06 июля 2017 г. |
Дело N А66-352/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Константинова П.Ю., Шпачевой Т.В.,
при участии индивидуального предпринимателя Исаева Владимира Владимировича (паспорт), от Администрации города Твери Родина Н.Н. (доверенность от 17.09.2015 N 251),
рассмотрев 05.07.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Исаева Владимира Владимировича на решение Арбитражного суда Тверской области от 17.01.2017 (судья Пугачев А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Смирнова В.И.) по делу N А66-352/2016,
установил:
Индивидуальный предприниматель Исаев Владимир Владимирович, ОГРНИП 30469010230024, обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Министерства транспорта Тверской области, место нахождения: 170100, Тверская область, город Тверь, бульвар Радищева, дом 30, ОГРН 1026900562370, ИНН 6901007877 (далее - Министерство), выразившегося в непринятии решения, предусмотренного подпунктом 1 части 2 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), и в не включении сведений о предпринимателе в реестр межмуниципальных регулярных маршрутов Министерства транспорта Тверской области в качестве лица, имеющего право осуществлять перевозки по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 222 "д. Никулино - ул. Артюхиной д. 17", а также об обязании Министерства внести указанные сведения в Реестр.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 22.03.2016 производство по делу прекращено со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.10.2016 определение от 22.03.2016 отменено, вопрос направлен на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Твери, место нахождения: 170100, Тверская область, город Тверь, Советская улица, дом 11, ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 17.01.2017, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017, индивидуальному предпринимателю Исаеву В.В. в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение суда первой инстанции от 17.01.2017 и постановление апелляционного суда от 21.03.2017 и принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя.
По мнению подателя жалобы, выводы судов о законности действий Министерства ничем не обоснованы; открытие маршрута регулярных перевозок N 222 на основании приказа Министерства от 10.05.2012 N 64 произведено с превышением полномочий; порядок открытия маршрута не соблюден.
В отзыве Министерство считает, что доводы предпринимателя противоречивы, договорных отношений между сторонами не было, права заявителя не нарушены, действующие правовые нормы Министерством соблюдены, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании предприниматель Исаев В.В. поддержал доводы жалобы, а представитель Администрации просил отказать в ее удовлетворении.
Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Исаев В.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и занимается перевозками, имеет лицензию, выданную сроком до 11.01.2012, на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
С целью реализации положений части 1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ предприниматель направил в Министерство сведения об осуществлении им регулярных перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 222 "д. Никулино (МО Никулинское сельское поселение) - ул. Артюхиной (городской округ города Тверь)" и просил выдать ему соответствующее свидетельство.
Поскольку его заявление не было удовлетворено, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, в том числе доводы и возражения участвующих в деле лиц, в удовлетворении заявления отказал.
Апелляционный суд, повторно оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Закон N 220-ФЗ регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Названным Законом определено, что "межмуниципальный маршрут регулярных перевозок" - это маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации; "муниципальный маршрут регулярных перевозок" - это маршрут регулярных перевозок в границах поселения, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района; "паспорт маршрута регулярных перевозок" - документ, включающий в себя сведения о маршруте регулярных перевозок и сведения о перевозках по данному маршруту.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 220-ФЗ ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется установившими данные маршруты уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо органом местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 25 Закона N 220-ФЗ ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установившим данные маршруты.
Уполномоченным органом исполнительной власти в Тверской области в сфере транспортного обслуживания по межмуниципальным маршрутам перевозок, в том числе по ведению реестра, в силу Закона Тверской области от 04.02.2016 N 8-ЗО "Об отдельных вопросах организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Тверской области" и постановления правительства Тверской области от 18.10.2011 N 74-пп "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Тверской области", является Министерство.
Приказом Министерства от 10.05.2012 N 64 "Об открытии межмуниципального маршрута перевозок Тверской области" открыт, в том числе и межмуниципальный маршрут "с. Никольское - ул. Артюхиной 17". В соответствии с реестром межмуниципальных маршрутов ему присвоен номер 222.
Из материалов дела следует, что реестр межмуниципальных маршрутов перевозок Тверской области, в который включен межмуниципальный маршрут N 222, опубликован на сайте Министерства в январе 2016 года.
