19 июня 2017 г. |
Дело N А56-23329/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Ракчеевой М.А. и Сергеевой И.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Ленптицепром" Ершова И.Б. (доверенность от 19.07.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2016 (судья Герасимова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017 (судьи Жиляева Е.В., Желтянников В.И., Колосова Ж.В.) по делу N А56-23329/2016,
установил:
Открытое акционерное общество "Ленптицепром", место нахождения: 192019, Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 11, лит. А, офис 708, ОГРН 1037843053445, ИНН 4700000211 (далее - общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, лит. Б, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - комитет), о признании незаконным бездействия комитета, выразившегося в нерассмотрении заявления общества о выкупе земельного участка общей площадью 2 417 кв. м с кадастровым номером 78:40:0019282:5606, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Петергоф, Ропшинское ш., участок 141 (юго-восточнее д. 1а, лит. Б, по Ропшинскому ш.), и об обязании комитета в срок не позднее 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка на условиях представленного обществом проекта договора по цене 15 686 руб. 33 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Фонд имущества Санкт-Петербурга".
Определением суда от 15.09.2016 встречный иск комитета о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования общества на упомянутый земельный участок возвращен на основании части четвертой статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 27.10.2016 признано незаконным бездействие комитета, выразившееся в нерассмотрении заявления общества о выкупе названного земельного участка, комитет обязан в срок не позднее 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка, в остальной части требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 01.03.2017 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе комитет просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в части признания незаконным бездействия комитета и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка.
Податель жалобы ссылается на то, что доказательств, подтверждающих, что спорный участок образован из земельного участка, в отношении которого обществу ранее выдано свидетельство о праве постоянного бессрочного пользования, заявителем не представлено.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение и постановление без изменения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель общества обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Другие участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 03.08.2010 78-АД N 912867, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, земельный участок общей площадью 12 782 кв. м с кадастровым номером 78:40:19282:62, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Петродворцовый р-н, г. Петергоф, Ропшинское ш., участок 6 (севернее д. 8, лит. А по Ропшинскому ш.), принадлежит обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Указанные обстоятельства подтверждаются также выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Распоряжением N 4674-рк от 05.09.2014 Комитет по земельным ресурсам и землеустройству утверждены границы земельного участка общей площадью 2 417 кв. м с кадастровым номером 78:40:0019282:5606, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Петергоф, Ропшинское ш., участок 141 (юго-восточнее д. 1а, лит. Б, по Ропшинскому ш.), образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 78:40:0019282:62.
Общество обратилось в комитет с заявлением о выкупе принадлежащего ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка общей площадью 2 417 кв. м кадастровым номером 78:40:0019282:5606, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Петергоф, Ропшинское ш., участок 141, (юго-восточнее д. 1а, лит. Б по Ропшинскому ш.). Заявление получено комитетом 19.05.2015.
Ссылаясь на то, что в установленный законом срок комитетом не принято решение о предоставлении обществу земельного участка, полагая, что бездействие комитета не соответствует закону и нарушает его права, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Как следует из Положения о Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 N 98, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводит государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга. Для выполнения задач, предусмотренных в разделе 2 настоящего Положения, Комитет реализует следующие полномочия и функции, в частности осуществляет распоряжение государственным имуществом Санкт-Петербурга, в том числе: осуществляет распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Санкт-Петербурга, и земельными участками, расположенными на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена.
Пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. К ним относится предоставление в собственность за плату земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса (подпункт 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
Статьей 39.17 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Пунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что заявитель подтвердил наличие у него оснований для приобретения в собственность за плату без проведения торгов упомянутого земельного участка в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.
Суды обоснованно исходили из того, что имеющимися в деле доказательствами: кадастровыми паспортами земельных участков с кадастровыми номерами 78:40:0019282:5606, 78:40:0019282:62, свидетельствами о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования общества на указанные земельные участки, - подтверждается наличие оснований для предоставления спорного участка, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 78:40:0019282:62, обществу в собственность за плату без проведения торгов в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Суды установили, что в Едином государственном реестре недвижимости 29.07.2016 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования общества на земельный участок с кадастровым номером 78:40:0019282:5606. Указанное право не признано недействительным в установленном законом порядке.
Кроме того, в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 78:40:0019282:62, указанный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 78:19282:28.
Как следует из отзыва комитета на заявление общества по настоящему делу, руководствуясь актом на право пользования землей серии А-1 N 331441 от 1989 г., передаточным актом, утвержденным решением общего собрания акционеров АОЗТ "Птицефабрика Красные Зори" (протокол от 23.04.1997 N 6) Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству в период 1996-2006 г.г. ОАО "Ленптицепром" оформлены документы на три земельных участка:
1) с кадастровым номером 78:19282:29 площадью 146 628 кв. м (14,7 га), свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования;
2) с кадастровым номером 78:19282:28 площадью 102 878 кв. м (10,3 га), свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования;
3). с кадастровым номером 78:19116Б:1 площадью 2 186 380 кв. м (218,6 га), свидетельство о государственной регистрации права частной собственности.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно не приняли доводы комитета о том, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что спорный участок образован из земельного участка, в отношении которого обществу ранее было выдано свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования.
Суды правильно применили статьи 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что уполномоченный орган в установленный законом срок не принял решение по заявлению общества, правомерно признали оспариваемое заявителем бездействие комитета не соответствующим закону и нарушающим права общества, обоснованно сослались на то, что комитет не представил доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ оснований для отказа в предоставлении обществу земельного участка и обязали комитет заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017 по делу N А56-23329/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2016 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017 по делу N А56-23329/2016 отменить.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.