12 мая 2017 г. |
Дело N А66-4998/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Александровой Е.Н., Любченко И.С.,
при участии от Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Купцовой Е.А. (доверенность от 07.11.2016 N 55),
рассмотрев 10.05.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" в лице обособленного подразделения "ТверьАтомЭнергоСбыт" на решение Арбитражного суда Тверской области от 21.07.2016 (судья Карсакова И.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2016 (судьи Докшина А.Ю., Осокина Н.Н., Смирнова В.И.) по делу N А66-4998/2016,
установил:
Акционерное общество "АтомЭнергоСбыт", место нахождения: 115114, город Москва, Летниковская улица, дом 10, строение 4, ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075170003 (далее - Общество, АО "АЭС"), в лице обособленного подразделения "ТверьАтомЭнергоСбыт", место нахождения: 170003, Тверская область, город Тверь, Петербургское шоссе, дом 2, обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела (инспекции) по Тверской области, место нахождения: 170021, Тверская область, город Тверь, улица Плеханова, дом 51 (далее - Территориальный отдел, Инспекция), Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, место нахождения: 119991, город Москва, Ленинский проспект, дом 9, ОГРН 1047796716890, ИНН 7727521471 (далее - ЦМТУ Росстандарта, Управление), от 13.04.2016 по делу об административном правонарушении N 258/214-ШЮ.
Указанным постановлением Территориального отдела АО "АЭС" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и на него наложен штраф в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 21.07.2016 (судья Карсакова И.В.) в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2016 решение суда первой инстанции от 21.07.2016 отменено. Апелляционный суд признал оспариваемое постановление Территориального отдела незаконным и изменил его в части назначенного наказания, снизив размер штрафа до 100 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит принятые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции не принял во внимание имеющие существенное значение для правильного рассмотрения спора обстоятельства, а именно - суд не учел и не дал надлежащую оценку доводу заявителя о том, что лицом, оказывающим услуги по передаче электрической энергии в данном случае является не заявитель, а сетевая организация ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго". Кроме того, податель жалобы указывает, что нарушение выявлено в бесхозяйных сетях, а в силу положений действующего законодательства именно сетевая организация как лицо, использующее бесхозяйный участок сети для оказания услуг по передаче энергии потребителям и получающее за оказанные услуги денежные средства, обеспечивает качество поставляемой электрической энергии и, следовательно, является субъектом административной ответственности в рамках настоящего дела.
Также податель жалобы указывает на несоответствие фактическим обстоятельствам дела вывод суда первой инстанции о том, что Обществом не подтверждено наличие необходимых сертификатов соответствия; суд не учел довод заявителя о том, что оригинал сертификата соответствия качества электрической энергии требованиям технических регламентов находится у сетевой организации, на которую Законом и условиями договора возмездного оказания услуг по передаче электроэнергии возложена обязанность по проведению сертификации электрической энергии.
Также, по мнению подателя жалобы, судом не принята во внимание практика Верховного Суда Российской Федерации при квалификации аналогичных правонарушений в отношении гарантирующих поставщиков, осуществляющих предоставление гражданам, проживающим в жилых домах, коммунальных услуг по электроснабжению.
В отзыве Инспекция возражает против доводов кассационной жалобы, просит оставить постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2016 без изменения.
В дополнении к отзыву Инспекции ЦМТУ Росстандарта просит Арбитражный суд Северо-Западного округа "вынести новый судебный акт - об отказе Обществу в удовлетворении требований и прекращении производства по делу".
В соответствии с определением суда от 12.04.2017 и в силу статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение кассационной жалобы было отложено с 12.04.2017 по 10.05.2017.
Определением заместителя председателя суда округа Афанасьева С.В. от 05.05.2017 в соответствии со статьей 18 АПК РФ произведена замена судьи Подвального И.О., находящегося в отпуске, на судью Любченко И.С., в связи с чем кассационная жалоба Общества 10.05.2017 рассмотрена сначала.
