22 июня 2017 г. |
Дело N А56-70448/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Дмитриева В.В., Шпачевой Т.В.,
при участии от федерального государственного бюджетного учреждения "Администрация морских портов Балтийского моря" и Капитана морского порта "Большой порт Санкт-Петербург" Губаревой Е.А. (соответственно доверенности от 01.02.2017 N 25 и от 17.10.2016 N 5), от Капитана морского порта "Большой порт Санкт-Петербург" Ефремова Д.Д. (доверенность от 07.11.2016 N 7),
рассмотрев 21.06.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БАЛТДРАГА" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2016 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017 (судьи Колосова Ж.В. Ж.В., Горбик В.М., Кашина Т.А.) по делу N А56-70448/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "БАЛТДРАГА", место нахождения: 198035, Санкт-Петербург, Межевой канал, дом 5, лит. "АХ", ОГРН 1157847228890, ИНН 7805318720 (далее - ООО "БАЛТДРАГА", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Капитана морского порта "Большой порт Санкт-Петербург" федерального государственного бюджетного учреждения "Администрация морских портов Балтийского моря", место нахождения: 198035, Санкт-Петербург, Гапсальская улица, дом 10 (далее - Капитан порта), по исключении судна "Ирбенский", идентификационный номер: ИМО 7905766, из Российского международного реестра судов (далее - РМРС) и внесению записи от 27.06.2016 под номером РМв-49-142.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Администрация морских портов Балтийского моря", место нахождения: 198035, Санкт-Петербург, Гапсальская улица, дом 10, ОГРН 1027802721330, ИНН 7805035023 (далее - Учреждение).
Решением суда первой инстанции от 15.12.2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение суда первой инстанции от 15.12.2016 и постановление апелляционного суда от 03.03.2017 и принять новый судебный акт - об удовлетворении требований Общества. Податель жалобы считает, что, поскольку судно "Ирбенский" было исключено из бербоут-чартерного реестра и зарегистрировано в РМРС, право плавания судна под флагом иностранного государства было приостановлено, Обществом в регистрирующий орган было предоставлено разрешение на двойную регистрацию от 15.06.2015, в котором содержалась информация о сроке действия договора бербоут-чартера (с 24.06.2013 по 24.06.2017) и о сроке, на который приостановлено право плавания под флагом иностранного государства (два года с момента выдачи разрешения на двойную регистрацию от 15.06.2015), следовательно, правовых оснований для исключения 27.06.2016 судна "Ирбенский" из РМРС у Капитана порта не имелось.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представители Учреждения и Капитана порта просили отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, правопредшественник Общества - ЗАО "БАЛТДРАГА" (бербоутный фрахтователь) и судовладелец - компания "BALTDRAGA DREDGING WORKS LIMITED" (Кипр) заключили 24.06.2013 договор фрахтования судна без экипажа (бербоут - чартер) (том дела 1, лист 6). По условиям названного договора судовладельцем передано Обществу в аренду судно "Ирбенский", ИМО 7905766.
Согласно пункту 21 договора срок действия бербоут - чартера составляет 36 месяцев.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.04.2006 N 583-р Санкт-Петербург включен в перечень морских портов, капитаны которых осуществляют регистрацию судов в РМРС.
Фрахтователь обратился к Капитану порта с заявлением от 04.07.2013 (том дела 1, лист 32), в котором просил о регистрации судна "Ирбенский" и прав на него в Бербоут-чартерном реестре и о временном предоставлении названному судну, зарегистрированному в реестре судов Государства Белиз (ИММАРБЕ), права плавания под Государственным флагом Российской Федерации, а также о выдаче свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
Как установлено судами, при обращении с вышеуказанным заявлением к Капитану порта заявитель предоставил в качестве правоустанавливающего документа договор бербоут-чартера от 24.06.2013, с указанным сроком действия - 36 месяцев.
Также, в соответствии с пунктом 1 статьи 38 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) и пунктом 42 Правил регистрации судов и прав на них в морских портах, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 09.12.2010 N 277 (далее - Правила N 277), заявитель предоставил также разрешение на двойную регистрацию от 24.06.2013, выданное компетентными властями Государства Белиз.
