26 июня 2017 г. |
Дело N А42-4800/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Судоверфь-Сервис" Симакова М.В. (доверенность от 01.07.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Судоверфь-Сервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.12.2016 (судья Алексина Н.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Тимухина И.А.) по делу N А42-4800/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Судоверфь-Сервис", место нахождения: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, Траловая ул., д. 2, ОГРН 1105190011244, ИНН 5190923290 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным постановления администрации города Мурманска, место нахождения: 183006, Мурманская обл., г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75, ОГРН 1025100849366, ИНН 5191601827 (далее - Администрация), от 16.06.2016 N 1745 об отказе Обществу в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001054:52; обязании Комитета имущественных отношений города Мурманска, место нахождения: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, Комсомольская ул., д. 10, ОГРН 1025100861004, ИНН 5190800019 (далее - Комитет), в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав Общества, для чего подготовить и направить Обществу проект договора купли-продажи названного земельного участка по цене, определяемой в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации датой продажи не позднее 16.06.2016; обязании Администрации в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав Общества, для чего принять решение о предоставлении Обществу указанного земельного участка по цене, определяемой в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации датой продажи не позднее 16.06.2016 (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Администрация морских портов Западной Арктики", место нахождения: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, Портовый проезд, д. 1, ОГРН 1025100841435, ИНН 5190800121; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области (в настоящее время Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия), место нахождения: 183006, Мурманская обл., г. Мурманск, Пушкинская ул., д. 12, ОГРН 1105190003049, ИНН 5190915348.
Решением от 06.12.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, из положений Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах) следует, что принадлежащие Обществу объекты недвижимого имущества могут быть признаны объектами инфраструктуры морского порта, Общество - субъектом, осуществляющим деятельность в морском порту, а оказываемые заявителем услуги - услугами, обычно оказываемыми в морском порту; использование Обществом принадлежащих ему объектов, расположенных на испрашиваемом участке, для оказания услуг в морском порту, в том числе на момент подачи заявления о выкупе земельного участка, подтверждается договорами и дополнительными соглашениями к ним, которые имеются в материалах дела.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая, что Общество не представило доказательства использования испрашиваемого участка для осуществления деятельности в морском порту Мурманск по смыслу статьи 1 Закона о морских портах, статьи 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
Комитет направил в суд кассационной инстанции ходатайство, в котором указал, что поддерживает отзыв Администрации и доводы, изложенные ранее в отзывах на заявление Общества и апелляционную жалобу, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом ходатайства Комитета не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество с 16-18.02.2016 является собственником следующих объектов недвижимого имущества: части автодорог и площадок территории предприятий в районе объектов ОАО "Мурманская судоверфь-судоремонтно-доковое производство" (участок N IV/6) площадью 820 кв. м, смотровой ямы общей площадью 105 кв. м, склада для оборудования в районе цеха площадью 129,7 кв. м, расположенных в г. Мурманске по Траловой ул., д. 2; здания южной проходной площадью 15,2 кв. м по Подгорной ул., д. 72А в г. Мурманске; здания моечного поста цеха N 20 по Подгорной ул., д. 76 в г. Мурманске; транспортного цеха площадью 892,8 кв. м по Подгорной ул., д. 76, корп. 1 в г. Мурманске.
Указанные объекты расположены на земельном участке площадью 8817 кв. м с кадастровым номером 51:20:0001054:52 по адресу: Мурманская обл., г. Мурманск, Подгорная ул.
18.05.2016 Общество обратилось к Администрации с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001054:52 в собственность на основании пункта 2 статьи 39.3, пункта 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Администрации от 16.06.2016 N 1745 Обществу отказано в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001054:52 в связи с невозможностью предоставления земельного участка на заявленном виде права, поскольку не представлены документы, подтверждающие использование принадлежащих заявителю объектов недвижимого имущества для осуществления деятельности в морском порту.
Общество, считая документально подтвержденным, что все принадлежащие ему объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке, на протяжении более пяти лет используются для осуществления деятельности в морском порту, в связи с чем заявитель вправе приобрести земельный участок в собственность, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
22.06.2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001054:52 зарегистрировано право собственности Российской Федерации. При этом согласно имеющейся в деле выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.10.2016 площадь участка составляет 10 030 кв. м (том 2, лист 53).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другими федеральными законами, граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение таких земельных участков в собственность или в аренду.
Статьей 39.16 Кодекса установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В соответствии с пунктами 6, 19 названной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Согласно пункту 2 статьи 27 Кодекса земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В силу подпункта 7 пункта 5 названной статьи к ограниченным в обороте относятся находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов морского транспорта.
Частью 3 статьи 28 Закона о морских портах установлен запрет на предоставление земельных участков в границах морского порта индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в собственность, за исключением случаев, установленных частью 4 данной статьи. Согласно названной норме в частной собственности могут находиться земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту и принадлежащими на праве собственности индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам.
Как установлено судами обеих инстанций, земельный участок с кадастровым номером 51:20:0001054:52 расположен в границах морского порта Мурманск.
Суды, проанализировав приведенные выше положения законодательства в совокупности, пришли к правомерному выводу, что в частную собственность может быть передан только такой земельный участок в границах территории морского порта, который занят находящимися в частной собственности зданиями, сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту, связанной с деятельностью морского порта, а не любой хозяйственной деятельности.
В силу статьи 1 Закона о морских портах, статьи 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.
Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о морских портах под пользователями услугами, оказание которых осуществляется в морском порту, понимаются грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), судовладельцы, перевозчики, пассажиры либо иные физические или юридические лица.
Пунктом 12 той же статьи услуги, оказание которых осуществляется в морском порту, определены как услуги, оказание которых пользователям обычно осуществляется в морском порту и на подходах к нему в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Как видно из представленных Обществом договоров и дополнительных соглашений к ним, Общество на территории морского порта оказывает услуги по уборке территории, осуществляет охранную деятельность, обеспечивая пропускной режим и оформление пропусков, оказывает услуги по мойке автотранспорта. Как пояснил представитель Общества, Общество использует принадлежащие ему объекты недвижимости (за исключением здания проходной и здания моечного поста) для размещения и обслуживания собственных транспортных средств.
Проанализировав представленные Обществом документы, суды исходя из приведенных выше положений законодательства обоснованно посчитали, что эти документы свидетельствуют об осуществлении заявителем на территории морского порта обычной хозяйственной деятельности и не подтверждают осуществление Обществом с использованием всех принадлежащих ему объектов недвижимости деятельности, которая может быть отнесена к деятельности морского порта, а также оказание услуг, обычно оказываемых в морском порту.
Таким образом, поскольку Общество не представило достаточных доказательств использования всех объектов, находящихся на испрашиваемом земельном участке, для осуществления специфической деятельности в морском порту, судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся к несогласию с тем, как суды охарактеризовали услуги, оказываемые Обществом на территории морского порта, что не свидетельствует о несоответствии выводов судов нормам материального права.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 25.04.2017 N 131.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.12.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017 по делу N А42-4800/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Судоверфь-Сервис" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Судоверфь-Сервис", место нахождения: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, Траловая ул., д. 2, ОГРН 1105190011244, ИНН 5190923290, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.