19 мая 2017 г. |
Дело N А56-7199/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Захаровой М.В., Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Атлас" Батищева В.К. (доверенность от 12.10.2015 N 9), от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ленинградской области Емельяновой Д.О. (доверенность от 10.03.2016 N исх/0444),
рассмотрев 17.05.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Атлас" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 по делу N А56-7199/2016 (судьи Горбик В.М., Кашина Т.А., Полубехина Н.С.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Атлас", место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 46, лит. Б, пом. 1-Н, ОГРН 1157847335140, ИНН 7840040330 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, в лице филиала по Ленинградской области (далее - Кадастровая палата) от 28.01.2016 N 47/16-7537 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 47:01:1122001:827, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, муниципальное образование "Гончаровское сельское поселение", и об обязании Кадастровой палаты осуществить государственный кадастровый учет образуемых земельных участков.
Применительно к правилам статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Сахапова Марианна Валерьевна и кадастровый инженер Денисов Дмитрий Викторович.
Решением от 26.04.2016 (судья Вареникова А.О.) заявленные требования удовлетворены, суд признал незаконным решение Кадастровой палаты от 28.01.2016 N 47/16-7537 и обязал ее осуществить кадастровый учет образуемых земельных участков.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 данное решение отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит постановление отменить, а решение суда первой инстанции оставить в силе.
Податель жалобы считает отказ Кадастровой палаты незаконным, поскольку установленные частью 1 статьи 3 Закона Ленинградской области от 02.12.2005 N 107-оз "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 107-оз) ограничения не распространяются на земельные участки, образуемые в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 47:01:1122001:827, учитывая цель их образования - для ведения личного (подсобного) хозяйства.
В отзыве на кассационную жалобу Кадастровая палата просит отказать в ее удовлетворении и оставить обжалуемое постановление без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Кадастровой палаты возражал против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, земельный участок общей площадью 13 347 кв.м с кадастровым номером 47:01:11-22-001:0827, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, муниципальное образование "Гончаровское сельское поселение", вблизи пос. Зверево, принадлежит на праве общей долевой собственности 8 гражданам, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Согласно кадастровой выписке от 31.01.2013 N 47/201/13-24764 данный земельный участок с кадастровым номером 47:01:1122001:827 (равнозначен кадастровому номеру 47:01:11-22-001:0827) поставлен на государственный кадастровый учет 10.10.1994, для него установлена категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения" и вид разрешенного использования - "для ведения сельского хозяйства".
Общим собранием собственников указанного земельного участка принято решение, оформленное протоколом от 08.09.2014, в соответствии с которым Сахапова М.В. была избрана представителем сособственников участка, ей поручено представлять их интересы при проведении работ по прекращению права общей долевой собственности на данный участок и постановке на государственный кадастровый учет образуемых участков.
Кроме того, названным соглашением от 08.09.2014 в целях прекращения права общей долевой собственности на указанный земельный участок все участники долевой собственности договорились произвести раздел данного участка пропорционально принадлежащим им долям для последующего использования вновь образуемых земельных участков для личного подсобного хозяйства.
Между Обществом (исполнителем) и Сахаповой М.В. как представителем собственников (заказчиком) был заключен договор от 10.10.2015 на выполнение работ по межеванию земельного участка с кадастровым номером 47:01:11-22-001:827 с целью прекращения общей долевой собственности на данный участок и постановки на кадастровый учет вновь образуемых участков.
Кадастровый инженер Денисов Д.В. 14.01.2016 подготовил межевой план в связи с образованием 8 земельных участков, образующихся путем выделения из указанного выше земельного участка.
Данный межевой план был представлен в Кадастровую палату совместно с заявлением от 18.01.2016 N 47-0-1-100/3001/2016-194 о постановке на государственный кадастровый учет 8 земельных участков.
По результатам рассмотрения названного заявления Кадастровая палата приняла решение от 28.01.2016 N 47/16-7537 об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании пункта 2 части 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2008 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в связи с выявлением несоответствия размера образуемых участков требованиям к предельным размерам участков, установленным частью 1 статьи 3 Закона N 107-оз.
Общество, считая отказ Кадастровой палаты незаконным и нарушающим его права как лица, с которым владельцы участка заключили договор на выполнение работ по межеванию земельного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь статьями 198, 201 АПК РФ, статьями 1,3, 22, 27 Закона N 221-ФЗ, статьями 11.2, 11.5, 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 3 Закона N 107-оз, статьями 4, 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", признал оспариваемый отказ Кадастровой палаты незаконным и удовлетворил заявленные требования. При этом суд исходил из того, что выдел доли земельного участка из земельного участка, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения, для ведения личного подсобного хозяйства не противоречит цели таких земель и в данном случае требование о минимальном размере участка на земельные участки, выделенные для ведения личного подсобного хозяйства, не распространяется.