Из указанного разрешения (том дела 1, лист 35) видно, что уполномоченное лицо Международного реестра торгового флота Белиза (ИММАРБЕ), по просьбе заинтересованной стороны, дает разрешение на регистрацию судна "Ирбенский" в Реестре Российской Федерации на условиях договора бербоут-чартера сроком на 2 года, имеющее немедленную силу при официальной регистрации судна в Реестре Российской Федерации. В течение периода двойной регистрации судна в Судовом реестре Российской Федерации судну разрешено плавать и находиться в эксплуатации под Флагом Российской Федерации. В течение данного 2-хгодичного периода судно не имеет права поднимать Флаг Белиза в период двойной регистрации собственник обязан продолжать производить оплату всех соответствующих ежегодных платежей и других сборов, а его право собственности и любые залоговые или другие документы должны быть зарегистрированы исключительно в Реестре Белиза.
09.07.2013 произведена запись под N Б-49-0275 о регистрации иностранного судна в Бербоут-чартерном реестре, фрахтователю судна выдано свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации МР-II N 0003307 (том дела 1, листы 37 - 38).
31.07.2014 ЗАО "БАЛТДРАГА" обратилось к Капитану порта с заявлениями (том дела 1, листы 39 - 40) об исключении судна "Ирбенский" из Бербоут-чартерного реестра и регистрацией его в РМРС.
01.08.2014 в РМРС внесена запись под N РМв-49-142 о регистрации судна, о чем выдано свидетельство MP-VII N 0002846, действительное до 31.03.2015 (том дела 1, лист 43); на основании внесенных данных также выдано свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации МР-II N 0004296 сроком до 09.07.2015 (том дела 1, листы 41 - 42).
Заявлением от 06.03.2015 ЗАО "БАЛТДРАГА" просило подтвердить регистрацию судна в РМРС.
На основании указанного заявления было выдано свидетельство от 17.03.2015 о регистрации судна (подтверждении регистрации судна) в РМРС, серия MP-VII N 0002258, действительное до 31.03.2016 (том дела 1, лист 46).
В дальнейшем на основании заявления Общества от 18.03.2016 срок регистрации судна в РМРС продлен до 31.03.2017 (свидетельство от 21.03.2016 о подтверждении регистрации судна в РМРС, серия MP-IV N 0000077; том дела 1, лист 56).
Однако, письмом от 12.07.2016 N 02/КП-1221 (том дела 1, лист 4) Капитан порта уведомил Общество о том, что в соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 37 КТМ РФ судно "Ирбенский", ИМО N 7905766, исключено из РМРС 27.06.2016 (свидетельство об исключении судна от 12.07.2016, серия МР-VIII N 0001914; том дела 1, лист 5).
Посчитав действия Капитана порта по внесению записи об исключении судна из РМРС и выдаче соответствующего свидетельства незаконными, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования Общества основаны на том, что дополнительным соглашением от 19.06.2015 срок действия договора бербоут-чартера от 24.06.2013 продлен и составляет 48 месяцев (до 24.06.2017); разрешением на двойную регистрацию от 25.06.2015, выданным Международным коммерческим морским регистром Белиза, судну "Ирбенский" запрещено плавание под флагом Государства Белиз до 24.06.2017.
Суды первой и апелляционной инстанций, признав требования неправомерными, отказали Обществу в удовлетворении заявления.
Суд округа не находит оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Пунктом 3 статьи 35 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) установлено, что государственная регистрация судов в Российском международном реестре судов (далее - РМРС) осуществляется капитанами морских портов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Правовую основу государственной регистрации прав на судно составляют Гражданский кодекс Российской Федерации, КТМ РФ, Правила регистрации, иные федеральные законы, а также издаваемые в соответствии с ними нормативно-правовые акты.
В силу пункта 24 Правил N 277 регистрация судов и прав на них производится на основании заявления правообладателя, стороны (сторон) договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности.
