28 марта 2017 г. |
Дело N А56-6335/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Сапоткиной Т.И. и Сергеевой И.В.,
при участии от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Жильцова Н.В. (доверенность от 29.12.2016), от общества с ограниченной ответственностью "Санкт-Петербургская медицинская компания" Федорова Д.В. (доверенность от 15.06.2016),
рассмотрев 22.03.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2016 по делу N А56-6335/2016 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Желтянников В.И.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Санкт-Петербургская медицинская компания", место нахождения: 196084, Санкт-Петербург, Заставская ул., д. 33, лит. Ж, оф. 506, ОГРН 1037825006581, ИНН 7811102180, обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, лит. Б, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), выразившегося в невыявлении и невключении нежилого 12-этажного здания площадью 20 223,8 кв. м с кадастровым номером 78:14:0007608:1345, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Московский пр., д. 156, лит. А, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2015 году налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень), обязании Комитета включить указанное здание в Перечень.
В суде первой инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена закрытого акционерного общества "Санкт-Петербургская медицинская компания" на общество с ограниченной ответственностью "Санкт-Петербургская медицинская компания" (место нахождения, ОГРН и ИНН те же; далее - Общество).
Решением от 07.07.2016 (судья Герасимова Е.А.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 26.10.2016 решение от 07.07.2016 отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемое постановление и оставить в силе решение.
Как указывает податель жалобы, действующее законодательство не обязывает уполномоченный орган выявлять и включать в Перечень в год его формирования все объекты недвижимого имущества, соответствующие критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); апелляционный суд необоснованно посчитал не пропущенным предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок для обжалования бездействия Комитета; Общество, заполняя налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2015 год, не могло не знать о наличии условий, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, для исчисления налоговой базы как кадастровой стоимости здания. Кроме того, податель жалобы полагает, что имеются основания для прекращения производства по настоящему делу, поскольку утвержденный Комитетом Перечень является нормативным правовым актом.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемое постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества - в отзыве на нее.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат земельный участок площадью 2793 кв. м с кадастровым номером 78:14:0007608:10 и видом разрешенного использования "для размещения объектов коммерческой деятельности", находящийся по адресу: Санкт-Петербург, Московский пр., д. 156, лит. А (свидетельство о государственной регистрации права от 09.08.2014 серии 78-АЗ N 476364), и расположенное на нем нежилое 12-этажное здание площадью 20 223,8 кв. м (впоследствии - 19 410,9 кв. м) с кадастровым номером 78:14:0007608:1345 (свидетельство о государственной регистрации права от 09.08.2014 серии 78-АЗ N 476362, выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 15.06.2016 N 78/001/032/2016-2693).
В качестве основания для внесения в ЕГРП 01.07.2014 записи о государственной регистрации права собственности Общества на спорное здание в свидетельстве указаны договор купли-продажи от 09.04.2001 N 9105/1-01, дополнительное соглашение к нему от 12.04.2001, разрешение на строительство от 08.02.2011 N 78-11007920-2011 и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.04.2014 N 78-1711в-2014.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что указанное здание используется открытым акционерным обществом "Газпром" в качестве бизнес-центра "Электро" для размещения своих структурных подразделений.
В утвержденный приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ) от 30.12.2014 N 463 Перечень здание Общества не вошло.
Общество, ссылаясь на невключение в Перечень принадлежащего ему здания, обратилось в Комитет с заявлением от 21.12.2015 о включении объекта в Перечень.
Общество, полагая, что непринятие Комитетом мер по включению в Перечень принадлежащего заявителю здания, отвечающего всем критериям, влечет необоснованное увеличение подлежащего уплате налога на имущество организаций, что препятствует свободному осуществлению предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив пропуск Обществом срока для обращения с заявлением о признании бездействия Комитета незаконным и невозможность включения спорного объекта в Перечень в конце налогового периода, со ссылкой на часть 4 статьи 198 АПК РФ, пункт 1 статьи 55 и абзац первый пункта 10 статьи 378.2 НК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, не согласившись с выводами суда первой инстанции, а также установив, что принадлежащее Обществу здание отвечает всем установленным статьей 378.2 НК РФ и статьей 1.1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 684-96) критериям, пришел к выводу о том, что уполномоченный орган не вправе по своему усмотрению формировать перечень объектов, налог на которые исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов, в связи с чем отменил решение и удовлетворил заявление Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемое постановление подлежит отмене ввиду следующего.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества.
Согласно пункту 2 статьи 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 этой статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 этой статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
В силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в целях названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ в редакции, действовавшей на момент утверждения Перечня, вид фактического использования зданий определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном интернет-сайте или на официальном интернет-сайте субъекта Российской Федерации.
Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2014 N 645-110 (далее - Закон N 645-110) в статью 1-1 Закона N 684-96 внесены изменения, согласно которым налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений площадью свыше 3000 кв. м, которые в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 378.2 НК РФ фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Согласно статье 2 Закона N 645-110 он начинает действовать с 01.01.2015, но не ранее чем через 1 месяц после опубликования.
Согласно статье 1-2 Закона N 684-96, введенной Законом Санкт-Петербурга от 29.04.2014 N 243-44, до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определение вида фактического использования указанных объектов на территории Санкт-Петербурга осуществляется в порядке, установленном правительством Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 3 Порядка в редакции, действовавшей в спорный период, в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений КЗРиЗ до 1 сентября года, предшествующего налоговому периоду, готовит на основе данных ГКН и (или) технического учета (инвентаризации) перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих обследованию в целях определения вида их фактического использования, и проводит обследование объектов, указанных в Перечне; готовит проекты решений об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и не позднее 1 октября года, предшествующего налоговому периоду, размещает проекты указанных решений на официальном интернет-сайте КЗРиЗ (в настоящее время - Комитета); до 1 декабря года, предшествующего налоговому периоду, принимает решения об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и также размещает указанные решения на официальном интернет-сайте КЗРиЗ.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 117 АПК РФ пропущенный по уважительной причине срок на подачу заявления восстанавливается судом по ходатайству участвующего в деле лица.
Судом первой инстанции установлено, что приказ КЗРиЗ от 30.12.2014 N 463, которым утвержден Перечень, 30.12.2014 был опубликован на официальном интернет-сайте КЗРиЗ в разделе "Приказы и распоряжения Комитета", а 02.02.2015 - на официальном интернет-сайте Федеральной налоговой службы в разделе по Санкт-Петербургу.
В арбитражный суд с настоящими требованиями Общество обратилось только 08.02.2016, о чем свидетельствует штамп суда первой инстанции на заявлении.
Учтя изложенное, установив, что о невключении принадлежащего ему здания в Перечень Общество с учетом положений пункта 2 статьи 379 и пунктов 1, 2, 4 и 7 статьи 382 НК РФ узнало не позднее первого квартала 2015 года при уплате авансового платежа по налогу на имущество, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске Обществом срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, что явилось самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции, поэтому обжалуемое постановление подлежит отмене, а решение от 07.07.2016 должно быть оставлено в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2016 по делу N А56-6335/2016 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2016 по этому делу.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.