13 июля 2017 г. |
Дело N А56-1381/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В,
при участии от открытого акционерного общества "Ленптицепром" Ершова И.В. (доверенность от 19.07.2016), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Боглачевой Л.И. (доверенность от 19.07.2016),
рассмотрев 12.07.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.12.2016 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2017 (судьи Полубехина Н.С., Кашина Т.А., Колосова Ж.В.) по делу N А56-1381/2016,
установил:
Открытое акционерное общество "Ленптицепром", место нахождения: 192019, Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 11, лит. А, ОГРН 1037843053445, ИНН 4700000211 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 27.11.2015 N 72054-25 отказа Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, лит. Б, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), в заключении договора аренды земельного участка общей площадью 126 015 кв.м с кадастровым номером 78:40:0019153:80, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Петергоф, Волхонское шоссе, участок 2 (юго-западнее пересечения с Заводской дорогой), сроком на 49 лет, а также об обязании Комитета в срок не позднее 30 календарных дней с момента вступления в законную силу судебного акта арбитражного суда заключить с Обществом договор аренды указанного земельного участка.
Решением от 01.12.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2017 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права и несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Податель жалобы считает, что Общество не представило доказательств образования испрашиваемого земельного участка из земель, переданных заявителю в порядке реорганизации по передаточному акту от 23.04.1997; представленный Обществом государственный акт от 26.03.1986 серии А-I N 331441 на право пользования 879 га земли, выданный его правопредшественнику, не является надлежащим подтверждением права постоянного (бессрочного) пользования Общества в отношении испрашиваемого земельного участка, поскольку в 1993 году по решению уполномоченных органов в результате перераспределения земель в пользовании АОЗТ "Птицефабрика "Красные Зори" оставлено 281 га земель, а остальная территория площадью 598 га перераспределена и передана в ведение местных советов.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит отказать в ее удовлетворении и оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании государственного акта на право пользования землей серии А-I N 331441, выданного 26.03.1986 исполкомом Ленинградского районного Совета народных депутатов, птицефабрике "Красные Зори" (правопредшественнику АОЗТ "Птицефабрика "Красные Зори") на праве бессрочного (постоянного) пользования предоставлены 879 га земель сельскохозяйственного назначения в границах согласно плану землепользования.
Указанный земельный участок был разделен на несколько участков, в число которых входил земельный участок общей площадью 126 015 кв.м с кадастровым номером 78:40:0019153:80.
Общество обратилось в Комитет с заявлением от 21.08.2014 о предоставлении указанного земельного участка в аренду сроком на 49 лет в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Письмом от 27.11.2015 N 72054-25 Комитет сообщил Обществу об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого участка, сославшись на непредставление документов, подтверждающих наличие права постоянного (бессрочного) пользования участком. При этом Комитет указал, что государственный акт на право пользования землей 1986 года не является документом, подтверждающим право постоянного (бессрочного) пользования Общества этим участком.
Общество, считая отказ Комитета незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, статьями 11.8, 39.1, 39.2, 39.6, 39.8, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), разъяснениями, данными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - Постановление N 11), пришли к выводу о незаконном отказе Комитета от совершения действий по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования Общества спорным земельным участком на право аренды, в связи с чем удовлетворили заявленные требования в полном объеме. При этом суды исходили из того, что испрашиваемый земельный участок входит в границы территории, ранее предоставленной правопредшественнику Общества на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании государственного акта на право пользования землей 1986 года, а также из отсутствия доказательств, свидетельствующих о прекращении удостоверенного этим государственным актом права постоянного (бессрочного) пользования закрепленными землями и об изъятии части этих земель по основаниям и в порядке, установленном ранее действовавшим законодательством.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела и изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения Общества с заявлением) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 названного Кодекса.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 Постановления N 11, при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе до 01.07.2012 по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
Таким образом, обязанность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды или приобрести земельный участок в собственность возложена на Общество в силу закона.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения Общества с заявлением) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как следует из материалов дела и установлено судами, государственный акт на право пользования землей серии А-I N 331441 выдан птицефабрике "Красные Зори", которая была приватизирована путем реорганизации в АОЗТ "Птицефабрика "Красные Зори", которое, в свою очередь, реорганизовано путем присоединения к Обществу.
Согласно имеющимся в материалах дела документам, общим собранием трудового коллектива 24.07.1991 принято решение о реорганизации птицефабрики "Красные Зори" в форме преобразования в АОЗТ "Птицефабрика "Красные зори". На основании постановления мэра Ломоносовского района Ленинградской области от 29.01.1993 N 16/7 птицефабрика "Красные Зори" преобразована в АОЗТ "Птицефабрика "Красные зори". Согласно договору о присоединении от 23.04.1997 N 1 Общество реорганизовано путем присоединения к нему АОЗТ "Птицефабрика "Красные Зори".
