04 июля 2017 г. |
Дело N А21-4625/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Соловьевой Людмилы Михайловны на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.11.2016 (судья Зинченко С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017 (судьи Желтянников В.И., Колосова Ж.В., Кашина Т.А.) по делу N А21-4625/2016,
установил:
Индивидуальный предприниматель Соловьева Людмила Михайловна, ОГРНИП 304390636601134, ИНН 390700451773, обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236040, Калининградская обл., Калининград, пл. Победы, д. 1, ОГРН 1023900592759, ИНН 3903010414 (далее - Комитет муниципального имущества), от 23.05.2016 N 2764/р-КМИ и его отмене с даты издания; признании незаконным выраженного в письме от 25.11.2013 N И-КЭФ-5590 отказа Комитета экономики, финансов и контроля администрации городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236000, Калининградская обл., Калининград, пл. Победы, д. 1, к. 317, ОГРН 1023900778219, ИНН 3905015619 (далее - Комитет экономики), в допуске к аукциону по распределению мест торговли в 2014 году в районе Северного вокзала с правом заключения с предпринимателем Соловьевой Л.М. нового договора на размещение нестационарного торгового объекта; обязании Комитета экономики устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем включения в действующую на момент исполнения решения суда схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Калининграда торгового места (торгового павильона площадью 28 кв. м), расположенного в Калининграде, ориентир Советский пр., д. 2, Северный вокзал, в месте, ранее предоставленном предпринимателю (с учетом неоднократного уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236006, Калининградская обл., Калининград, пл. Победы, д. 1, ОГРН 1023900770222, ИНН 3903016790 (далее - Администрация).
Решением от 11.11.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017 данное решение оставлено без изменения.
Предприниматель Соловьева Л.М. в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, спорный участок не исключен из схемы размещения нестационарных торговых объектов, а под адресом: Калининград, Советский пр., д. 2 (ориентир - Северный вокзал) предоставлен иным субъектам рынка розничной торговли для размещения торговых объектов; исходя из положений закона и региональных нормативных правовых актов в случае упразднения места расположения нестационарного торгового объекта предпринимателю без участия в конкурсе должно быть предоставлено право на размещение торгового объекта в другом месте по согласованию с ней; оспариваемые отказ в участии в аукционе и распоряжение о сносе основаны на незаконном постановлении Администрации от 17.11.2011 N 1979 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Калининград"; в результате исключения места размещения палатки предпринимателя не соблюдается показатель обеспеченности населения торговыми объектами.
Комитет муниципального имущества в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что торговый павильон, в отношении которого принято решение о сносе, размещен Соловьевой Л.М. на земельном участке без правовых оснований; все обстоятельства дела выяснены судами полно, выводы судов соответствуют этим обстоятельствам.
Комитет экономики в отзыве на жалобу также возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на то, что правоустанавливающие документы для размещения торгового павильона у Соловьевой Л.М. отсутствуют; размещение нестационарных объектов производится на основании результатов открытых конкурсов, информация о которых публикуется в официальных источниках и в которых предпринимателю неоднократно предлагалось принять участие.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, Соловьева Л.М. лично не явилась, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании протокола от 13.03.2012 N 4, которым оформлено решение конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса на право заключения договора на размещение объектов нестационарной торговли (лотки, специализированный автотранспорт) на территории городского округа "Город Калининград", между Комитетом экономики и предпринимателем Соловьевой Л.М. заключен договор от 13.03.2012 N 103/НТО на право размещения нестационарного торгового объекта (лотка) площадью 16 кв. м с прилегающей территорией 4 кв. м в месте, расположенном по адресу: Калининград, Советский пр., ориентир - вокзал Северный, для осуществления торговли продовольственными товарами (овощами, фруктами) без реализации пива, алкогольной продукции, табачных изделий на срок с 15.03.2012 до 01.01.2014.
В ходе проведения специалистами отдела потребительского рынка мероприятий по контролю за исполнением условий названного договора выявлено, что в действительности на территории размещен павильон площадью 25,7 кв. м для складирования овощей, фруктов. Предпринимателю было предписано привести площадь тентовой палатки в соответствие с условиями договора от 13.03.2012 N 103/НТО, а также демонтировать киоск. В мае 2013 года в Администрацию поступило обращение руководителя Калиниградской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о необходимости приведения привокзальной площади Северного вокзала в надлежащее эстетическое состояние и исключения мест для размещения нестационарных торговых объектов.
