14 июля 2017 г. |
Дело N А42-6993/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Васильевой Е.С.,
при участии от государственного учреждения - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Смирновой Ю.С. (доверенность от 12.01.2017 N 1),
рассмотрев 12.07.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.12.2016 (судья Суховерхова Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2017 (судьи Лущаев С.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А42-6993/2016,
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманское морское пароходство", место нахождения: 183038, г. Мурманск, ул. Коминтерна, д. 15, ОГРН 1025100864150, ИНН 5190400250 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 1, место нахождения: 183050, Мурманск, Кольский проспект, д. 156, ОГРН 1025100836166, ИНН 5191120200 (далее - Фонд), от 29.07.2016 N 188 осс (далее - решение от 29.07.2016) в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 10 078 руб. 60 коп.
Решением суда первой инстанции от 26.12.2016 заявленные Обществом требования удовлетворены: решение Фонда от 29.07.2016 признано недействительным в оспариваемой части. Также с Фонда в пользу Общества взыскано 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением апелляционного суда от 06.04.2017 решение от 26.12.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, просит отменить решение от 26.12.2016 и постановление от 06.04.2017.
Как указывает податель жалобы, в нарушение положений Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) суды необоснованно признали правомерным применение Обществом районного коэффициента при определении размера пособия по беременности и родам к минимальному размеру оплаты труда, что не предусмотрено законодательством.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте слушания дела, однако своих представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена документальная выездная проверка Общества по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 24.06.2016 (том 1 л.д. 29-41), на основании которого, с учетом возражений Общества от 21.07.2016 N юр4-520, вынесено решение от 29.07.2016 N 188 осс о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 51 809 руб. 02 коп., в том числе в оспариваемой страхователем части - на сумму 10 078 руб. 60 коп. в отношении сотрудника Общества Рибель Татьяны Александровны по листку временной нетрудоспособности по беременности и родам за период с 17.12.2015 по 04.05.2016, то есть в части увеличения минимального размера оплаты труда в целях сравнения со средним заработком на соответствующий районный коэффициент (том 1 л.д. 45-46).
Основанием для принятия указанного решения в оспариваемой части послужил вывод Фонда о том, что при расчете пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством работнику, осуществляющему трудовые обязанности в районе с установленными районными коэффициентами к заработной плате, фактический средний заработок за расчетный период следует сравнивать с минимальным размером оплаты труда на день наступления страхового случая без применения к нему соответствующего районного коэффициента, в связи с чем увеличение Обществом минимального размера оплаты труда на указанный коэффициент при таком сравнении привело к неверному определению Обществом подлежащего выплате работнику (Рибель Т.А.) размера пособия.
Не согласившись с решением Фонда от 29.07.2016 в части непринятия к зачету 10 078 руб. 60 коп., Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его в указанной части недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление Общества, признав не противоречащими законодательству его доводы о том, что минимальный размер оплаты труда, применяемый в случаях, установленных частью 1.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), в целях сравнения со средним заработком работника, подлежит увеличению на соответствующий районный коэффициент.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены решения от 26.12.2016 и постановления от 06.04.2017 в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 1.4 Закона N 255-ФЗ условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются настоящим Федеральным законом и Законом N 81-ФЗ.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Согласно части 2 данной статьи в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В силу статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В статье 139 ТК РФ предусмотрено, что для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Согласно пункту 11 (1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375, в случае если застрахованное лицо в расчетные периоды не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
Суды первой и апелляционной инстанций, учитывая установленные по делу обстоятельства, пришли к обоснованному выводу о том, что в целях исчисления пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством районный коэффициент как гарантированная государством выплата компенсационного характера за работу в особых климатических условиях подлежит учету в том же порядке, что и при определении фактической заработной платы работника.
Это предполагает, что минимальный размер оплаты труда, который применяется в случаях, установленных частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, для целей сравнения со средним заработком работника, из которого районный коэффициент не исключается, также подлежит увеличению на соответствующий районный коэффициент.
Таким образом, проводя сравнение величин среднего фактического заработка работника с учетом районного коэффициента и минимального размера оплаты труда Рибель Т.А. на этапе расчета ее пособия по беременности и родам, Общество правомерно увеличило минимальный размер оплаты труда на районный коэффициент.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе Фонда, повторяют его правовую позицию по делу, основанную на неправильном толковании норм материального права, что не опровергает выводы судов.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Фонда.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.12.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2017 по делу N А42-6993/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.