Из передаточного акта от 23.04.1997 следует, что права, обязательства и имущество АОЗТ "Птицефабрика "Красные Зори", в том числе 346,6 га земли, из которых 321,6 га принадлежат АОЗТ "Птицефабрика "Красные Зори" на праве собственности и 25 га - на праве постоянного (бессрочного) пользования, переданы Обществу.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что испрашиваемый Обществом земельный участок площадью 126 015 кв.м с кадастровым номером 78:40:0019153:80 входит в границы территории, предоставлявшейся птицефабрике "Красные Зори" на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании государственного акта на право пользования землей 1986 года.
При этом суды, установив, что Общество представило все необходимые документы, подтверждающие наличие у него права на переоформление в аренду спорного земельного участка, пришли к правомерному выводу о том, что в данном случае у Комитета отсутствовали основания для отказа в предоставлении Обществу в аренду участка, находящегося у него на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Приведенные Комитетом в кассационной жалобе доводы были подробно исследованы судами двух инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Суды обоснованно отклонили довод Комитета о том, что представленный Обществом государственный акт на право пользования землей не является надлежащим подтверждением права постоянного (бессрочного) пользования Общества испрашиваемым земельным участком. При этом суды правильно исходили из того, что решением Малого совета Петродворцового районного Совета народных депутатов Санкт-Петербурга от 20.05.1993 N 627 определены целевое назначение, площадь и форма землепользования земельных участков, используемых АОЗТ "Птицефабрика "Красные зори", согласно таблице, в которой указано на оставление части участков в ведении Совета. Указанным Комитетом распоряжением главы Администрации Петродворцового района от 29.11.1993 N 1828 "Об отводе земельных участков АОЗТ "Птицефабрика "Красные Зори" предписано произвести отвод АОЗТ "Птицефабрика "Красные зори" в бессрочное (постоянное) пользование земельных участков согласно перечню с уточнением границ в натуре (на местности) и оформить в установленном порядке правоудостоверяющие документы. По передаточному акту от 23.04.1997 Обществу от АОЗТ "Птицефабрика "Красные зори" передано 25 га земель, находившихся у последнего в постоянном (бессрочном) пользовании.
Суды, проанализировав вышеперечисленные документы с применением земельного законодательства, действовавшего как на момент выдачи государственного акта 1986 года, так и на дату издания названных распорядительных актов местных органов, обоснованно посчитали, что эти документы не свидетельствуют о прекращении удостоверенного государственным актом 1986 года права постоянного (бессрочного) пользования птицефабрики "Красные Зори" закрепленными за ней землями и об изъятии части этих земель по основаниям и с соблюдением надлежащего порядка, установленного ранее действовавшими Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, принятыми Верховным Советом СССР 28.02.1990, а также Земельным кодексом РСФСР.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в нарушении положений статьи 65 АПК РФ Комитет не представил доказательства, позволяющие идентифицировать земельные участки и однозначно подтверждающие, что решение Малого совета от 20.05.1993 N 627 вынесено в отношении спорного участка, что данный участок не входит в перечень земельных участков, указанных в Распоряжении N 1828, а также в состав земель, передаваемых от АОЗТ "Птицефабрика "Красные Зори" по передаточному акту Обществу.
Таким образом, соответствует представленным в дело документам вывод судебных инстанций о том, что спорный земельный участок находится у Общества на праве постоянного (бессрочного) пользования, в связи с чем заявитель вправе требовать переоформления права постоянного (бессрочного) пользования данным участком на право аренды.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ Комитет не доказал наличие препятствий для предоставления Обществу испрашиваемого земельного участка на праве долгосрочной аренды в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.
При таком положении суды обоснованно удовлетворили заявленные Обществом требования в полном объеме.
Доводы подателя жалобы сводятся к иной правовой оценке документов, представленных Обществом в подтверждение наличия права постоянного (бессрочного) пользования спорным участком, а Комитетом - в обоснование отсутствия данного права.
При рассмотрении дела и вынесении судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.05.2017 приостановлено исполнение обжалуемого решения по настоящему делу до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции.
В связи с окончанием производства по кассационной жалобе на основании статьи 283 АПК РФ суд отменяет ранее принятое приостановление исполнения судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.12.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2017 по делу N А56-1381/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 01.12.2016 по настоящему делу, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.05.2017, отменить.
Председательствующий |
Т.Г. Преснецова |
Судьи |
Т.Г. Преснецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.