Суд апелляционной инстанции на основании имеющихся в деле доказательств установил, что согласно межевому плану площадь образуемых земельных участков составляет менее одного гектара, в материалы дела не представлены доказательства того, что в отношении как исходного, так и образуемых участков установлен вид разрешенного использования "для личного подсобного хозяйства", исходный земельный участок имеет вид разрешенного использования - "для ведения сельского хозяйства", доказательства изменения данного вида разрешенного использования отсутствуют, в связи с чем пришел к выводу о несоответствии размера образуемых участков требованиям части 1 статьи 3 Закона N 107-оз. С учетом указанных обстоятельств апелляционный суд признал оспариваемый отказ Кадастровой палаты законным, отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого постановления в связи со следующим.
По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 Кодекса основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положениями подпункта 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлено, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков.
Пунктом 1 статьи 4 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены минимальные размеры земельных участков, образуемых из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 107-оз минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может быть менее 1 гектара.
В соответствии с абзацем 4 пункта 4 статьи 4 Закона N 101-ФЗ требования настоящего пункта не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации.
При этом согласно статье 1 Закона N 101-ФЗ действие данного закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
В силу статьи 11.2 ЗК РФ раздел участка, выдел участков являются способами образования участков (пункт 1); целевым назначением и разрешенным использованием образуемых участков признаются целевой назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельный участки, за исключением случаев, установленных федеральным законом (пункт 3).
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что исходный земельный участок с кадастровым номером 47:01:1122001:827, из которого подлежат образованию спорные земельные участки, относится к землям сельскохозяйственного назначения и был сформирован для ведения сельского хозяйства. В межевом плане, подготовленном кадастровым инженером в связи с образованием участков, также указан вид разрешенного использования - "для ведения сельского хозяйства".
В отношении исходного земельного участка участка в установленном порядке вид разрешенного использования не изменялся.
При таком положении апелляционный суд пришел к правильному выводу, что в данном случае подлежат применению положения пункта 1 статьи 4 Закона N 101-ФЗ и части 1 статьи 3 Закона N 107-оз, поскольку исходный земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования - "для ведения сельского хозяйства", а площадь образуемых из него новых участков составляет менее 1 гектара, что не соответствует вышеуказанному предельному минимальному размеру образуемых участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что при постановке на кадастровый учет земельных участков, образуемых путем выдела в счет земельной доли участков, расположенных на территории Ленинградской области и отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, в случае, если образуемые земельные участки не попадают под случаи, предусмотренные абзацем 4 пункта 1 статьи 4 Закона N 101-ФЗ (как в данном случае - исходный участок имеет вид разрешенного использования "для ведения сельского хозяйства"), орган кадастрового учета осуществляет проверку размера образуемого земельного участка на соответствие предельным размерам, установленным частью 1 статьи 3 Закона N 107-оз, и в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ принимает решение об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка, площадь которого составляет менее 1 гектара.
Таким образом, поскольку площадь образуемых земельных участков составляет менее одного гектара, у Кадастровой палаты не имелось оснований для осуществления их кадастрового учета, и оспариваемый отказ соответствует требованиям закона.
В связи с этим суд апелляционной инстанции обоснованно признал решение Кадастровой палаты об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков законным и отказал Обществу в удовлетворении предъявленных требований.
Намерение собственников использовать образуемые земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, а не в соответствии с видом разрешенного использования, который установлен в отношении исходного земельного участка - "для ведения сельского хозяйства", не является правовым основанием для иной квалификации и оценки приведенных выше положений действующего законодательства, поскольку сведений об изменении категории земель и вида разрешенного использования в отношении участка с кадастровым номером 47:01:1122001:827 в материалах дела не имеется.
Суд кассационной инстанции считает необходимым также отметить, что сам по себе факт заключения между Обществом и собственниками участка договора на оказание услуг по проведению межевания земельного участка не свидетельствует о возникновении у Общества самостоятельного права на обжалование отказа Кадастровой палаты в осуществлении кадастрового учета участков. В пункте 13 статьи 27 Закона N 221-ФЗ содержится исчерпывающий перечень лиц, которым законодатель предоставил право в судебном порядке оспорить принятое органом кадастрового учета решение, и Общество не представило в материалы дела объективных и достоверных доказательств того, что оно относится к указанным лицам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы со ссылкой на абзац 4 пункта 1 статьи 4 Закона N 101-ФЗ о том, что установленные Законом N107-оз ограничения по минимальному размеру участка не подлежат применению в связи с тем, что спорные участки образуются для ведения личного подсобного хозяйства, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. Из буквального толкования абзаца 4 пункта 1 статьи 4 Закона следует, что требования данного пункта о минимальных размерах вновь образуемых участков не распространяются на случаи, если исходный земельный участок, из которого подлежит выделу участок в счет доли в праве общей собственности, сформирован для ведения личного подсобного хозяйства. В то же время земельный участок с кадастровым номером 47:01:1122001:827 сформирован не для ведения личного подсобного хозяйства, а для ведения сельского хозяйства.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого постановления апелляционный суд установил все существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемого постановления, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 по делу N А56-7199/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Атлас" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Г. Преснецова |
Судьи |
Т.Г. Преснецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.