03 апреля 2017 г. |
Дело N А21-4214/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Серовой В.К., Старченковой В.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Калининградская генерирующая компания" Ведищевой А.А. (доверенность от 09.01.2017 N 17/16), от Администрации городского округа "Город Калининград" Лахонина П.И. (доверенность от 14.04.2016 N 72/дв),
рассмотрев 03.04.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Калининградская генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.08.2016 (судья Надежкина М.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2016 (судьи Шестакова М.А., Слобожанина В.Б., Черемошкина В.В.) по делу N А21-4214/2016,
установил:
Открытое акционерное общество "Калининградская генерирующая компания", место нахождения: 136006, Калининград, Правая набережная, д. 10, лит. А, ОГРН 1083925011466, ИНН 3905601701 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к муниципальному образованию городской округ "Город Калининград" в лице Администрации городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236006, Калининград, площадь Победы, д. 1, ОГРН 1023900770222, ИНН 3903016790 (далее - Администрация), о взыскании за счет средств казны городского округа "Город Калининград" 30 966 900 руб. в качестве компенсации некомпенсируемых финансовых убытков от осуществления в 2014 - 2015 годах деятельности по эксплуатации РТС "Южная".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Служба по государственному регулированию цен и тарифов, место нахождения: 236000, Калининград, Советский пр., д. 13, ОГРН 1023900773192, ИНН 3905031762 (далее - Служба по тарифам), и Комитет экономики, финансов и контроля администрации городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236000, Калининград, площадь Победы, д. 1, оф. 317, ОГРН 1023900778219, ИНН 3905015619.
Решением суда первой инстанции от 22.08.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.11.2016, Компании в иске отказано.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, отказ органа местного самоуправления в выводе из эксплуатации источника тепловой энергии РТС "Южная" повлек возникновение у Компании некомпенсируемых финансовых убытков, которые в силу пункта 19 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 (далее - Правила N 889), должны быть компенсированы в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В отзыве Администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Компании - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Администрации отклонил их.
Представители третьих лиц, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, письмом от 20.02.2014 N 215 истец уведомил ответчика о выводе из эксплуатации с 15.10.2014 источника тепловой энергии РТС "Южная" по причине ее нахождения с 2010 года в "холодном резерве" и вводе в эксплуатацию новой станции.
Письмом от 09.07.2014 N И-ИГХ-11865 Комитет городского хозяйства отказал Компании в выводе источника тепловой энергии РТС "Южная" из эксплуатации со ссылкой на то, что в настоящее время РТС "Южная" законсервирована и вывод из эксплуатации РСТ "Южная" не предусмотрен схемой теплоснабжения.
Компания в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и пунктом 19 Правил N 889, направила в Службу по тарифам документально обоснованный расчет размера компенсации некомпенсируемых убытков, связанных с продолжением эксплуатации РТС "Южная".
Служба по тарифам установила величину компенсации на 2014 год в сумме 8 979 400 руб., на 2015 год - 10 007 400 руб.
Отказ Администрации возместить Компании некомпенсируемые убытки послужил основанием для обращения Компании в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды отказали Компании в удовлетворении заявленных требований, признав их необоснованными по праву.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы, приведенные в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 889 собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.
Согласно пункту 18 Правил N 889 орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.
В случае, если орган местного самоуправления не согласовал вывод из эксплуатации источника тепловой энергии и потребовал приостановить вывод объекта из эксплуатации, собственник источника тепловой энергии на основании пункта 19 Правил N 889 вправе потребовать компенсации некомпенсируемых финансовых убытков, понесенных в связи с продолжением эксплуатации источника тепловой энергии по требованию органа местного самоуправления.
Размер компенсации некомпенсируемых финансовых убытков определяется с ежеквартальной разбивкой как разница между экономически обоснованными фактически понесенными расходами, отнесенными регулируемой организацией на соответствующий вид деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, субсидиями (компенсациями), выплачиваемыми регулируемой организации из бюджетов всех уровней, и выручкой от реализации тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя по тарифам (ценам), установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (пункт 19 Правил N 889).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства (включая Схему теплоснабжения городского округа "Город Калининград" на период до 2029 года, утвержденную постановлением Администрации от 31.12.2013 N 2215; Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа "Город Калининград" на 2011 - 2015 годы, утвержденную решением городского Совета депутатов Калининграда от 19.11.2014 N 358; приказ Компании от 28.12.2011 N 77; определение Верховного суда Российской Федерации от 19.08.2015 по делу N 71-АЛЛ5-7), суды установили, что источник тепловой энергии РТС "Южная" с 2012 года находился на консервации, с 15.05.2013 произведено отсоединение тепловых сетей от РТС "Южная", то есть до обращения Компании в Администрацию с заявлением от 21.02.2014 РТС "Южная" была выведена из эксплуатации.
Доказательств, того, что орган местного самоуправления обязал Компанию продолжить эксплуатацию находящегося на консервации источника тепловой энергии РТС "Южная", в материалы дела не представлено.
Учитывая, что в силу пункта 19 Правил N 889 собственнику источника тепловой энергии компенсируются некомпенсируемые финансовые убытки, вызванные продолжением эксплуатации источника тепловой энергии по требованию органа местного самоуправления, а не убытки, понесенные в связи с консервацией объекта, суды правомерно отказали Компании в удовлетворении иска.
Доводы, приведенные Компанией в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права. Процессуальных нарушений при рассмотрении дела судами не допущено. В связи с этим суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Компании.
Определением суда кассационной инстанции от 17.01.2017 Компании предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу.
Принимая во внимание результат кассационного рассмотрения, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с Компании следует взыскать 3000 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.08.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2016 по делу N А21-4214/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Калининградская генерирующая компания" - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Калининградская генерирующая компания" (136006, г. Калининград, Правая набережная, д. 10, лит. А, ОГРН 1083925011466, ИНН 3905601701) в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.