05 июня 2017 г. |
Дело N А52-2413/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Александровой Е.Н., Бурматовой Г.Е.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "МЕДМОС" Опрышко В.И. (доверенность от 06.02.2017 N 4), от Псковской таможни Федорова О.А. (доверенность от 21.03.2017 N 0743/0144),
рассмотрев 05.06.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Псковской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 08.12.2017 (судья Радионова И.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2017 (судьи Докшина А.Ю., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А52-2413/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "МЕДМОС", место нахождения: 125222, Москва, ул. Генерала Белобородова, д. 35/2, пом. Х, ОГРН 1147746083902, ИНН 7733868841 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным и отмене решения Псковской таможни, место нахождения: 180000, г. Псков, ул. Воровского, д. 20, ОГРН 1026000979058, ИНН 6027019031 (далее - Таможня, таможенный орган), от 03.03.2016 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10209094/020315/0000583.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 08.12.2016, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2017, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе таможенный орган, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что ввоз принадлежностей в Российскую Федерацию отдельно от медицинской техники, и их последующее помещение под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления означает использование данной принадлежности на территории Российской Федерации отдельно от медицинского изделия в соответствии с заявленной процедурой. Таможенных орган указывает, что предназначение ввезенных на территорию Российской Федерации прикроватных столиков "для домашнего использования" не позволяет отнести их к группе 94 5210 Общероссийского классификатора продукции (далее - ОКП), поскольку данная группа включает в себя исключительно оборудование, предназначенное для кабинетов и палат, лабораторий и аптек. Оговорок об оборудовании домашнего использования группа 94 5210 ОКП не содержит.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что 02.03.2015 в таможенный орган Обществом представлена ДТ N 10209094/020315/0000583, в которой задекларирована ввезенная на территорию Российской Федерации мебель медицинская, код ОКП 94 5210, а именно: прикроватные столики для кроватей функциональных медицинских механических, регулируемые по высоте, на колесиках со стояночным тормозом, рама из стали, предназначенные для ухода за больными в медицинских учреждениях - 950 шт., изготовитель "HEBEI BAIQIANG MEDICAL EQUIPMENT MANUFACTURING CO LTD".
При таможенном декларировании товара Обществом предъявлено в необходимом пакете документов соответствующее регистрационное удостоверение, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития России от 13.12.2010 N ФСЗ 2010/08601 на товар "Кровати функциональные медицинские механические с принадлежностями, указанными в приложении", в котором указано, что оно подтверждает, что изделие медицинского назначения (изделие медицинской техники) - кровати функциональные медицинские механические с принадлежностями, указанными в приложении, и моделей, указанных в приложении, относятся к коду 94 5210 ОКП.
Согласно приложению к данному удостоверению в качестве принадлежностей к кроватям функциональным медицинским механическим указаны: матрас, трансфузионная стойка, прикроватная тумбочка, прикроватный столик.
Код товара, заявленный в графе 33 ДТ - 9402 90 000 0, в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее по тексту - ТН ВЭД ЕАЭС).
Общество посчитало, что данные товары не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку включены в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19, действовавший в период декларирования товара.
Указанный товар выпущен 02.03.2015 в заявленном таможенном режиме.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной впоследствии камеральной таможенной проверки, таможенный орган пришел к выводу о том, что в отношении товара "прикроватные столики для кроватей функциональных...", задекларированных по ДТ N 10209094/020315/0000583, должна быть применена ставка НДС в размере 18%, поскольку представленное Обществом регистрационное удостоверение выдано на "прикроватные столики", как принадлежности к кроватям, тогда как по ДТ N 10209094/020315/0000583 "прикроватные столики" ввезены отдельно от кроватей как самостоятельный товар. По мнению Таможни, при ввозе на территорию Российской Федерации исключительно принадлежностей к важнейшей и жизненно необходимой технике, освобождение от уплаты НДС представлено быть не может. Обществом не представлено регистрационное удостоверение на товар "прикроватные столики для кроватей функциональных..." с указанием ОКП.
По данному факту Таможней принято решение от 03.06.2016 N 10209000/210/030616/Т0059/001 о внесении изменений в сведения, указанные в вышеназванной ДТ и о необходимости начисления НДС в отношении ввезенных товаров в размере 18%, сумма данного налога составила 263 572 руб. 70 коп.
