11 мая 2017 г. |
Дело N А13-5329/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Дмитриева В.В., Нефедовой О.Ю.,
при участии от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области Рогалевой А.Н. (доверенность от 10.01.2017), от Министерства внутренних дел Российской Федерации Рогалевой А.Н. (доверенность от 19.01.2017),
рассмотрев 11.05.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Череповецкого муниципального района на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26.09.2016 (судья Лемешов В.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2016 (судьи Зайцева А.Я., Романова А.В., Чередина Н.В.) по делу N А13-5329/2016,
установил:
Администрация Череповецкого муниципального района, место нахождения: 162612, Вологодская обл., г. Череповец, Первомайская ул., д. 58, ИНН 3523002713, ОГРН 1023502294947 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области, место нахождения: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, строение 1, ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636 (далее - Министерство финансов), Департаменту финансов Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2, ИНН 3525015806, ОГРН 1023500901654 (далее - Департамент финансов), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области, место нахождения: 160001, г. Вологда, ул. Мира, д. 30, ИНН 3525041644, ОГРН 1033500037647 (далее - Управление внутренних дел), Министерству внутренних дел Российской Федерации, место нахождения: 119049, г. Москва, Житная ул., д. 16, ИНН 7706074737, ОГРН 1037700029620 (далее - МВД), о взыскании 138 150 руб. расходов по транспортировке (перевозке) в 2015 году тел умерших (погибших) граждан в морг на судебно-медицинское исследование.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Бюро судебно- медицинской экспертизы", муниципальное унитарное предприятие города Череповца "Специализированная ритуальная служба" (далее - Предприятие), Департамент социальной защиты населения Вологодской области.
Администрация в суде первой инстанции отказалась от иска к Департаменту финансов; отказ от иска принят судом.
Решением суда первой инстанции от 26.09.2016 в иске отказано, производство по иску к Департаменту финансов прекращено.
Постановлением апелляционного суда от 28.12.2016 решение от 26.09.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит отменить решение и постановление; направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы считает ошибочным вывод судов о том, что организация транспортировки тел умерших в государственное судебно-экспертное учреждение для проведения судебно-медицинской экспертизы относится к полномочиям органа местного самоуправления.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство финансов просит жалобу отклонить.
В судебном заседании представитель МВД и Управления внутренних дел просил жалобу отклонить.
Другие участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация в 2015 году заключила с Предприятием договоры на оказание услуг, связанных с транспортировкой (перевозкой) тел умерших (погибших) граждан на территории Череповецкого района в морг города Череповца.
Во исполнение указанных договоров Администрация оплатила услуги Предприятию в размере 138 150 руб.
По мнению истца, указанные расходы должны быть возмещены за счет средств федерального бюджета.
Администрация, ссылаясь на то, что организация доставки тел умерших в морг для проведения судебно-медицинского исследования относится к государственным полномочиям, в связи с чем понесенные затраты подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды в иске отказали.
Суд округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
В соответствии частью 1 статьи 2 Закона N 131-ФЗ под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Пунктом 22 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесена к вопросам местного значения поселения.
Аналогичные положения об отнесении указанных вопросов к ведению органов местного самоуправления закреплены соответствующими нормами Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ), регулирующего отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливающего основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (пункты 1 и 2 статьи 25 Закона N 8-ФЗ).
В соответствии со статьей 29 Закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с Законом N 8-ФЗ возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
На основании приведенных правовых норм, суды пришли к правильному выводу о том, что к вопросам местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения относится, в том числе, организация транспортирования тел умерших в государственное судебно-экспертное учреждение для проведения судебно-медицинского исследования.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что транспортировка тел умерших (погибших) из внебольничных мест в морг; составляют муниципальную нужду и соотносятся с полномочиями муниципальных органов.
Выделяя денежные средства на оплату услуг по эвакуации умерших в бюро судебно-медицинской экспертизы, муниципальное образование установило в качестве своего расходного обязательства соответствующие затраты.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в иске.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 26.09.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2016 по делу N А13-5329/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Череповецкого муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.