В судебном заседании 10.05.2017 представитель Управления просил отказать Обществу в удовлетворении кассационной жалобы.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление судов подлежат отмене в связи с неправильным применением судами норм материального права, а постановление Управления от 13.04.2016 по делу об административном правонарушении N 258/214-ШЮ следует признать незаконным и отменить.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании приказа ЦМТУ Росстандарта от 28.01.2016 N 258 (том дела 2, листы 21 - 24) Инспекция в период с 03.02.2016 по 25.02.2016 провела в отношении Общества внеплановую выездную проверку в рамках государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов (обязательных требований стандартов) в сфере технического регулирования в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Основанием для проверки явилось поступление в орган государственного надзора и контроля обращения (заявления) гр. Акиньшиной Е.А. (от 22.01.2016 вх. N 4) по вопросу низкого напряжения электрической энергии, поставляемой в жилой дом по адресу: Тверская область, Конаковский район, сельское поселение Первомайское, деревня Карповское, дом 24.
В ходе проверки установлено и отражено в акте проверки территориального отдела (инспекции) по Тверской области ЦМТУ Росстандарта юридического лица от 02.03.2016 N 258/214 (том дела 1, листы 72 - 80), что Общество а лице своего территориального подразделения поставляет поставку электрической энергии в жилой дом по вышеуказанному адресу с нарушением:
- обязательных требований ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения". Электрическая энергия не соответствует нормируемым названным ГОСТом (раздел 4, пункт 4.2.2) требованиям, предъявляемым к медленным изменениям напряжения (отрицательное изменение напряжения - не соответствует; положительное изменение напряжения - не соответствует); выявлено превышение допустимых пределов отклонения напряжения +/-10,0% от U (в электрических сетях низкого напряжения стандартное номинальное напряжение электропитания Unom равно 220 В (между фазным и нейтральным проводниками для однофазных и четырехпроводных трехфазных систем) и 380 В (между фазными проводниками для трех- и четырехпроводных трехфазных;
- статьи 28 Закона N 184-ФЗ, пунктов 8.1, 8.2 постановления Росстандарта России от 16.07.1999 N 36 "Правила проведения сертификации элеектрообрудования и электрической энергии" и Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (далее - Постановление Правительства N 982).
Актом проверки от 02.03.2016 также зафиксирован факт осуществления Обществом выпуска в обращение проверяемой продукции - электрической энергии, предназначенной для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд и подлежащей обязательной сертификации соответствия, - без обязательного подтверждения такого соответствия, чем нарушен Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2003-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2003-1).
Для производства экспертизы с целью проверки на соответствие требованиям вышеназванного ГОСТ 32144-2013, из пункта контроля согласно протоколу отбора образцов от 04.02.2016 N 258 (том дела 2, лист 13) отобраны образцы реализуемой Обществом продукции (электрической энергии); составлен протокол испытаний электрической энергии от 15.02.2016 на соответствие требованиям ГОСТ 32144-2013, поставляемой АО "АЭС" - ОП "ТАЭС" потребителям в пункте контроля (Центр питания: ТП Стеклозавод) (том дела 2, лист 14).
В материалах дела нет подписей уполномоченных представителей Общества в названных актах - в протоколе отбора образцов от 04.02.2016 N 258 (том дела 2, лист 13) и протоколе испытаний электрической энергии от 15.02.2016 (том дела 2, лист 14).
В соответствии с экспертным заключением от 16.02.2016 N 02 (том дела 1, листы 67 - 71) электрическая энергия, поставляемая АО "АЭС" потребителям д. Карповское, обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013 раздел 4: п. 4.2.2 - медленным изменениям напряжения: отрицательное отклонение напряжения: - не соответствует; - положительное отклонение напряжения - не соответствует. В результате испытаний электрической энергии выявлено превышение допустимых пределов отклонения напряжения +/-10,0% (198 - 242) В, а именно по фазе "А" максимальное значение отрицательного отклонения напряжения составило 21,00% (173,8 В), суммарный выход составил 15,84% (1596,67 минуты) от времени измерений (10080 минут); по фазе "В" максимальное значение положительного отклонения напряжения составило 19,15% (262,13 В), суммарный выход составил 86,00% (8668,8 минуты); по фазе "С" максимальное отрицательное отклонение напряжения составило 17,86% (180,71 В), суммарный выход составил 4,93% (496,94 минуты).
