04 июля 2017 г. |
Дело N А42-7842/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 04.07.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.12.2016 (судья Алексина Н.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2017 (судьи Есипова О.И., Борисова Г.В., Лопато И.Б.) по делу N А42-7842/2016,
установил:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Мурманской области (место нахождения: г. Мурманск, ул. Зои Космодемьянской, д. 33; ОГРН 1045100207350; ИНН 5190132153; далее - ТО Росздравнадзора) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Мед-гарант" (место нахождения: г. Мурманск, ул. Зои Космодемьянской, д. 27; ОГРН 1025100833691; ИНН 5190406291; далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 27.12.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 05.04.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТО Росздравнадзора, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, в действиях Общества имеется состав вмененного ему административного правонарушения.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ТО Росздравнадзора на основании приказа от 25.10.2016 N 284 в период с 02.11.2016 по 11.11.2016 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом требований законодательства о лицензировании при осуществлении медицинской деятельности по адресу: г. Мурманск, ул. Профсоюзов, д. 1, пом. 10а, 1-23.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 11.11.2016 N 284, что Общество в отсутствие соответствующей лицензии осуществляет медицинскую деятельность по видам работ (услуг): неврология, оториноларингология, офтальмология, психиатрия, психиатрия-наркология, стоматология, функциональная диагностика.
По указанному факту ТО Росздравнадзора составил протокол от 11.11.2016 N 37 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что Общество осуществляет медицинскую деятельность на основании имеющейся у него лицензии, пришел к выводу о недоказанности совершения им административного правонарушения и отказал в удовлетворении заявления.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и ее компонентов в медицинских целях.
Согласно приложению к Положению работы (услуги) по неврологии, оториноларингологии, офтальмологии, психиатрии, психиатрии-наркологии, стоматологии и функциональной диагностики включены в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования установлены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 N 121н, согласно которым к данной деятельности отнесено оказание первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях (пункт 2), проведение медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз (пункт 7).
В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Медицинское вмешательство - это выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 Закона N 323-ФЗ).
Из системного толкования приведенных нормативных положений следует, что лицензированию подлежит медицинская деятельность в виде работ (услуг), включенных в указанный перечень, лишь в тех случаях, когда они оказываются третьим лицам как самостоятельные работы (услуги) в рамках медицинской помощи.
Согласно пункту 11 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н, предварительный осмотр является завершенным в случае осмотра лица, поступающего на работу, всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований.
По окончании прохождения лицом, поступающим на работу, предварительного осмотра медицинской организацией оформляется заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра (пункт 12 указанного Порядка).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанции установлено, что Обществу в установленном порядке выдана лицензия от 29.05.2014 N ЛО-51-01-001148 на осуществление бессрочно медицинской деятельности по оказанию первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, проведению медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз.
На основании указанной лицензии Общество вправе выполнять работы (услуги) по: сестринскому делу, сестринскому делу в косметологии, физиотерапии; терапии; акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий), дерматовенерологии, организации здравоохранения и общественному здоровью, профпатологии, урологии; медицинским осмотрам (предварительным, периодическим); медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием; экспертизе профессиональной пригодности.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что проведение Обществом мероприятий по направлениям неврологии, оториноларингологии, офтальмологии, психиатрии, психиатрии-наркологии, стоматологии и функциональной диагностики является необходимым условием осуществления медицинской деятельности в рамках проведения медицинских осмотров.
При этом, исходя из непредставления ТО Росздравнадзора вопреки части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств оказания Обществом указанных медицинских услуг, выраженных в медицинском вмешательстве, имеющем самостоятельное законченное значение, суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствии события вмененного ему административного правонарушения, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В связи с этим суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования административного органа, с чем согласился и апелляционный суд.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.12.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2017 по делу N А42-7842/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.