23 июня 2017 г. |
Дело N А56-67919/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Бурматовой Г.Е., Родина Ю.А.,
при участии от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тихвинском районе Ленинградской области Дмитриева Ю.Т. (доверенность от 07.12.2016 N 95),
рассмотрев 19.06.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тихвинском районе Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2016 (судья Синицына Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2017 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Лущаев С.В.) по делу N А56-67919/2016,
установил:
Закрытое акционерное общество "ТихвинХимМаш", место нахождения: 187556, Ленинградская обл., г. Тихвин, промплощадка, ОГРН 1134715000474, ИНН 4715028273 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тихвинском районе Ленинградской области, место нахождения: 187556, Ленинградская обл., г. Тихвин, мкр-н 3, д. 26, ОГРН 1024701850513, ИНН 4715008735 (далее - Управление), от 13.09.2016 N 103 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда первой инстанции от 25.11.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.03.2017, решение Управления от 13.09.2016 N 103 признано недействительным в части размера штрафа, начисленного по части 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), размер штрафа уменьшен до 10 000 руб.; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано; с Управления в пользу Общества взыскано 3000 руб. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм процессуального права, просит отменить решение от 25.11.2016 и постановление от 14.03.2017 в части взыскания с Управления в пользу Общества в возмещение расходов на уплату государственной пошлины 3000 руб., принять новый судебный акт, которым указанные расходы оставить на Обществе.
По мнению подателя жалобы, вынесенные по делу решение и постановление нельзя признать судебными актами, принятыми в пользу Общества, поскольку привлечение его к ответственности признано законным, следовательно, 3000 руб. на уплату государственной пошлины не должны взыскиваться с Управления; судами не учтено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации не наделены полномочиями снижать размер штрафа, начисленного по их решению; поскольку законность решения Управления и факт совершения Обществом правонарушения подтверждены в ходе рассмотрения дела, расходы на уплату государственной пошлины подлежали оставлению на заявителе.
Отзыв на кассационную жалобу Обществом не представлен.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки, проведенной в отношении Общества с целью контроля за правильностью заполнения, полнотой и своевременностью представления ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М ("Сведения о застрахованных лицах"), Управление 14.08.2016 составило акт N 103 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и 13.09.2016 вынесло решение N 103, которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания 210 500 руб. штрафа.
Общество оспорило решение Управления в судебном порядке.
Решением суда первой инстанции от 25.11.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.03.2017, решение Управления признано недействительным в части размера начисленного штрафа, штраф уменьшен до 10 000 руб.; в удовлетворении остальной части заявленных Обществом требований отказано; с Управления в пользу Общества взыскано 3000 руб. на уплату государственной пошлины.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, плательщик страховых взносов привлечен к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий") за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Суд первой инстанции при вынесении решения снизил сумму начисленного Обществу штрафа, приняв во внимание обстоятельства, смягчающие ответственность Общества.
При этом суд исходил из того, что Закон N 212-ФЗ, действующий с 01.01.2015 в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", не предусматривает возможности органа контроля за уплатой страховых взносов выявлять и учитывать при вынесении решения о привлечении страхователя к ответственности смягчающие его ответственность обстоятельства, влияющие на размер штрафа.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 19.01.2016 N 2-П признал не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (части 2 и 3) подпункта "а" пункта 22 и пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" как исключающие возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов.
Учитывая, что данный вывод, однако, не означает восстановления действия положений Закона N 212-ФЗ в том виде, в котором они применялись до утраты силы, Конституционный Суд Российской Федерации до внесения федеральным законодателем в соответствующее правовое регулирование надлежащих изменений, позволяющих индивидуализировать наказание, учесть характер и степень вины нарушителя, иные заслуживающие внимания обстоятельства, изложил в названном постановлении свою правовую позицию, согласно которой принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства о страховых взносах, признано допустимым только в исключительных случаях и только в судебном порядке.
Конституционный Суд Российской Федерации также отметил: если санкция была применена должностным лицом, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Поскольку обязанность органа контроля по выявлению смягчающих ответственность обстоятельств на момент принятия решения о привлечении к ответственности отсутствовала и Управление в рамках действующего законодательства было лишено возможности самостоятельно применять смягчающие ответственность обстоятельства, то в рассматриваемом случае суд первой инстанции при принятии решения, обоснованно руководствуясь позицией Конституционного Суда Российской Федерации снизил размер примененной в отношении Общества санкции до 10 000 руб.
При разрешении вопроса о распределении судебных расходов по делу суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь частью 1 статьи 110 АПК РФ, отнесли понесенные Обществом расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. на Управление.
Однако судами не принято во внимание следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.11.2016 N 2572-О указал, что возмещение судебных расходов на основании части 1 статьи 110 АПК РФ осуществляется только той стороне, в пользу которой вынесен судебный акт, и в соответствии с тем судебным постановлением, которым спор разрешен по существу. Арбитражное процессуальное законодательство при этом исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов при вынесении решения является вывод арбитражного суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования.
Рассмотрев настоящее дело по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал законными содержащиеся в оспариваемом решении выводы Управления о наличии правовых оснований для привлечения страхователя к ответственности по части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и неправомерными по существу заявленные требования.
Использовав исключительное право на применение смягчающих ответственность обстоятельств, которым Управление не наделено в силу действующего законодательства, суд первой инстанции уменьшил размер штрафа.
Таким образом, данное обстоятельство не могло расцениваться как принятие судебного акта в пользу заявителя.
Следовательно, Общество не может считаться стороной, частично выигравшей спор и имеющей право исходя из публично-правового характера данного спора претендовать на возмещение за счет Управления судебных расходов, понесенных при подаче заявления в арбитражный суд.
Исходя из изложенного суд кассационной инстанции считает, что у судов первой и апелляционной инстанций не имелось правовых оснований для отнесения судебных расходов заявителя на Управление.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судами неправильно применены нормы права.
Исходя из изложенного решение от 25.11.2016 и постановление от 14.03.2017 подлежат отмене в части распределения судебных расходов, поскольку судами неправильно применены нормы процессуального права.
В остальной части обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьей 286, пунктами 1 и 2 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2017 по делу N А56-67919/2016 отменить в части взыскания с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тихвинском районе Ленинградской области в пользу закрытого акционерного общества "ТихвинХимМаш" 3000 руб. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2017 по данному делу оставить без изменения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.