Предписаниями от 02.03.2016 N 258/14-ПР, выданными руководителю АО "АЭС", Инспекция обязала Общество в срок до 04.04.2016 устранить нарушения обязательных требований п. 4.2.2 ГОСТ 32144-2013, а также разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда в соответствии со статьей 38 Закона N 184-ФЗ в течение десяти дней с момента получения настоящего предписания. Указанная программа должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей электрической энергии о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий; в срок до 14.03.2016 программа должна быть согласована с руководителем ЦМТУ Росстандарта.
Должностным лицом Инспекции в отношении АО "АЭС" 17.03.2016 составлен протокол об административном правонарушении N 258/214-ПЮ (том дела 2, листы 35 - 38), в соответствии с которым Общество в период с 04.02.2016 по 11.02.2016 по адресу: Тверская область, Конаковский район, сельское поселение Первомайское, деревня Карповское, дом 24, совершило правонарушение, выразившееся в том, что оно:
1) поставляло (реализовывало) потребителю в жилой дом N 24 по указанному адресу электрическую энергию, не соответствующую обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013 раздел 4, п. 4.2.2;
2) поставляло (реализовывало) потребителю в указанный жилой дом электрическую энергию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия без осуществления такого подтверждения. Отсутствует сертификат соответствия на проверяемую электрическую энергию, предназначенную для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Посчитав, что указанные действия являются нарушением подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции (электрической энергии), Инспекция постановлением от 13.04.2016 по делу об административном правонарушении N 258/214-ШЮ привлекла Общество к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 150 000 руб.
Общество не согласилось с постановлением Управления и обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности вынесенного Инспекцией постановления о привлечении Общества к административной ответственности и, отклонив довод Общества о том, что оно не является субъектом вменяемого административного правонарушения, решением от 21.07.2016 отказал заявителю в удовлетворении требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях Общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, принял во внимание отсутствие отягчающих обстоятельств и, указав в связи с этим на необоснованность назначенного наказания по размеру (150 000 руб.), превышающему минимальный размер санкции, установленной примененной нормой Кодекса, постановлением от 29.12.2016 отменил решение суда первой инстанции от 21.07.2016 и удовлетворил требования Общества частично, признав оспариваемое постановление Отдела незаконным в части назначения наказания в размере, превышающем 100 000 руб.
Отказывая в удовлетворении остальной части требований, апелляционный суд указал, что заявитель не представил доказательств, подтверждающих передачу электрической энергии, соответствующей установленным требованиям, и не подтвердил наличие необходимых сертификатов качества. Также суд указал на недоказанность того факта, что нарушение качества поставляемой электроэнергии возникло именно на участке бесхозяйных сетей либо в сетях, принадлежащих ПАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго".
Суды установили, что Общество не приняло все зависящие от него меры по обеспечению поставки электрической энергии надлежащего качества, направленные на осуществление надлежащего контроля за качеством электрической энергии, передаваемой посредством сетей филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" конечным потребителям, в соответствии с условиями договора. Судебные инстанции, руководствуясь положениями Закона N 35-ФЗ, требованиями ГОСТ 32144-2013, сочли Общество виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, с назначением административного наказания в соответствии с указанной нормой.
Суд кассационной инстанции считает, что судебными инстанциями неправильно применены нормы материального права, а выводы судов не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, что привело к принятию незаконных судебных актов, в связи с чем решение от 21.07.2016 и постановление от 29.12.2016 подлежат отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Судами установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что Общество является гарантирующим поставщиком.
Заявитель считает, что он не является субъектом вменяемого административного правонарушения, и его вина нарушении параметров качества электрической энергии отсутствует. В жалобе Общество ссылается на отсутствие у него права осуществлять деятельность по передаче электрической энергии и на отсутствие у него на праве собственности или ином праве объектов электросетевого хозяйства. При этом заявитель не оспаривает, что электрическая энергия в контрольной точке не соответствовала требованиям ГОСТ 32144-2013.
В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) определено, что субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по производству электрической энергии, поставкам (продажам) электрической энергии, энергоснабжению потребителей, сбыту электрической энергии.
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (часть 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ).
Общество, на основании приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 19.03.2014 N 116 "О присвоении статуса гарантирующего поставщика", с 01.04.2014, в административных границах Тверской области, за исключением второй зоны деятельности ОАО "МРСК Центра" и зоны деятельности открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт", обладает статусом гарантирующего поставщика открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - ОАО "МРСК Центра", Компания; в настоящее время - публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра"; далее - ПАО "МРСК Центра").
