29 июня 2017 г. |
Дело N А42-5702/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Корабухиной Л.И., Соколовой С.В.,
при участии от Государственного учреждения - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Погодиной А.В. (доверенность от 20.01.2016), от Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области Мироновой Е.Д. (доверенность от 09.01.2017),
рассмотрев 28.06.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.11.2016 (судья Лесной И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017 (судьи Лущаев С.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А42-5702/2016,
установил:
Государственное учреждение - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ОГРН 1025100836166, ИНН 5191120200, (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Государственному областному бюджетному учреждению "Кольский лесхоз", ОГРН 1025100587467, ИНН 5105020483, (далее - Кольский лесхоз) о взыскании капитализированных платежей в размере 4 134 165 руб. 54 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Мурманской области и Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области.
Решением суда первой инстанции от 11.11.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.03.2017, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые судебные акты. По мнению подателя жалобы, поскольку учредителем федеральных учреждений является Российская Федерация, а учредителем областных - соответствующий субъект Российской Федерации, следовательно, ГОУ "Мончегорский лесхоз" и ГОУ "Кольский лесхоз" не являются правопреемниками ФГУ "Мончегорский лесхоз" и ФГУ "Кольский лесхоз", что подтверждается сведениями ЕГРЮЛ. Кроме того, судами не принят во внимание порядок внесения в Фонд капитализированных платежей при ликвидации юридического лица.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы жалобы, а представитель Фонда отклонил их.
Ответчик и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Правительства Мурманской области от 26.12.2006 N 531-ПП "О приеме в государственную собственность Мурманской области федеральных государственных учреждений Агентства лесного хозяйства по Мурманской области как имущественных комплексов" федеральные государственные учреждения, в том числе Кольский и Мончегорский лесхозы, приняты на безвозмездной основе в государственную собственность Мурманской области, как имущественные комплексы.
В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 29.11.2007 N 575-ПП/22 "О реорганизации государственных областных учреждений - лесхозов, подведомственных комитету по лесному хозяйству Мурманской области" указанные выше лесхозы реорганизованы путем присоединения к государственному областному учреждению "Кольский лесхоз".
Пунктом 2.2 данного постановления установлено, что учреждение "Кольский лесхоз" является правопреемником прав и обязанностей лесхозов в соответствии с передаточными актами.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ (https://egrul.nalog.ru/) ГОУ "Мончегорский лесхоз" 25.04.2008 прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения. Правопреемником Мончегорского лесхоза стало ГОУ "Кольский лесхоз" (ОГРН 1025100587467, ИНН 5105020483).
Ответчик в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), зарегистрирован в качестве страхователя в филиале N 1 Государственного учреждения - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации под регистрационным номером 5101050129.
Распоряжением Правительства Мурманской области от 22.04.2016 N 104-РП принято решение о ликвидации ГОУБ "Кольский лесхоз". Указанное решение опубликовано 15.06.2016 в вестнике государственной регистрации N 23 (586).
Кольский и Мончегорский лесхозы имеют обязательства перед гражданами Лебедевым В.И., Турушевым В.М., Самохваловым А.Н., которым был причинен вред здоровью вследствие несчастных случаев на производстве, происшедших в периоды их работы в лесхозах.
Приказом Фонда от 03.08.2010 N 1617-В (в редакции приказа от 19.06.2013 N 1130- В) Лебедеву В.И. назначена ежемесячная страховая выплата.
Приказом Фонда от 01.02.2002 N 49 (в редакции приказа от 15.02.2010 N 402-В) Турушеву В.М. назначена ежемесячная страховая выплата.
Приказом Фонда от 31.03.2009 N 4014-В Самохвалову А.Н. назначена ежемесячная страховая выплата.
Фонд в связи с принятием решения о ликвидации Кольского лесхоза предложил ему выплатить капитализированные платежи в размере 4 134 165 руб. 54 коп., направив соответствующее требование от 04.07.2016 N 05-15/5105-2678.
Кольский лесхоз оставил указанное требование без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 18 Закона N 125-ФЗ страховщик обязан аккумулировать капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя.
В силу пункта 2 статьи 23 Закона N 125-ФЗ при ликвидации страхователь - юридическое лицо обязано внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863 (далее по тексту - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка уведомление о ликвидации (признании банкротом) страхователя направляется страховщику по месту регистрации страхователя ликвидационной комиссией или конкурсным управляющим в 10-дневный срок с даты их назначения.
Согласно пункту 3 Порядка страховщик в 2-недельный срок с даты получения уведомления о ликвидации (признании банкротом) страхователя направляет ликвидационной комиссии (конкурсному управляющему) для расчета размера капитализируемых платежей список указанных в пункте 1 настоящего Порядка лиц, получавших обеспечение по страхованию, с указанием размера выплат по каждому виду обеспечения по страхованию.
Ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) рассчитывает размер капитализируемых платежей в соответствии с методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству (пункт 4 Порядка).
Пунктом 5 Порядка установлено, что рассчитанный размер капитализируемых платежей согласовывается ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) со страховщиком в 2-недельный срок с даты закрытия реестра требований кредиторов к ликвидируемому страхователю. В соответствии с пунктом 7 Порядка разногласия, возникшие между страховщиком и ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) по вопросам размеров и сроков внесения капитализированных платежей, рассматриваются согласительной комиссией, создаваемой из представителей сторон.
При не достижении согласия спор передается на рассмотрение арбитражного суда в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Судами обеих инстанций установлено, что Фонд своевременно обратился в ликвидационную комиссию Кольского лесхоза с требованием о согласовании и установлении размера требования по капитализированным платежам.
В материалы дела представлен расчет размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве), а также документы, подтверждающие право лиц на выплату представлены в дело.
Указанный расчет капитализированных платежей не оспорен ответчиком и третьими лицами и признан судами верным.
Довод подателя жалобы о том, что ГОУ "Мончегорский лесхоз" и ГОУ "Кольский лесхоз" не являются правопреемниками ФГУ "Мончегорский лесхоз" и ФГУ "Кольский лесхоз", в связи с чем ГОБУ "Кольский лесхоз" не несет ответственности за причинение вреда здоровью работников федеральных учреждений, рассмотрен судами обеих инстанций и правомерно ими отклонен, как противоречащий материалам дела.
Как следует из постановления Правительства Мурманской области от 26.12.2006 N 531-ПП федеральные государственные учреждения, в том числе ФГУ "Мончегорский лесхоз" и ФГУ "Кольский лесхоз" приняты на безвозмездной основе в государственную собственность Мурманской области, как имущественные комплексы. Затем имущественные комплексы были переданы ГОУ "Мончегорский лесхоз" и ГОУ "Кольский лесхоз".
При этом в материалы дела не представлены доказательств того, что при реорганизации лесхозов спорные права и обязанности переданы какому-либо иному лицу, а не ответчику.
При таких обстоятельствах судами обеих инстанций сделан правильный вывод о том, что ответственность за причинение вреда здоровью работников ФГУ "Мончегорский лесхоз" и ФГУ "Кольский лесхоз" должен нести ответчик.
На основании изложенного кассационная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.11.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017 по делу N А42-5702/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.