01 июня 2017 г. |
Дело N А56-23722/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Александровой Е.Н., Васильевой Е.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Запленснаб" Фроловой Е.А. (доверенность от 01.04.2017 N 01-04/17), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербург Дорофеевой Г.В. (доверенность от 03.04.2017 N 05-06/06442), Коняевой Н.И. (доверенность от 01.06.2017 N 05-06/10619) и Баланчука К.В. (доверенность от 01.06.2017 N 05-06/10620), от Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу Шарковой Ю.А. (доверенность от 07.04.2017 N 15-10-05/17557),
рассмотрев 01.06.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2017 по делу N А56-23722/2016 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Лущаев С.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Запленснаб", место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, Шпалерная улица, дом 51, литера А, помещение 2-Н, ОГРН 5067847340083, ИНН 7811354035 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (после уточнения требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191123, Санкт-Петербург, улица Чайковского, дом 46/48, ОГРН 1047846000146, ИНН 7842000011 (далее - Инспекция), от 28.10.2015 N 389 в части отказа в подтверждении правомерности предъявления к вычету 4 978 377 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и отказа в возмещении из бюджета 4 820 490 руб. НДС, а также об обязании налогового органа возместить налогоплательщику из бюджета 4 820 490 руб. налога.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191180, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 76, ОГРН 1047843000578, ИНН 7841015181 (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 27.11.2016 (судья Анисимова О.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 14.03.2017 решение от 27.11.2016 отменено, признано недействительным оспариваемое решение Инспекции и на налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
В кассационной жалобе и дополнении к ней Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление от 14.03.2017 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 27.11.2016. По мнению подателя жалобы, установленные в ходе проверки обстоятельства подтверждают, что заявленный Обществом контрагент - общество с ограниченной ответственностью "Молирен" (далее - ООО "Молирен") не в состоянии за 7 дней произвести перренат аммония в спорном количестве и поставить его в адрес налогоплательщика. На основании изложенного налоговый орган полагает, что представленная налогоплательщиком первичная документация содержит недостоверные сведения о товаре, поэтому Обществом не соблюдены условия для получения налогового вычета по НДС, предусмотренные статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Кроме того, Инспекция считает, что апелляционный суд не дал надлежащей правовой оценки тому факту, что заявитель, ООО "Молирен" и его контрагенты являются взаимозависимыми лицами, которые заинтересованы во взаимодействии своих организаций и совершении между ними подконтрольных сделок.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемое постановление законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители Инспекции и Управления поддержали доводы кассационной жалобы и дополнения к ней, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, приведенным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество 24.04.2015 представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за I квартал 2015 года, в которой к возмещению из бюджета заявило 4 820 490 руб. налога. В состав налоговых вычетов Общество включило 4 978 377 руб. НДС, относящегося к операциям по реализации на экспорт перрената аммония на основании контракта от 28.05.2013 N 13/05, заключенного с иностранной компанией "LUXMARK INDUSTRIAL" (Панама).
Инспекция провела камеральную налоговую проверку полученной декларации, по результатам которой составила акт от 07.08.2015 N 14/3515 и приняла 28.10.2015 решения N 389 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 104 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению.
В соответствии с решением от 28.10.2015 N 389 Инспекция признала необоснованным применение налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС в сумме 4 978 377 руб. и право на возмещение из бюджета 4 820 490 руб. НДС, Обществу также рекомендовано внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для принятия решения послужил вывод налогового органа о неправомерном предъявлении Обществом к вычету 4 978 377 руб. НДС по товару, заявленному как приобретенный у ООО "Молирен" и отправленный в дальнейшем на экспорт. Как указал налоговый орган, не оспаривая факт экспорта спорного товара, установленные в ходе проверки обстоятельства свидетельствуют о том, что в режиме экспорта вывезен товар неизвестного происхождения. По результатам анализа представленных налогоплательщиком документов налоговым органом выяснено, что 15.09.2014 Общество и поставщик заключили соглашение, по условиям которого ООО "Молирен" производит и отгружает в адрес заявителя 300 кг перрената аммония. В подтверждение факта самостоятельно производства контрагентом заявителя указанного объема перрената аммония представлен сертификат производителя от 22.09.2014. Таким образом, по мнению Инспекции, ООО "Молирен" затратило на производство спорного количества товара 7 дней, однако производственные мощности данной организации, указанные ООО "Молирен" в документах на получение лицензии, позволяют произвести перренат аммония в количестве, не превышающем 1400 кг в год. Следовательно, для производства 300 кг перрената аммония ООО "Молирен" минимум должно было затратить 2,5 - 3 месяца. Данные обстоятельства, как полагает Инспекция, свидетельствуют о недостоверности сертификата производителя от 22.09.2014, недоказанности Обществом происхождения товара и, соответственно, о недостоверности представленных документов. Кроме того, Инспекция сослалась на установленную взаимозависимость Общества и ООО "Молирен", которая используется в целях получения необоснованной налоговой выгоды в виде принятия к вычету НДС и возмещения налога из бюджета.
