Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 июня 2017 г. N Ф07-5526/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
13 марта 2017 г. |
Дело N А52-2413/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 марта 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "МЕДМОС" Опрышко В.И. по доверенности от 06.02.2017 N 4, от Псковской таможни Благодатских А.В. по доверенности от 29.12.2016 N 11-38/0145,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Псковской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 08 декабря 2016 года по делу N А52-2413/2016 (судья Радионова И.М.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "МЕДМОС" (ОГРН 1147746083902, ИНН 7733868841; место нахождения: 125222, Москва, улица Генерала Белобородова, дом 35/2, помещение Х; далее - ООО "МЕДМОС", общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Псковской таможне (ОГРН 1026000979058, ИНН 6027019031; место нахождения: 180000, город Псков, улица Воровского, дом 20; далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным и отмене решения от 03.03.2016 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10209094/020315/0000583.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 08 декабря 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Таможенный орган с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Считает, что ввоз принадлежностей в Российскую Федерацию отдельно от медицинской техники, и их последующее помещение под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления означает использование именно данной принадлежности на территории Российской Федерации отдельно от медицинского изделия в соответствии с заявленной процедурой. Полагает, что предназначение ввезенных на территорию Российской Федерации прикроватных столиков "для домашнего использования" не позволяет отнести их к группе 94 5210 Общероссийского классификатора продукции (далее - ОКП), поскольку данная группа включает в себя исключительно оборудование, предназначенное для кабинетов и палат, лабораторий и аптек.
Представитель таможни в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, обществом 02.03.2015 в таможенный орган представлена ДТ N 10209094/020315/0000583, в которой задекларирована ввезенная на территорию Российской Федерации мебель медицинская, код ОКП 94 5210, а именно прикроватные столики для кроватей функциональных медицинских механических, регулируемые по высоте, на колесиках со стояночным тормозом, рама из стали, предназначенные для ухода за больными в медицинских учреждениях - 950 шт., изготовитель "HEBEI BАIQIANG MEDICAL EQUIPMENT MANUFACTURING CO LTD.".
При таможенном декларировании товара обществом предъявлено в необходимом пакете документов соответствующее регистрационное удостоверение, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития России от 13.12.2010 N ФСЗ 2010/08601 на товар "Кровати функциональные медицинские механические с принадлежностями, указанными в приложении" с приложением к нему.
Согласно данному удостоверению, оно подтверждает, что изделие медицинского назначения (изделие медицинской техники) - кровати функциональные медицинские механические с принадлежностями, указанными в приложении, и моделей, указанных в приложении, относятся к коду 94 5210 ОКП. В качестве принадлежностей указаны: матрас, трансфузионная стойка, прикроватная тумбочка, прикроватный столик.
Код товара, заявленный в графе 33 ДТ, 9402 90 000 0 в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее по тексту - ТН ВЭД ЕАЭС).
Общество посчитало, что данные товары не подлежат обложению НДС в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку включены в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 (далее - Перечень), действовавший в период декларирования товара.
Указанный товар выпущен 02.03.2015 в заявленном таможенном режиме.
Впоследствии таможенным органом проведена камеральная таможенная проверка, по результатам которой таможня пришла к выводу о том, что в отношении товара "прикроватные столики для кроватей функциональных_", задекларированных по ДТ N 10209094/020315/0000583, должна быть применена ставка НДС в размере 18 %, поскольку представленное обществом регистрационное удостоверение выдано на "прикроватные столики", как принадлежности к кроватям, тогда как по ДТ N 10209094/020315/0000583 "прикроватные столики" ввезены отдельно от кроватей как самостоятельный товар; при ввозе на территорию Российской Федерации исключительно принадлежностей к важнейшей и жизненно необходимой технике, освобождение от уплаты НДС представлено быть не может; регистрационное удостоверение на товар "прикроватные столики для кроватей функциональных_" с указанием ОКП, обществом не представлено.
По данному факту таможней принято решение от 03.06.2016 N 10209000/210/030616/Т0059/001 о внесении изменений в сведения, указанные в вышеназванной ДТ, и о необходимости исчисления НДС в отношении ввезенных товаров в размере 18 %, сумма данного налога составила 263 572 руб. 70 коп.
Спорная сумма НДС взыскана таможенным органом с учетом пеней в размере 43 633 руб. 41 коп.
Не согласившись с вынесенным решением таможни, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) тарифные преференции; 2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов.
Тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с названным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 80 ТК ТС таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в частности, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 149 и подпункта 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Как указано ранее в настоящем постановлении, такой Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС, был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19, действовавший в период декларирования товара.
Согласно разъяснениям Министерства здравоохранения Российской Федерации (письмо от 25.03.2002 N 2510/2698-02-23) и Министерства финансов Российской Федерации (письмо от 06.03.2002 N 04-03-05/10) принадлежность медицинской техники к Перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП). Принадлежность конкретной продукции к соответствующей группе Перечня определяется на основании принципа построения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93. Перечисленные в Перечне группы медицинской техники, а также входящие в них подгруппы и виды продукции освобождаются от НДС.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ввезенная заявителем медицинская продукция относится к группе ОКП 94 5210 - "прикроватные столики для кроватей функциональных медицинских механических, регулируемых по высоте, на колесиках со стояночным тормозом, рама из стали, предназначенные для ухода за больными в мед. учреждениях".
Пунктом 18 Перечня вид товаров "оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек" по коду 94 5200 отнесен к важнейшей и жизненно необходимой медицинской технике, реализация которой на территории Российской Федерации не облагается НДС.
Доказательств того, что ввезенный заявителем спорный товар неправильно классифицирован по кодам ОКП, ответчиком в материалы дела не представлено.
Освобождение от налогообложения товаров согласно Перечню осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
Статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) вместо терминов "медицинская техника", "изделия медицинского назначения" введен новый термин "медицинские изделия".
Согласно пункту 1 статьи 38 указанного Закона медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
В силу пункта 4 этой же статьи на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 6 вышеназванных Правил документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
В соответствии со статьей 38 Закона N 323-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила государственной регистрации).
Данными Правилами предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
Как установлено судом первой инстанции, ввоз спорного товара осуществлен на основании контракта от 29.04.2014 N MM/ZMM-1, заключенного с компанией "HEBEI BАIQIANG MEDICAL EQUIPMENT MANUFACTURING CO LTD." (Китай), по условиям которого сторонами согласовано поставка в Российскую Федерацию изделий медицинского назначения, деталей и запасных частей к изделиям медицинского назначения и другой продукции, в соответствии с условиями, указанными в дополнительных соглашениях и технической документации.
Дополнительным соглашением N 10 к контракту стороны согласовали поставку кроватей функциональных медицинских механических различных моделей и прикроватных столиков для кроватей функциональных медицинских механических.
Обществом 08.12.2014 и 10.03.2015 ввезены и оформлены по соответствующим декларациям кровати медицинские для ухода за инвалидами в стационаре или домашних условиях (код ОКП 94 5210).
В соответствии с паспортами изделий "Кровати функциональные медицинские механические" в комплект поставки входят: кровать, эксплуатационная документация, прикроватный столик, который поставляется в зависимости от пожеланий заказчика.
Из паспорта изделия "Прикроватный столик" усматривается, что прикроватный столик предназначен для домашнего использования и в качестве инструмента за уходом за пожилыми людьми и инвалидами, которые прикованы к постели. Прикроватный столик облегчает процесс принятия пищи, в случаях, когда пациент не способен самостоятельно встать с кровати.
Вместе с тем на маркировке изделия имеется надпись: "Произведено специально для ООО "Медтехника" Москва (том 2, лист 26).
Представленным регистрационным удостоверением от 13.12.2010 N ФСЗ 2010/08601 и приложением к нему подтверждается, что прикроватные столики являются принадлежностями к кроватям функциональным механическим.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что общество осуществляло ввоз именно тех прикроватных столиков, на которые получено регистрационное удостоверение, в связи с этим обоснованно признал тот факт, что ввезенные заявителем прикроватные столики относятся именно к группе 94 5210 ОКП "Оборудование кабинетов и палат".
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что решение таможни от 03.06.2016 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10209094/020315/0000583 принято с нарушением норм действующего законодательства и является незаконным.
В связи с этим доводы, изложенные таможней в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм таможенного законодательства.
Суд апелляционной инстанции констатирует, что доводы апелляционной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным таможней суду первой инстанции, были предметом исследования Арбитражного суда Псковской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна.
Иное толкование апеллянтом норм материального права не свидетельствует о неправильном их применении судом первой инстанции.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 08 декабря 2016 года по делу N А52-2413/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Псковской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-2413/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 июня 2017 г. N Ф07-5526/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "МЕДМОС"
Ответчик: Псковская таможня