20 июня 2017 г. |
Дело N А66-7458/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Кудина А.Г., Любченко И.С.,
при участии от Департамента архитектуры и строительства администрации города Твери Вуйминой И.М. (доверенность от 21.02.2017 N 29/407-и), от Управления муниципального заказа администрации города Твери Вуйминой И.М. (доверенность от 15.06.2017 N 50-д),
рассмотрев 19.06.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 22.11.2016 (судья Белова А.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 (судьи Осокина Н.Н., Докшина А.Ю., Мурахина Н.В.) по делу N А66-7458/2016,
установил:
Департамент архитектуры и строительства администрации города Твери (место нахождения: 170000, г. Тверь, Советская ул., 11, ОГРН 1056900236040, ИНН 6901093788; далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., 23, ОГРН 1036900080722, ИНН 6905005800; далее - управление, УФАС) от 16.06.2016 N 05-6/1-91-2016 и выданного на основании этого решения предписания УФАС от 16.06.2016 N 05-6/1-91-2016 об устранении нарушения в сфере осуществления закупок.
Определением от 05.07.2016 суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Управление муниципального заказа администрации города Твери (место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Вольного Новгорода, 10, ОГРН 1026900517490, ИНН 6901001956; далее - управление муниципального заказа), оператора электронной площадки - закрытое акционерное обществе "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (место нахождения: 127055, Москва, Новослободская ул., 24, стр. 2, ОГРН 1027707000441, ИНН 7707308480; далее - ЗАО "Сбербанк-АСТ") и общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "БИЛДИНГ" (место нахождения: 170006, г. Тверь, ул. Веры Бонч-Бруевич, 16, оф. 24, ОГРН 1136952004408, ИНН 6950164223; далее - ООО "СК "БИЛДИНГ").
Определением от 15.09.2016 суд в порядке статьи 50 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлек управление муниципального заказа к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Решением суда от 22.11.2016 заявленные департаментом и управлением муниципального заказа требования удовлетворены; оспариваемые решение и предписание УФАС признаны недействительными, не соответствующими Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе, Закон).
Постановлением апелляционной инстанции от 06.03.2017 решение суда от 22.11.2016 отменено в части признания недействительным пункта 1 оспариваемого решения УФАС; в указанной части производство по делу прекращено применительно к пункту 4 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с частичным отказом департамента от заявленных требований; в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить указанные судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами положений Закона N 44-ФЗ, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Управление настаивает на законности и обоснованности оспариваемых ненормативных правовых актов, считает их направленными на привлечение к рассматриваемым торгам участников, которые уже имеют в собственности готовое жилье либо осуществляют его строительство не в рамках Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ).
Представители УФАС, ЗАО "Сбербанк-АСТ", ООО "СК "БИЛДИНГ", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
В судебном заседании представитель департамента и управления муниципального заказа отклонил доводы жалобы, представив письменные пояснения в порядке статьи 81 АПК РФ, просил оставить судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 27.05.2016 управлением муниципального заказа (уполномоченным органом) на официальном сайте http:zakupki.gov.ru размещены извещение N 0136300021716000470 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями малоимущих многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2016 году.
На основании жалобы регионального отделения Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" в Тверской области управлением проведена внеплановая проверка.
По итогам проверки 16.06.2016 комиссией УФАС вынесено решение N 05-6/1-91-2016, согласно которому указанная жалоба признана необоснованной (пункт 1 решения); департамент и управление муниципального заказа признаны нарушившими пункт 2 части 1, часть 3 статьи 64, часть 6 статьи 66, часть 6 статьи 31 и часть 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ при проведении означенного выше электронного аукциона (пункт 2 решения); департаменту (заказчику), уполномоченному органу, аукционной комиссии и оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ") решено выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (пункт 3 решения).