Письмом от 25.11.2013 N И-КЭФ-5590 Комитет экономики в ответ на обращение Соловьевой Л.М. сообщил, что в связи с необходимостью соблюдения требований безопасности (пожарной, техногенной, террористической), а также обеспечения беспрепятственного передвижения людей по территории вокзала и прилегающей территории из конкурсной документации на 2014-2015 годы исключены места для размещения нестационарных торговых объектов по адресу: Советский пр., ориентир - Северный вокзал. До сведения предпринимателя доведено, что Администрацией 14.11.2013 объявлен конкурс по продаже права на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов (тентовых палаток (лотков), передвижных средств торговли) на территории города Калининграда с включением в конкурсную документацию 78 лотов для размещения тентовых палаток (лотков). Предпринимателю предложено принять участие в конкурсе.
По окончании срока действия договора от 13.03.2012 N 103/НТО предприниматель продолжала занимать территорию под нестационарный торговый объект.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 17.02.2015 по делу N А21-9446/2014 по иску Администрации на предпринимателя Соловьеву Л.М. возложена обязанность освободить за счет собственных средств самовольно используемую часть территории кадастрового квартала 39:15:121613 по адресу: Калининград, Советский пр., ориентир - Северный вокзал от установленного нестационарного торгового объекта посредством демонтажа и вывоза составляющих элементов нестационарного торгового объекта и привести территорию в прежнее состояние.
По результатам проведенного 26.04.2016 специалистами отдела потребительского рынка осмотра (обследования) установлено, что на территории общего пользования в районе дома 2 по Советскому проспекту (ориентир - Северный вокзал) установлен торговый павильон "Овощи, фрукты" площадью 24 кв. м.
Распоряжением Комитета муниципального имущества от 23.05.2016 N 2764/р-КМИ постановлено снести нестационарный торговый объект (павильон), расположенный в районе дома 2а по Советскому проспекту, находящийся в пользовании гражданки Соловьевой Л.М.
Соловьева Л.М., считая, что Комитет экономики незаконно отказывает ей в предоставлении в районе Северного вокзала места для размещения нестационарного торгового объекта, а Комитет муниципального имущества принял незаконное решение о сносе павильона, обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В силу статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Решением Окружного совета депутатов города Калининграда от 07.04.2010 N 82 утверждено Положение о порядке организации и предоставлении мест для размещения остановочных комплексов и иных объектов мелкорозничной торговли и (или) услуг (далее - Положение).
В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 28.05.2010 N 386-п и названным Положением постановлением Администрации от 17.11.2011 N 1979 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Калининград" (далее - Схема). В указанную схему с учетом публичных слушаний, проведенных 29.10.2013, в которых предприниматель Соловьева Л.М. принимала участие, постановлением Администрации от 25.12.2013 N 2049 внесены изменения.
Согласно пункту 2.1 Положения предоставление права на размещение нестационарного торгового места осуществляется путем проведения торгов в форме открытого конкурса на право заключения договоров на размещение нестационарного торгового объекта.
Суды, установив, что срок действия договора от 13.03.2012 N 103/НТО истек, иных договоров на право размещения нестационарного торгового объекта по месту фактического нахождения павильона предприниматель не заключала и участия в конкурсах на право размещения торговых объектов не принимала, пришли к верному выводу о недоказанности заявителем наличия правовых оснований для занятия спорной территории и о возникновении в связи с этим у предпринимателя обязанности освободить занимаемую территорию от торгового павильона. При таких обстоятельствах у судов не имелось оснований для признания недействительным оспариваемого распоряжения Комитета муниципального имущества от 23.05.2016 N 2764/р-КМИ.
Отказывая в удовлетворении требования предпринимателя о признании незаконным выраженного в письме от 25.11.2013 N И-КЭФ-5590 отказа Комитета экономики в допуске к аукциону по распределению мест торговли в 2014 году в районе Северного вокзала, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что в тексте названного письма не содержится такого отказа, равно как информации о проведении конкурса на право размещения нестационарного торгового объекта в районе Северного вокзала. В связи с отказом в удовлетворении требований в этой части у судов не имелось оснований для обязания Комитета экономики в целях устранения допущенных нарушений прав предпринимателя включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Калининграда торговое место, ранее предоставлявшееся Соловьевой Л.М.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на обстоятельствах, не влияющих на выводы судов, а также на ошибочном толковании положений федерального и регионального законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
При подаче кассационной жалобы предприниматель Соловьева Л.М. представила документ об уплате государственной пошлины в сумме 1800 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, Гавришу Олегу Александровичу следует возвратить из федерального бюджета 1650 руб., излишне перечисленных за Соловьеву Л.М. в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 11.04.2017 N 199.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.11.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017 по делу N А21-4625/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Соловьевой Людмилы Михайловны - без удовлетворения.
Возвратить Гавришу Олегу Александровичу, ИНН 390609701368, из федерального бюджета 1650 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе за Соловьеву Людмилу Михайловну.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.