Предприниматель в качестве лица, имеющего право осуществлять перевозки по маршруту N 222, в названном реестре не указан.
В силу части 1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ заинтересованные юридические лица и индивидуальные предприниматели направляют в уполномоченные органы сведения о маршрутах лишь при условии осуществления ими регулярных перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно части 3 статьи 39 Закона N 220-ФЗ до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 39 Закона N 39-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт:
1) выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества;
2) устанавливают отдельный маршрут в отношении регулярных перевозок, осуществляемых каждым юридическим лицом, каждым индивидуальным предпринимателем, в случае, если указанные в пункте 1 настоящей части регулярные перевозки осуществляются совместно не более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества, а также выдают таким юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты соответствующих установленных маршрутов регулярных перевозок с учетом максимального количества транспортных средств, которые ранее использовались для совместных регулярных перевозок каждым из таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
3) проводят открытый конкурс на право осуществления регулярных перевозок по смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или муниципальному маршруту регулярных перевозок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в случае, если указанные в пункте 1 настоящей части регулярные перевозки осуществляются совместно более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по данным маршрутам и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества;
4) устанавливают в отношении регулярных перевозок, осуществляемых каждым юридическим лицом, каждым индивидуальным предпринимателем, отдельный межрегиональный маршрут регулярных перевозок в случае, если указанные в пункте 1 настоящей части регулярные перевозки осуществляются совместно несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, установленному уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества, а также выдают таким юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты соответствующих установленных маршрутов регулярных перевозок с учетом максимального количества транспортных средств, которые ранее использовались для совместных регулярных перевозок каждым из таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
5) устанавливают отдельный маршрут в отношении регулярных перевозок, не оплачиваемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов в случае, если такие перевозки осуществляются по одному маршруту совместно с регулярными перевозками, частично или полностью оплачиваемыми за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, а также выдают свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты установленного маршрута регулярных перевозок в порядке, предусмотренном пунктами 1 - 3 настоящей части.
Суды, проанализировав указанные положения Закона N 220-ФЗ, сделали правильный вывод о том, что заинтересованные юридические лица и индивидуальные предприниматели направляют в уполномоченные органы сведения о маршрутах лишь при условии осуществления ими регулярных перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
При этом из указанных положений статьи 39 Закона N 220-ФЗ следует, что предприниматель вправе был направить в Министерство сведения о себе как о лице, осуществляющем перевозку по межмуниципальному маршруту N 222 с приложением подтверждающих это обстоятельство документов, а именно, договора, разрешения и паспорта указанного маршрута регулярных перевозок.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, такие документы у предпринимателя отсутствуют и в Министерство не направлялись.
При этом у предпринимателя имелся паспорт от 16.03.2009 городского автобусного маршрута N 22, утвержденного заведующим отделом транспорта и связи администрации города Твери.
Как установлено судом первой инстанции, муниципальный маршрут N 22, на который у предпринимателя имелся паспорт маршрута, закрыт.
Закрытый маршрут N 22 и введенный 10.05.2012 маршрут N 222 не совпадают.
Маршрут N 222 является межмуниципальным, в то время как маршрут N 22 - муниципальным.
Межмуниципальный маршрут N 222 и муниципальный маршрут N 22 открываются и закрываются органами власти разного уровня, имеют разный путь следования, начальные и конечные остановочные пункты.
Судами проанализированы представленные предпринимателем в подтверждение его позиции документы и сделан верный вывод о том, что доказательств осуществления предпринимателем перевозок с оформлением соответствующих прав по межмуниципальному маршруту N 222 не имеется, а оспариваемые заявителем действия (бездействие) Министерства не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Учитывая изложенное, суды мотивированно и обоснованно отказали в удовлетворении требований предпринимателя.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе (о полномочиях Министерства, законности открытия спорного маршрута), не относятся к предмету заявленных предпринимателем в суд первой инстанции требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств, обстоятельств и выводов судов.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 17.01.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017 по делу N А66-352/2016 оставить без изменения, а кассационную
жалобу индивидуального предпринимателя Исаева Владимира Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.