Соответствующее предписание УФАС выдано в тот же день, 16.06.2016, и направлено на аннулирование состоявшихся этапов аукционной процедуры и последующее проведение аукциона в соответствии с принятым управлением решением.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, департамент обратился в арбитражный суд. Управление муниципального заказа направило заявление об оспаривании тех же ненормативных правовых актов УФАС; это заявление принято судом к производству и рассмотрено в рамках настоящего дела в порядке статьи 50 АПК РФ.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие у управления в данном случае правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого решения и выдачи оспариваемого предписания. Суды констатировали правильную реализацию заказчиком и уполномоченным органом требований Закона о контрактной системе.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из сферы применения Закона о контрактной системе, целей соответствующего правового регулирования, принципа обеспечения конкуренции (часть 1 статьи 1, статья 8 Закона N 44-ФЗ), специфики организации и проведения аукциона в электронной форме.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Как указано в части 3 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 названной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона.
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона документов и информации, не допускается (часть 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ).
Как правомерно отметили суды, одним из единых требований, предъявляемым к участникам закупки, является их соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона.
По настоящему делу судами установлено, что заказчик (департамент) и уполномоченный орган (управление муниципального заказа) в информационной карте аукциона установили требования к участникам закупки и к содержанию второй части заявки.
В частности, установлено, что заявка должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
копию разрешения на строительство многоквартирного жилого дома;
сведения об опубликовании, размещении и (или) представление копии проектной документации;
копии документов, подтверждающих права застройщика на земельный участок (том дела I; листы 120 - 121).
Оценив предмет закупки, суды также удостоверились в том, что она проводилась заказчиком в соответствии с муниципальной программой "Обеспечение доступным жильем населения города Твери на 2015 - 2020 годы", утвержденной постановлением администрации города Твери от 30.10.2014 N 1397. Упомянутая программа разработана в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы" и постановления Правительства Тверской области от 14.10.2014 N 510-пп "О государственной программе Тверской области "Создание условий для комплексного развития территории Тверской области, обеспечения доступным и комфортным жильем и объектами инфраструктуры населения Тверской области" на 2015 - 2020 годы".
Указанными программами установлено, что обеспечение жильем определенных категорий граждан осуществляется путем долевого участия в строительстве многоквартирных домов за счет федерального бюджета и средств областного бюджета Тверской области (или приобретения жилых помещений в таких домах у застройщика) в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
Вместе с тем отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируются Законом N 214-ФЗ.
Обязательным условием для получения застройщиком права на привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного дома является соблюдение им требований, указанных в части 1 статьи 3 Закона N 214-ФЗ: застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с названным Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства" либо подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Поэтому суды сочли правомерным включение управлением муниципального заказа и департаментом во вторую часть заявки требований к участникам аукциона, предусмотренных частью 1 статьи 3 Закона N 214-ФЗ.
Такое действие уполномоченного органа и заказчика основано на законе - отвечает пункту 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, специальной норме, а следовательно, не может рассматриваться как противоречащее требованиям Закона о контрактной системе и гражданскому законодательству, в том числе указанному УФАС пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Предоставление участниками размещения заказа документов, предусмотренных частью 1 статьи 3 Закона N 214-ФЗ, является не дополнительным требованием, а обязательным условием наличия права на привлечения средств дольщиков, предусмотренных требованиями действующего законодательства (единым требованием применительно к пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а не дополнительным требованием согласно части 2 статьи 31 Закона).
В связи с этим суды правильно отклонили ссылку УФАС на постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
В сложившейся ситуации стремление антимонопольного органа расширить круг потенциальных участников торгов не отвечает требованиям и принципам Закона о контрактной системе, не согласуется с балансом частных и публичных прав, не отвечает праву уполномоченного органа и заказчика при означенном выше объекте закупки апеллировать лишь к профессиональным хозяйствующим субъектам, отвечающим требованиям специального закона - Закона N 214-ФЗ, призванного дополнительно гарантировать интересы участников долевого строительства.
Правовые и фактические предпосылки к принятию антимонопольным органом соответствующих мер контрольного реагирования не подтверждены.
Выводы судов являются законными и обоснованными.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22.11.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 по делу N А66-7458/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.