26 апреля 2017 г. |
Дело N А56-2212/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Атлас" Батищева В.К. (доверенность от 12.10.2015 N 9), от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ленинградской области Малаховой Е.М. (доверенность от 29.12.2016 N иск/32803), Альвы Марианны Валерьевны (по паспорту),
рассмотрев 19.04.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Атлас" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.06.2016 (судья Чуватина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Жиляевой Е.В.) по делу N А56-2212/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Атлас", место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 46, лит. Б, пом. 1-Н, ОГРН 1157847335140, ИНН 7840040330 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, в лице филиала по Ленинградской области (далее - Кадастровая палата) от 30.11.2015 N 47/15-125444 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 47:01:1122001:921, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, муниципальное образование "Гончаровское сельское поселение", и об обязании Кадастровой палаты осуществить государственный кадастровый учет образуемых земельных участков.
Применительно к правилам статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Альва (прежняя фамилия - Сахапова) Марианна Валерьевна и кадастровый инженер Денисов Дмитрий Викторович.
Решением от 13.06.2016 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает отказ Кадастровой палаты незаконным, поскольку установленные частью 1 статьи 3 Закона Ленинградской области от 02.12.2005 N 107-оз "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 107-оз) ограничения не распространяются на земельные участки, образуемые в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 47:01:1122001:921, учитывая цель их образования для ведения личного (подсобного) хозяйства. Кроме того, он ссылается на нарушение его прав как лица, с которым владельцы участка заключили договор на выполнение работ по межеванию исходного участка.
В отзыве на кассационную жалобу Кадастровая палата просит отказать в ее удовлетворении и оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества и Альва М.В. поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Кадастровой палаты возражал против ее удовлетворения.
Кадастровый инженер Денисов Д.В., участвующий в деле, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок общей площадью 26 112 кв.м с кадастровым номером 47:01:11-22-001:0921, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, муниципальное образование "Гончаровское сельское поселение", в районе пос. Зверево, принадлежит на праве общей долевой собственности 17 гражданам, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Согласно кадастровой выписке N 47/201/13/22628 данный земельный участок с кадастровым номером 47:01:1122001:921 (равнозначен кадастровому номеру 47:01:11-22-001:0921) поставлен на государственный кадастровый учет 21.09.2009, для него установлена категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения" и вид разрешенного использования - "для ведения сельского хозяйства".
Общим собранием собственников указанного земельного участка принято решение, оформленное протоколом от 08.09.2014, в соответствии с которым Альва (Сахапова) М.В. была избрана представителем сособственников участка, ей поручено представлять их интересы при проведении работ по прекращению права общей долевой собственности на данный участок и постановке на государственный кадастровый учет образуемых участков.
Кроме того, названным соглашением от 08.09.2014 в целях прекращения права общей долевой собственности на указанный земельный участок все участники долевой собственности договорились произвести раздел данного участка пропорционально принадлежащим им долям для последующего использования вновь образуемых земельных участков для личного подсобного хозяйства.
Между Обществом (исполнителем) и Альва (Сахаповой) М.В. как представителем собственников (заказчиком) был заключен договор от 10.10.2015 на выполнение работ по межеванию земельного участка с кадастровым номером 47:01:11-22-001:0921 с целью прекращения общей долевой собственности на данный участок и постановки на кадастровый учет вновь образуемых участков.
Кадастровый инженер Денисов Д.В. 19.05.2015 подготовил межевой план в связи с образованием 19 земельных участков, образующихся путем выделения из указанного выше земельного участка.
Данный межевой план был представлен в Кадастровую палату совместно с заявлением от 16.11.2015 N 47-0-1-100/3001/2015-11725 о постановке на государственный кадастровый учет 19 земельных участков.
По результатам рассмотрения названного заявления Кадастровая палата приняла решение от 30.11.2015 N 47/15-125444 об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании пункта 2 части 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2008 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в связи с выявлением несоответствия размера образуемых участков требованиям к предельным размерам участков, установленным частью 1 статьи 3 Закона N 107-оз.
Общество, считая отказ Кадастровой палаты незаконным и нарушающим его права как лица, с которым владельцы участка заключили договор на выполнение работ по межеванию земельного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь статьями 16, 27, 30, 31 Закона N 221-ФЗ, статьями 1, 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), статьей 3 Закона N 107-оз, признал оспариваемый отказ Кадастровой палаты законным и отказал в удовлетворении заявленных требований. При этом суд исходил из того, что согласно межевому плану площадь образуемых земельных участков составляет менее одного гектара, в материалы дела не представлены доказательства того, что в отношении как исходного, так и образуемых участков установлен вид разрешенного использования "для личного подсобного хозяйства", исходный земельный участок имеет вид разрешенного использования - "для ведения сельского хозяйства", доказательства изменения данного вида разрешенного использования отсутствуют, в связи с чем пришел к выводу о несоответствии размера образуемых участков требованиям части 1 статьи 3 Закона N 107-оз. Кроме того, суд первой инстанции посчитал, что в соответствии с пунктом 13 статьи 27 Закона N 221-ФЗ Общество не является лицом, обладающим правом на обжалование отказа Кадастровой палаты в осуществлении кадастрового учета земельных участков, поскольку не является ни заявителем, ни правообладателем преобразуемого земельного участка, ни лицом, подготовившим межевой план.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 Кодекса основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положениями подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков.