Управление решением от 22.12.2015 N 16-13/20404 оставило без удовлетворения апелляционную жалобу Общества на решение налогового органа от 28.10.2015 N 389.
Общество оспорило решение Инспекции в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований. По мнению суда, Обществом в ходе судебного разбирательства не доказана достоверность представленного сертификата производителя от 22.09.2014, выданного ООО "Молирен", а также возможность производства указанным поставщиком перрената аммония в количестве 300 кг одной партией в рамках одного технологического цикла при условии соблюдения ГОСТа 31411-2009 с датой производства сентябрь 2014 года.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные Обществом требования. Принимая такое решение, суд пришел к выводу о подтверждении налогоплательщиком представленными в материалы дела доказательствами как реальности операций по приобретению у заявленного контрагента перрената аммония в спорном количестве и отправке его на экспорт, так и возможности производства ООО "Молирен" указанного товара в заявленном объеме. Суд также отметил, что Инспекция не представила доказательств совершения заявителем и его контрагентом лишенных экономического содержания согласованных действий, свидетельствующих об искусственном создании налогоплательщиком оснований для необоснованного возмещения НДС, опровергающих реальность совершенных хозяйственных операций и достоверность представленных заявителем первичных документов.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ предусмотрено налогообложение по ставке 0 процентов, в том числе товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 - 8 статьи 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся в порядке, установленном этой статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 данного Кодекса.
Согласно положениям статей 171 и 172 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение налогового вычета по НДС при соблюдении следующих условий: товар приобретается для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации; товар принят на учет; представлены счета-фактуры, выставленные продавцом товара, которые оформлены в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ.
Таким образом, для применения налоговых вычетов по НДС при осуществлении операций, связанных с реализацией товаров на экспорт, необходимо представление налогоплательщиком полного пакета документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям; подтверждение первичными документами факта приобретения товара, впоследствии реализованного на экспорт; представление должным образом оформленных счетов-фактур; факт принятия товара на учет.
Более того, условием применения вычетов по НДС является действительное совершение хозяйственных операций, в связи с которыми налогоплательщиком заявлены соответствующие налоговые вычеты. Предъявляя к вычету НДС по операциям с контрагентом, налогоплательщик должен подтвердить как факт реального приобретения товара, так и то, что товар приобретен непосредственно у того контрагента, который заявлен в представленных в налоговый орган документах.
Из материалов дела следует, что Обществом (покупатель) заключен с ООО "Молирен" (поставщик) договор поставки от 20.05.2013 N 8/13, согласно которому наименование, характеристики, количество, цена товара, сроки и способ его доставки, а также порядок оплаты определяются сторонами в спецификациях.
В соответствии со спецификацией от 15.09.2014 N 5 ООО "Молирен" в сентябре 2014 года обязалось поставить в адрес заявителя перренат аммония (аммоний рениевокислый) АР-00 (catalyst grade) в количестве 300 кг стоимостью 32 636 024 руб. 64 коп., включая 4 978 376 руб. 64 коп. НДС.
Данное количество товара согласно спецификации от 19.09.2014 N 5 к контракту от 28.05.2013 N 13/05 Общество обязалось поставить иностранной компании "LUXMARK INDUSTRIAL" в сентябре - октябре 2014 года.
На основании товарной накладной от 22.09.2014 N 173А ООО "Молирен" отгрузило Обществу 300 кг перрената аммония. В подтверждение соответствия товара ГОСТу 31411-2009 и спецификации к договору поставки его производителем - ООО "Молирен" передан Обществу сертификат производителя от 22.09.2014.
По результатам проверки представленных налогоплательщиком документов Инспекцией сделан вывод о том, что ООО "Молирен" было затрачено на производство спорного количества перрената аммония 7 дней, что не согласуется с данными о производственных мощностях принадлежащей ООО "Молирен" установки по производству аммония рениевокислого. В подтверждение своей позиции Инспекция сослалась на результаты внеплановой проверки ООО "Молирен", проведенной в июле 2009 года с целью рассмотрения вопроса о получении лицензии по деятельности по эксплуатации химически опасных производственных объектов - установке по производству аммония (рениевокислого), полученные от Центрального Управления Ростехнадзора, а также заключение экспертизы промышленной безопасности N 04.2008/0445 на документацию, связанную с эксплуатацией опасного производственного объекта, в котором указано, что имеющаяся у ООО "Молирен" опытная установка по производству аммония рениевокислого имеет производительность 1400 кг/г по рению.
Руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции оценил имеющиеся в деле доказательства и посчитал, что в рассматриваемом случае Инспекция не добыла в ходе проверки и не представила в материалы дела бесспорные доказательства невозможности производства и отгрузки заявленным контрагентом в адрес Общества спорного количества перрената аммония.
Как установил апелляционный суд, ООО "Молирен" занимается производством, реализацией химической продукции, имеет установку по производству аммония рениевокислого, которая расположена на производственной площадке данной организации в г. Рошаль Московской области.
Из приобщенного к материалам дела Технологического регламента производства аммония рениевокислого (перрената аммония), утвержденного 11.12.2010, следует, что аммоний рениевокислый получают гидрометаллургической переработкой вторичного сырья; сырьем для производства является металлический лом, порошок жаропрочных сплавов и иные виды рений-содержащего сырья, включая сырье на основе молибдена, низкосортные и черновые перренаты аммония. Метод производства аммония рениевокислого включает в себя разложение азотной кислотой исходного сырья, адсорбацию рения из азотнокислых растворов, десорбацию рения раствором азотной кислоты, упаривание азотнокислого элюата и улавливание паров азотной кислоты, высаждение чернового перрената, перекристаллизацию чернового аммония рениевокислого и получение готовой продукции, переработку кислых маточников, расфасовку, маркировку и упаковку. Аммоний рениевокислый после сушки в сушильной камере направляется на склад, где формируют партии готовой продукции исходя из заявок потребителей, и отправляют необходимое количество продукции на перемешивание до гомогенного состояния, и впоследствии вручную расфасовывают в тару.
Спорная партия товара в количестве 300 кг по данным сертификата производителя от 22.09.2014 произведена ООО "Молирен" в сентябре 2014 года.
В ходе проведенного Инспекцией в порядке статьи 90 НК РФ допроса директор ООО "Молирен" Фролкин Эдуард Васильевич подтвердил наличие взаимоотношений с Обществом и факт поставки в 2013 году в адрес заявителя 1250 кг перрената аммония, а в 2014 году - 300 кг. Фролкин Э.В. также заявил, что ООО "Молирен" произвело в 2013 - 2014 годах 9500 кг перрената аммония, объем выпускаемой продукции зависит от качества исходящего сырья и применяемых технологий, при хорошем входящем сырье организация ежемесячно способна производить 1000 кг данной продукции.
Согласно информации, представленной ООО "Молирен" (том дела 2, листы 42 - 44), опытная установка по производству перрената аммония, предназначенная для переработки рений-содержащего сырья с целью получения перрената аммония, имеет производительность по состоянию на 01.11.2014 при максимальной загрузке 1000 кг в месяц. Основным сырьем для производства проданного Обществу перрената аммония (аммония рениевокислого) явился сплав ЖС-32, приобретенный у общества с ограниченной ответственностью "АР Стил", и перренат аммония, закупленный у закрытого акционерного общества "Ступинский механический завод". ООО "Молирен" также привело данные об объемах выпущенной и реализованной продукции за 2014 год по кварталам. В частности, в I квартале 2014 года произведено 760,472 кг перрената аммония (аммония риениевокислого); во II квартале 2014 года - 1680,52 кг; в III квартале 2014 года - 357,34 кг; в IV квартале 2014 года - 1547,921 кг; остаток продукции по состоянию на 31.12.2014 составляет 536,221 кг.
На основании имеющееся в деле документации апелляционным судом установлено, что ООО "Молирен" поставляло перренат аммония не только Обществу, но иным организациям, в частности, обществам с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Электросталь-Снаб" и "ПромСнабКомплект", а также открытому акционерному обществу "Победит". Так, по спецификации от 01.07.2014 N 55-1 к договору поставки от 20.03.2012 N Эл-1503/11 в адрес ООО "Электросталь-Снаб" поставлено 906,295 кг перената аммония, что в совокупности с иными поставками, как указал суд, свидетельствует о возможности ООО "Молирен" произвести и поставить продукцию в спорном объеме.
Ссылки Инспекции на письма открытых акционерных обществ (далее - ОАО) "Красноярский завод цветных металлов" и "Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов", а также федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Санкт-Петербургский государственный технологический институт" отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку отраженные в данных письмах сведения не свидетельствуют об отсутствии у ООО "Молирен" технической возможности произвести перренат аммония в заявленном объеме.
