04 июля 2017 г. |
Дело N А26-7201/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Малоэтажное строительство" Бушмакина Д.В. (доверенность от 09.01.2017 N 2), от Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок Ермолинской Т.В. (доверенность от 29.12.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.12.2016 (судья Васильева Л.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017 (судьи Полубехина Н.С., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.) по делу N А26-7201/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Малоэтажное строительство", место нахождения: 185007, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Плеханова, д. 2, ОГРН 1071001015139, ИНН 1001197513 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 20.07.2016 N 5284/12.4-21 решения Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Герцена, д. 13, ОГРН 1031000016850, ИНН 1001040110 (далее - Комитет), об отказе в заключении с Обществом договора купли-продажи четырнадцати земельных участков по указанной в заявлении выкупной стоимости; обязании Комитета заключить договор купли-продажи перечисленных в заявлении земельных участков (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Петрозаводского городского округа, место нахождения: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2, ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505 (далее - Администрация).
Решением от 13.12.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017 данное решение оставлено без изменения.
Комитет в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам и обстоятельствам спора. По мнению подателя жалобы, поскольку на испрашиваемых земельных участках отсутствуют объекты незавершенного строительства или объекты недвижимого имущества и строительство не начато, не наступили условия для реализации исключительного права заявителя на выкуп земельных участков; испрашиваемые Обществом земельные участки для строительства блокированных жилых домов не могут быть ему предоставлены ввиду неисполнения заявителем обязательств по комплексному освоению территории; предоставление земельных участков по льготной цене при наличии у заявителя задолженности по договору аренды противоречит Закону Республики Карелия от 10.06.2013 N 1712; препятствий в комплексном освоении территории в соответствии с утвержденным проектом планировки у Общества не имелось; цель предоставления земельных участков - комплексное освоение территории для жилищного строительства - не достигнута.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал, считая, что все имеющие значение для дела обстоятельства установлены судами верно, нормы законодательства применены правильно.
Администрация о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направила, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании протокола от 17.02.2011 N 5 рассмотрения заявок претендентов аукциона на право заключения договора аренды земельного участка Администрация и Общество заключили договор от 25.02.2011 N 8709 аренды земельного участка общей площадью 148 869 кв. м с кадастровым номером 10:01:18 01 12:149, имеющего местоположение: Республика Карелия, г. Петрозаводск, жилой район "Сайнаволок", в северной части кадастрового квартала 10:01:18 01 12, для строительства квартала индивидуальной и блокированной жилой застройки для его комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Согласно разделу 7 договор заключен сроком на шесть лет и действителен с момента его государственной регистрации; действие договора распространяется на отношения, возникшие с момента его подписания.
Пунктом 4.1.7 договора арендатору предоставлено право после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета земельных участков, сформированных в границах арендуемого земельного участка, приобрести указанные земельные участки в собственность по цене, определенной в данном пункте, в том числе участки, предназначенные для жилищного строительства, - 202 руб. за один квадратный метр, или в аренду.
Пунктом 4.2.12 договора на арендатора возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента заключения договора аренды обеспечить подготовку проекта планировки и проекта межевания территории в границах земельного участка. Пунктом 4.2.13 договора предусмотрена обязанность арендатора в течение шести лет с момента заключения договора аренды земельного участка выполнить работы по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства безвозмездной передаче в муниципальную собственность, пунктом 4.2.14 - обязанность в течение шести лет с момента заключения данного договора осуществить жилищное строительство на земельном участке.
По акту приема-передачи, являющемуся приложением N 3 к договору, участок передан арендатору.
Договор зарегистрирован в установленном порядке 05.04.2011.
Постановлением Администрации от 13.08.2013 N 4216 утверждена документация по планировке территории кварталов индивидуальной и блокированной жилой застройки в районе "Сайнаволок" в составе проекта планировки территории и проектов межевания территории кварталов индивидуальной и блокированной жилой застройки в районе "Сайнаволок" общей площадью 255 402 кв. м в границах земельных участков с кадастровыми номерами 10:01:18 01 12:149, 10:01:18 01 12:125, 10:01:18 01 12:126, предоставленных для строительства кварталов индивидуальной жилой застройки и комплексного освоения в целях жилищного строительства в Петрозаводском городском округе.
Постановлением Администрации от 10.06.2014 N 2841 на основании постановления от 13.08.2013 N 4216 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 10:01:18 01 12:149 образовано 46 земельных участков.
На основании названного постановления Администрация и Общество подписали дополнительное соглашение от 08.07.2014 N 3079 к договору аренды от 25.02.2011 N 8709, согласно которому в аренду передается 47 земельных участков, включая земельный участок площадью 49 121 кв. м с кадастровым номером 10:01:18 01 12:149.
В период 2014-2015 годов Общество реализовало право на выкуп части земельных участков.
В силу Закона Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" с 01.01.2016 полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, наделен Комитет.
05.04.2016 Общество обратилось в государственное казенное учреждение Республики Карелия "Управление земельными ресурсами" (далее - Учреждение) с заявлением о заключении договора купли-продажи шестнадцати земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 10:01:0180112:149, для строительства блокированных жилых домов по выкупной цене, определенной из расчета 202 руб. за 1 кв. м в соответствии с пунктом 4.1.7 договора аренды.
Письмом от 20.07.2016 Комитет сообщил о недопустимости предоставления в собственность указанных в заявлении земельных участков, поскольку разрешение на строительство жилых домов на этих участках Администрация не выдавала; вопрос о нарушении Обществом сроков строительства находится на контроле Правительства Республики Карелия; по состоянию на 20.07.2016 имеется задолженность по арендной плате и пеням; статья 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации утратила силу с 01.03.2015.
Общество, считая данный отказ незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с пунктом 14 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ отношения, связанные с реализацией положений заключенных до дня вступления в силу названного Федерального закона договоров аренды земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства, и договоров аренды земельных участков, образованных из таких земельных участков, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
Согласно пункту 1 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015) земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Пунктом 3 названной статьи на арендатора земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, возложена обязанность выполнять требования, предусмотренные подпунктами 6 - 8 пункта 3 статьи 38.2 Кодекса, а именно соблюдать максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, максимальные сроки выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, а также условия такой передачи, максимальные сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков.
Пунктом 5 той же статьи арендатору земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, в границах ранее предоставленного земельного участка предоставлено исключительное право, если иное не предусмотрено федеральным законом, приобрести указанные земельные участки в собственность или в аренду. При этом на собственника или арендатора указанных земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства, возлагается обязанность соблюсти максимальные сроки осуществления жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков (пункт 6 статьи 30.2 Кодекса).
Суды, установив, что к моменту обращения Общества 05.04.2016 в Учреждение с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность не истекли предусмотренные договором максимальные сроки жилищного строительства (до 05.04.2017), в соответствии с приведенными выше положениями земельного законодательства, условиями аукционной документации и договора аренды от 25.02.2011 N 8709 пришли к правомерному выводу о наличии у Общества права на приобретение испрашиваемых земельных участков в собственность.
Поскольку указанные в письме Комитета от 20.07.2016 обстоятельства не предусмотрены законом в качестве оснований для отказа арендатору земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в реализации права на приобретение в собственность земельных участков, образованных на основании документации по планировке территории в границах ранее предоставленного участка, судебные инстанции правомерно признали оспариваемый отказ Комитета незаконным.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, так как основаны на ошибочном понимании положений земельного законодательства, применимых к спорным правоотношениям, и на обстоятельствах, не имеющих правового значения для разрешения вопроса о приобретении Обществом земельных участков в собственность.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.12.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017 по делу N А26-7201/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.