатой и Управлением Росреестра Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ, на соответствие которому действия государственных органов не были проверены судами, не могут быть приняты во внимание. До 01.01.2017 государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществлялись в порядке, установленном Законом о кадастре и Законом о государственной регистрации соответственно, которыми и регулировалась деятельность уполномоченных государственных органов в соответствующей области. Поскольку нарушений названных Законов со стороны Кадастровой палаты и Управления Росреестра в ходе рассмотрения дела не установлено, у судов не имелось оснований для признания оспариваемых действий названных органов незаконными.
Иные доводы Общества основаны на ошибочном понимании положений Закона о кадастре и Закона о государственной регистрации, верно примененных судебными инстанциями, и не опровергают правильность выводов судов.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 по делу N А56-32860/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецпроект" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.