ОАО "Красноярский завод цветных металлов" в письме от 21.08.2015 N 15-пи-7278 (том дела 1, лист 101) указало, что данная организация специализируется на аффинаже драгоценных металлов, перренат аммония для нее является побочным продуктом, получаемым из платино-рениевых катализаторов нефтехимии; для получения 300 кг перрената аммония марки АР-00 в условиях такого производства необходимо около 3 месяцев.
ООО "Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов" в письме от 25.08.2015 N 1805 ГД (том дела 1, листы 106 - 107) также указало, что перренат аммония на большинстве предприятий Российской Федерации является побочным продуктом, поэтому для его производства может потребоваться от 3 до 12 месяцев.
В письме от 12.07.2016 N 1595 (том дела 2, листы 29 - 30) федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Санкт-Петербургский государственный технологический институт" пояснило, что информации, представленная налоговому органу в письме от 17.07.2015 N 1365, дана без осмотра производственных мощностей ООО "Молирен" и анализа документации этой организации, поэтому не позволяет однозначно утверждать об отсутствии у ООО "Молирен" возможности производства перрената аммония в определенном количестве.
При оценке соблюдения налогоплательщиком требований статей 171 и 172 НК РФ необходимо учитывать, что законодательство о налогах и сборах исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" разъяснил, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Соответственно, на налоговом органе, оспаривающим реальность совершенных налогоплательщиком операций и обоснованность полученной в связи с этим налоговой выгоды, лежит бремя доказывания обстоятельств, которые могут свидетельствовать о невозможности осуществления спорных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Налоговая выгода, полученная налогоплательщиком в связи с применением налоговых вычетов по НДС не может быть признана обоснованной, если налоговым органом будет доказано, что приобретение товаров (работ, услуг) в действительности не имело места, а представленные налогоплательщиком документы являются недостоверными, о чем налогоплательщик не мог не знать.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, в данном случае Инспекцией не установлено в ходе проверки обстоятельств, опровергающих сам факт поставки и поступления товара налогоплательщику, равно как и факты наличия у спорного поставщика ресурсов, необходимых для исполнения договорных обязательств, а также исполнения поставщиком обязанности по уплате налога по операциям реализации товара.
Утверждение подателя жалобы о том, что апелляционный суд при рассмотрении дела не дал никакой оценки доводам Инспекции о взаимозависимости Общества и ООО "Молирен", кассационная инстанция считает неосновательным.
В оспариваемом решении Инспекции отражено, что в ходе проверки установлено наличие согласованности действий Общества, ООО "Молирен" и его контрагентов, направленных на получение дохода за счет необоснованной налоговой выгоды. В обоснование этого вывода налоговый орган сослался на то, что учредитель и директор Общества Сончик Владимир Михайлович в различные периоды был сотрудником общества с ограниченной ответственностью "Нордком" (далее - ООО "Нордком") и закрытого акционерного общества "Сырьевой комплекс" (далее - ЗАО "Сырьевой комплекс"), которые имели финансово-хозяйственные отношения с ООО "Молирен". При этом в период, когда Сончик В.М. являлся сотрудником ООО "Нордком" и учредителем Общества, данная организация состояла в финансово-хозяйственных отношениях с Обществом. Кроме того, общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "НКМ Норд" и "Орион-Спецсплав-Гатчина", а также ООО "Молирен" входят в единый холдинг; иностранной компании "NM Nord Inversteringar AB" (Швеция) принадлежат ООО "Орион-Спецсплав-Гатчина", ООО "НКМ Норд" и ЗАО "Сырьевой комплекс", являющееся учредителем ООО "Молирен".
Названные обстоятельства и получение учредителем и руководителем Общества Сончиком В.М. дохода в организациях, являющихся контрагентами ООО "Молирен", по мнению Инспекции, косвенно свидетельствуют о взаимозависимости Общества и его поставщика и согласованности их действий между собой.
Однако из материалов дела следует, что налоговым органом не было установлено при проведении налоговой проверки Общества, помимо указанных фактов, косвенно указывающих на взаимозависимость Общества и его поставщика, иных обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии разумных экономических оснований совершения хозяйственных операций, направленных на искусственное создание условий получения необоснованной выгоды.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого постановления суд апелляционной установил все существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку. Несогласие Инспекции с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права к конкретным установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушены требования процессуального законодательства.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.05.2017 приостановлено исполнение постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2017 по настоящему делу до окончания производства в суде кассационной инстанции. В связи с вынесением судом кассационной инстанции постановления основания приостановления исполнения указанного судебного акта отпали, поэтому ранее принятая мера, предусмотренная статьей 283 АПК РФ, подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2017 по делу N А56-23722/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2017 по делу N А56-23722/2016, произведенное определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.05.2017.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.