Пунктом 1 статьи 4 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены минимальные размеры новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 107-оз минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может быть менее 1 гектара.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 4 статьи 4 Закона N 101-ФЗ требования настоящего пункта не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации.
При этом согласно статье 1 Закона N 101-ФЗ действие данного закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
В силу статьи 11.2 ЗК РФ раздел участка, выдел участков являются способами образования участков (пункт 1); целевым назначением и разрешенным использованием образуемых участков признаются целевой назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельный участки, за исключением случаев, установленных федеральным законом (пункт 3).
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что исходный земельный участок с кадастровым номером 47:01:1122001:921, из которого подлежат образованию спорные земельные участки, относится к землям сельскохозяйственного назначения и был сформирован для ведения сельского хозяйства. В межевом плане, подготовленном кадастровым инженером в связи с образованием участков, также указан вид разрешенного использования - "для ведения сельского хозяйства".
В отношении участка в установленном порядке вид разрешенного использования не изменялся.
При таком положении суды пришли к правильному выводу, что в данном случае подлежат применению положения пунктов 1, 3 статьи 11.2 ЗК РФ, пункта 1 статьи 4 Закона N 101-ФЗ и части 1 статьи 3 Закона N 107-оз, поскольку исходный земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования - "для ведения сельского хозяйства", а площадь образуемых из него новых участков составляет менее 1 гектара, что не соответствует вышеуказанному предельному минимальному размеру образуемых участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что при постановке на кадастровый учет земельных участков, образуемых путем выдела в счет земельной доли участков, расположенных на территории Ленинградской области и отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, в случае, если образуемые земельные участки не попадают под случаи, предусмотренные абзацем 4 пункта 1 статьи 4 Закона N 101-ФЗ (в данном случае - исходный участок имеет вид разрешенного использования "для ведения сельского хозяйства"), орган кадастрового учета осуществляет проверку размера образуемого земельного участка на соответствие предельным размерам, установленным частью 1 статьи 3 Закона N 107-оз, и в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ принимает решение об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка, площадь которого составляет менее 1 гектара.
Таким образом, поскольку площадь образуемых земельных участков составляет менее одного гектара, у Кадастровой палаты не имелось оснований для осуществления их кадастрового учета, и оспариваемый отказ соответствует требованиям закона.
В связи с этим суды обоснованно признали решение Кадастровой палаты об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков законным и отказали Обществу в удовлетворении предъявленных требований.
Намерение собственников использовать образуемые земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, а не в соответствии с видом разрешенного использования, который установлен в отношении исходного земельного участка - "для ведения сельского хозяйства", не является правовым основанием для иной квалификации и оценки приведенных выше положений действующего законодательства, поскольку сведений об изменении категории земель и вида разрешенного использования в отношении участка с кадастровым номером 47:01:1122001:921 в материалах дела не имеется.
Сам по себе факт заключения между Обществом и собственниками участка договора на оказание услуг по проведению межевания земельного участка не свидетельствует о возникновении у Общества самостоятельного права на обжалование отказа Кадастровой палаты в осуществлении кадастрового учета участков. В пункте 13 статьи 27 содержится исчерпывающий перечень лиц, которым законодатель предоставил право в судебном порядке оспорить принятое органом кадастрового учета решение, и Общество не представило достоверных доказательств того, что оно относится к указанным лицам.
Суд первой инстанции дал подробную оценку полномочиям кадастрового инженера Денисова Д.В., который, как указано в материалах составленного им межевого дела, является работником ООО "Меридиан", то есть в соответствии с положениями статьи 31 Закона N 221-ФЗ он избрал форму организации своей деятельности в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом, а не в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно данным реестра кадастровых инженеров на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в отношении кадастрового инженера Денисова Д.В. отражена информация о форме его деятельности - работник юридического лица. Сведений о том, что данное лицо осуществляет свою деятельность кадастрового инженера в качестве работника Общества, в указанном реестре не имеется.
Доводы подателя жалобы со ссылкой на абзац 4 пункта 1 статьи 4 Закона N 101-ФЗ о том, что установленные Законом N107-оз ограничения по минимальному размеру участка не подлежат применению в связи с тем, что спорные участки образуются для ведения личного подсобного хозяйства, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. Из буквального толкования абзаца 4 пункта 1 статьи 4 Закона следует, что требования данного пункта о минимальных размерах вновь образуемых участков не распространяются на случаи, если исходный земельный участок, из которого подлежит выделу участок в счет доли в праве общей собственности, сформирован для ведения личного подсобного хозяйства. В то же время земельный участок с кадастровым номером 47:01:1122001:921 сформирован не для ведения личного подсобного хозяйства, а для ведения сельского хозяйства.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.06.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016 по делу N А56-2212/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Атлас" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Г. Преснецова |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.