Согласно пункту 27 Правил N 277 для регистрации в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов (за исключением судна, зарегистрированного в реестре судов иностранного государства, предоставленного в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) необходимы документы, поименованные в этом пункте.
При получении документов на регистрацию должностное лицо органа регистрации вносит соответствующую запись в книгу учета входящих документов. При несоответствии представляемых документов требованиям настоящих Правил или их недостаточности заявителю отказывается в приеме документов. По требованию заявителя ему выдается мотивированное письменное подтверждение отказа в приеме документов (пункт 29 Правил N 277).
Регистрация судов и прав на них в РМРС осуществляется в одном из морских портов Российской Федерации, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.04.2006 N 583-р (часть 3 статьи 35 КТМ РФ, пункт 2 Правил N 277). В соответствии с данным распоряжением Капитан морского порта является органом, осуществляющим государственную регистрацию судов в РМРС.
Кроме этого, в соответствии со статьей 15 КТМ РФ, если иностранное морское судно находится во владении и пользовании Российского лица по договору фрахтования судна (бербоут-чартер), ему предоставляется право плавания под Российским флагом и в силу статьи 38 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации ему выдается свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 15 КТМ РФ на основании решения одного из федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 3 данной статьи, право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть временно предоставлено зарегистрированному в реестре судов иностранного государства судну, предоставленному в пользование и во владение российскому фрахтователю, по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру).
При этом судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента регистрации его в одном из реестров судов Российской Федерации, указанных в пункте 1 статьи 33 Кодекса (пункт 1 статьи 16 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 38 КТМ РФ государственная регистрация в бербоут-чартерном реестре или Российском международном реестре судов судна, зарегистрированного в реестре судов иностранного государства, осуществляется на основании заявления фрахтователя судна по бербоут-чартеру с приложением необходимых для регистрации документов, в том числе, оригинала и копии договора фрахтования (бербоут-чартера).
Кроме того, регистрация судов в РМРС подлежит ежегодному подтверждению. За ежегодное подтверждение регистрации судна в РМРС уплачивается государственная пошлина.
Фрахтователь судна, зарегистрированного в реестре судов иностранного государства и предоставленного в пользование и во владение по бербоут-чартеру, до 15 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или последующего года, в котором было осуществлено подтверждение регистрации, предоставляет капитану морского порта документ, подтверждающий оплату государственной пошлины (статьи 36, 37 КТМ РФ, пункт 55 Правил N 277).
При подтверждении регистрации судна капитан морского порта выдает свидетельство о регистрации судна (подтверждении регистрации судна) в РМРС, оформленное по определенному Правилами N 277 образцу (пункт 56 названных Правил).
Поскольку подпунктом 5.1 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации установлено правило, что при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в РМРС плательщики уплачивают государственную пошлину не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение, следовательно, исходя из требований налогового законодательства, в бланке свидетельства о регистрации судна (подтверждении регистрации судна) в РМРС автоматически указывается дата - 31 марта.
Таким образом, данное свидетельство является исключительно подтверждением оплаты государственной пошлины в установленный срок, соответствуют действующему законодательству.
Единственным документом, подтверждающим право плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации, является свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации, наличие которого необходимо для судов, подлежащих государственной регистрации (статья 25 КТМ РФ).
В силу пункта 2 статьи 38 КТМ РФ, пункта 53, 107 Правил N 277, при государственной регистрации судна в бербоут-чартерном реестре или Российском международном реестре судов выдается свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации на срок, не превышающий срока действия бербоут-чартера.
В соответствии со статьей 37 КТМ РФ срок государственной регистрации в Российском международном реестре судов судна, предоставленного российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), не может превышать срок действия указанного договора или срок, на который приостановлено право плавания данного судна под флагом иностранного государства. При этом учитывается наименее продолжительный из указанных сроков.