Спорная сумма НДС взыскана таможенным органом с учетом пеней в размере 43 633 руб. 41 коп.
Полагая, что данное решение таможенного органа не соответствуют закону, нарушает права и законные интересы, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что Общество осуществляло ввоз именно тех прикроватных столиков, на которые получено регистрационное удостоверение и признали, что ввезенные заявителем прикроватные столики относятся именно к группе 94 5210 ОКП "Оборудование кабинетов и палат", в связи с чем сделали вывод, что решение таможни от 03.06.2016 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10209094/020315/0000583 принято с нарушением норм действующего законодательства и является незаконным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, относится к таможенным платежам (подпункт 3 пункта 1 статьи 70 ТК ТС).
В силу подпункта 4 пункта 3 статьи 80 ТК ТС таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в частности, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ (пункт 2 статьи 150 НК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.
Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 (далее - Перечень N 19) и действовал до 12.10.2015, то есть применялся на момент выпуска товара по спорной ДТ.
Как следует из обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судами применены разъяснения Министерства здравоохранения Российской Федерации, изложенные в письме от 25.03.2002 N 2510/2698-02-23 и Министерства финансов Российской Федерации изложенные в письме от 06.03.2002 N 04-03-05/10, согласно которым принадлежность медицинской техники к Перечню N 19 определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93. Принадлежность конкретной продукции к соответствующей группе Перечня определяется на основании принципа построения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93. Перечисленные в Перечне группы медицинской техники, а также входящие в них подгруппы и виды продукции освобождаются от НДС.
Ссылки таможенного органа на то, что в рассматриваемом случае данные разъяснения не актуальны, не могут быть приняты судом, поскольку указанный подателем вывод ошибочен.
Материалами дела подтверждается, что ввезенная заявителем медицинская продукция относится к группе ОКП 94 5210 - "прикроватные столики для кроватей функциональных медицинских механических, регулируемых по высоте, на колесиках со стояночным тормозом, рама из стали, предназначенные для ухода за больными в мед. учреждениях".
Пунктом 18 Перечня N 19 вид товаров "оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек" по коду 94 5200 отнесен к важнейшей и жизненно необходимой медицинской технике, реализация которой на территории Российской Федерации не облагается НДС.
Как обоснованно отметили суды, доказательств того, что ввезенный Обществом спорный товар неправильно классифицирован по кодам ОКП, таможенным органом в материалы дела не представлено.
Освобождение от налогообложения товаров согласно Перечню N 19 осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
Судами учтено, что статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) вместо терминов "медицинская техника", "изделия медицинского назначения" введен новый термин "медицинские изделия".
Пункт 1 указанной статьи определяет понятие медицинских изделий, под которыми данной нормой названы любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Пункт 4 этой же статьи разрешает обращение на территории Российской Федерации медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий, которыми предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 данных Правил, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
Судами установлено, что ввезенный Обществом товар прошел в установленном порядке регистрацию в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, о чем выдано регистрационное удостоверение от 13.12.2010 N ФСЗ 2010/08601 (срок действия - не органичен), в соответствии с которым ввезенный товар имеет код классификации по ОКП 94 5210. Сведения, отраженные в регистрационном удостоверении в отношении ввезенного товара, таможенным органом не опровергнуты.
При этом, ссылки таможенного органа на то, что из паспорта изделия "Прикроватный столик" усматривается, что он предназначен "для домашнего использования и в качестве инструмента за уходом за пожилыми людьми и инвалидами, которые прикованы к постели", не могут быть положены судом кассационной инстанции в основание для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку возможность использования данного изделия в домашних условиях само по себе не исключает того, что изделие может быть отнесено к группе 94 5210 ОКП "Оборудование кабинетов и палат" и не свидетельствует о недостоверности сведений, указанных в регистрационном удостоверении от 13.12.2010 N ФСЗ 2010/08601.
При таких обстоятельствах следует отметить, что вывод судов о том, что ввезенные Обществом по ДТ N 10209094/020315/0000583 товары подлежат освобождению от уплаты НДС верен, в связи с чем оспариваемое решение Таможни от 03.06.2016 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в указанную декларацию правомерно признано незаконным и отменено.
Доводы кассационной жалобы таможенного органа повторяют его позицию по делу, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Несогласие заявителя с выводами судов, иное толкование подателем действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанции в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 08.12.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2017 по делу N А52-2413/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Псковской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.