Согласно пункту 25 Правил N 277 для регистрации в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов (за исключением судна, зарегистрированного в реестре судов иностранного государства, предоставленного в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) необходимы правоустанавливающие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) прав на суда.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 01.08.2014 судно "Ирбенский" было зарегистрировано в РМРС сроком до 09.07.2015, что подтверждается выданным свидетельством о праве плавания под Государственным флагом РФ МР-Н N 0004296.
Также было выдано свидетельство о регистрации судна (подтверждении регистрации судна) в РМРС, подтверждающее действительность уплаты государственной пошлины до 31.03.2015.
06.03.2015 Общество обратилось к Капитану порта с заявлением о подтверждении регистрации судна "Ирбенский" в РМРС в связи с уплатой государственной пошлины.
Заявителю было выдано соответствующее свидетельство, подтверждающее уплату государственной пошлины и возможность регистрации судна до 31.03.2016.
07.07.2015 Общество обратилось к Капитану порта с заявлением о продлении регистрации судна "Ирбенский" в РМРС в связи с истечением срока регистрации судна в РМРС, указанного в свидетельстве о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации (до 09.07.2015). Общество предоставило документ, выданный компетентными властями государства Белиз, в котором судно зарегистрировано постоянно, подтверждающий, что право плавания под флагом этого государства приостановлено сроком до 24.06.2017 для предоставления судну права плавания под Государственным флагом РФ. При этом дополнительное соглашение от 19.06.2015 о продлении срока действия договора, Обществом Капитану порта представлено не было, что подателем жалобы не оспаривается.
Согласно пункту 53 Правил N 277 в заявлении собственник указывает срок, на который регистрируется судно в Российском международном реестре судов с правом продления срока или без указания такого срока. Срок регистрации судна, предоставленного российскому фрахтователю по бербоут-чартеру, в Российском международном реестре судов не может превышать срок действия указанного договора или срок, на который приостановлено право плавания данного судна под флагом иностранного государства. При этом учитывается наименее продолжительный из указанных сроков.
18.03.2016 Общество обратилось к Капитану порта с заявлением о подтверждении регистрации судна "Ирбенский" в РМРС с представлением оплаты государственной пошлины.
Судами установлено, что с учетом ранее выданного свидетельства о подтверждении регистрации в РМРС до 31.03.2016, а также с учетом права плавания под Государственным флагом Российской Федерации до 24.06.2016, с учетом срока действия договора бербоут-чартера, заявителю было выдано свидетельство, подтверждающее регистрацию судна до 31.03.2017.
Пунктом 32 Правил N 277 предусмотрено, что основанием для регистрации судна, наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на судно являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении судна, совершенные в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на момент совершения сделки.
В силу статьи 97 Правил N 277 судно, зарегистрированное в Российском международном реестре судов, подлежит обязательному исключению из этого реестра по следующим основаниям, в том числе, в связи с истечением установленного пунктом 3 статьи 37 КТМ РФ срока регистрации судна.
Поскольку Общество ни 07.07.2015, ни 18.03.2016 не представило Капитану порта дополнительное соглашение от 19.06.2015 о продления срока действия договора (бербоут-чартер) судна "Ирбенский", являющегося правоустанавливающим документом, подтверждающее наличие прав на судно, обязательное предоставление которого предусмотрено пунктом 25 Правил N 277, следовательно, после 24.06.2016 Капитан порта 27.06.2016 в силу пункта 3 статьи 37 КТМ РФ и статьи 97 Правил N 277 правомерно исключил судно "Ирбенский", ИМО N 7905766, из РМРС.
Доводы подателя жалобы о том, что представление дополнительного соглашения от 19.06.2015 о продлении срока действия договора не является обязательным, так как имелось разрешением на двойную регистрацию, выданное Международным морским регистром торгового мореплавания государства Белиз от 25.06.2015, которым предусмотрено, что судну "Ирбенский" запрещено плавание под флагом государства Белиз до 24.06.2017, являются ошибочными, поскольку противоречат пунктам 25, 32, 53, 97 Правил N 277, пункту 3 статьи 37 КТМ РФ.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств, обстоятельств и выводов судов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017 по делу N А56-70448/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу ограниченной ответственностью "БАЛТДРАГА" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.