Согласно пункту 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - постановление N 442), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в целях оказания услуг по передаче электрической энергии определяется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (пункт 120 постановления N 442).
Согласно пункту 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.
Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
Как установили судебные инстанции, Общество является энергоснабжающей организацией - гарантирующим поставщиком на основании приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 19.03.2014 N 116. По договору энергоснабжения, заключенным обществом с потребителем, осуществляет поставку электрической энергии потребителю.
Общество, являясь гарантирующим поставщиком, осуществляло поставку электрической энергии на основании договора от 01.04.2014 N 69800126, заключенного открытым акционерным обществом "АтомЭнергоСбыт" (заказчик) с открытым акционерным обществом "МРСК Центра" "Тверьэнерго" (исполнитель), оказывающим последним услуги по передаче электрической энергии.
Пунктом 3.5.1 названного договора от 01.04.2014 N 69800126 прямо предусмотрено, что исполнитель обязуется обеспечить передачу электрической энергии в точки поставки потребителей, в интересах которых заключен настоящий договор, качество и параметры которой должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании с соблюдением величин аварийной и технологической брони, в пределах максимальной мощности (приложение 3 к договору).
Согласно подпункту "а" пункта 15 Правил N 861 при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Согласно пункту 40 Правил N 861 сетевые организации при исполнении предусмотренного настоящим разделом договора обязаны:
а) обеспечивать работоспособное состояние и соблюдение обязательных требований к эксплуатации принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, приборов учета электрической энергии и мощности, а также иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности и качества электрической энергии;
б) своевременно информировать другую сторону договора о возникновении (угрозе возникновения) аварийных ситуаций в работе принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства, а также о ремонтных и профилактических работах, проводимых на указанных объектах;
в) беспрепятственно допускать уполномоченных представителей другой стороны договора в пункты контроля и учета количества и качества переданной электрической энергии.
Таким образом, как правильно указывало Общество в судах двух инстанций и в кассационной жалобе, сетевая организация в силу вышеназванных пунктов Правил N 861 обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Более того, в судах двух инстанций Общество также приложило копию сертификата соответствия N РОСС RU.0001.10АЕ53 (N 0102845) сроком действия с 15.07.2013 по 14.07.2016 N 0102845, выданного Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго" на продукцию "электрическая энергия, поставляемая из распределительных сетей филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тверьэнерго", с приложением типа ТП, наименования ТП, мощности, напряжения и адресов поставляемой энергии, в том числе на "ПС 35/10 "Стеклозавод 1 мая", ТР-1, 1сек.ш. 10 кВ" (том 2, листы дела 147-149).
Пунктом 3.4 договора от 01.04.2014 N 69800126 оказания услуг по передаче электрической энергии (том дела 1, листы 22 - 59) возлагается обязанность по проведению сертификации, а гарантирующему поставщику предоставляется только заверенная копия сертификата.
По мнению Общества, данный сертификат соответствия выдан сетевой организации, которая обязано обеспечивать работоспособное состояние и соблюдение обязательных требований к эксплуатации принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, приборов учета электрической энергии и мощности, а также иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности и качества электрической энергии.
Однако эти обстоятельства ни административный орган, ни суды не исследовали, ограничившись только доводом о том, что гарантирующий поставщик не представил оригинал сертификат соответствия, что не соответствует материалам дела, поскольку он ему не выдавался.
Также не проверен судами довод Общества о том, что нарушение, выявленное ЦМТУ Росстандарата, возникло в бесхозяйных сетях, не принадлежащих заявителю.
Согласно статьям 4 и 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия установленным требованиям.
Сетевая организация обязана иметь сертификат соответствия реализуемой населению энергии требованиям ГОСТ 32144-2013.
ГОСТ 32144-2013 введен в действие с 01.07.2014 для применения в качестве национальных стандартов Российской Федерации.
Между потребителем и гарантирующим поставщиком заключен договор энергоснабжения (лицевой счет N 69312063447), не оформленный в виде отдельного письменного документа; правоотношения между Акиньшиной Е.А. и Обществом регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Общество, в соответствии с пунктом 2 Правил N 354, является исполнителем коммунальной услуги электроснабжения для цели обеспечения благоприятных и безопасных условий использования земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений) и в соответствии с пунктом 31 названных Правил обязано предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а").
Качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к Правилам N 354, согласно пункту 10 которого напряжение и частота электрического тока должны постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2013); отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения в жилых домах проверяются на соответствие, в том числе требованиям ГОСТ 32144-2013, который устанавливает обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяет свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения.
Согласно пункту 3.1.1 ГОСТ 32144-2013 система электроснабжения общего назначения определяется как совокупность электроустановок и электрических устройств, предназначенных для обеспечения электрической энергией различных потребителей электрических сетей.
Из содержания акта проверки от 02.03.2016 N 258/214 (том дела 1, листы 72 - 80) следует, что административным органом проводился контроль качества электроэнергии в электрических сетях в системе электроснабжения общего назначения - потребителя (физического лица), поставляемой Обществом в частный жилой дом.
Из протокола испытаний электрической энергии от 15.02.2016 N 02/КЭ-2016 (том дела 2, лист 14), проведенных испытательной лабораторией Коломенского филиала ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации метрологии и испытаний в Московской области" (свидетельство об аккредитации, выданное Федеральной службой по аккредитации N РОСС RU.0001.410154 от 25.10.2013 сроком действия до 25.10.2018) для целей проверки соответствия показателей качества электрической энергии требованиям ГОСТ 32144-2013 по заказу ЦМТУ Росстандарта, а также экспертного заключения по результатам указанных испытаний от 16.02.2016 N 02, усматривается, что предметом проверки были такие показатели качества электрической энергии в сети потребителя после вводно-распределительного устройства в частном доме N 24 по адресу: Тверская область, Конаковский район, сельское поселение Первомайское, деревня Карповское, как напряжение и частота, которые относятся к режиму обеспечения населения коммунальными услугами и указаны в пункте 10 приложения N 1 к Правилам N 354.
Верховный Суд Российской Федерации в постановлениях от 09.09.2015 N 301-АД15-4925 и от 28.12.2015 N 9-АД15-14 по делам со схожими фактическими обстоятельствами, указал на то, что в силу статьи 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Нарушение характеризуется несоблюдением нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой (электроснабжением), ответственность за которое предусмотрена специальной нормой Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации по отношению к части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Как обоснованно указывает податель жалобы, ссылаясь при этом на названные постановления от 09.09.2015 N 301-АД15-4925 и от 28.12.2015 N 9-АД15-14, выявленные по настоящему делу Инспекцией нарушения требований ГОСТ 32144-2013 указывают на наличие правонарушения, предусмотренного диспозицией статьи 7.23 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ административным органом не доказана, а вывод судов о наличии вины в совершении вмененного административного правонарушения противоречит вышеуказанным нормам материального права и обстоятельствам дела, не полностью исследованным административным органом.
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Таким образом, в силу части 1 статьи 288 АПК ПФ неправильное применение судами норм материального права является основанием для отмены обжалуемых судебных актов и принятия в данном случае нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 21.07.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2016 по делу N А66-4998/2016 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление территориального отдела (инспекции) по Тверской области Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.04.2016 по делу об административном правонарушении N 258/214-ШЮ о привлечении акционерного общества "Атом ЭнергоСбыт" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении штрафа в размере 150 000 руб.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Верховный Суд Российской Федерации в постановлениях от 09.09.2015 N 301-АД15-4925 и от 28.12.2015 N 9-АД15-14 по делам со схожими фактическими обстоятельствами, указал на то, что в силу статьи 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Нарушение характеризуется несоблюдением нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой (электроснабжением), ответственность за которое предусмотрена специальной нормой Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации по отношению к части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Как обоснованно указывает податель жалобы, ссылаясь при этом на названные постановления от 09.09.2015 N 301-АД15-4925 и от 28.12.2015 N 9-АД15-14, выявленные по настоящему делу Инспекцией нарушения требований ГОСТ 32144-2013 указывают на наличие правонарушения, предусмотренного диспозицией статьи 7.23 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ административным органом не доказана, а вывод судов о наличии вины в совершении вмененного административного правонарушения противоречит вышеуказанным нормам материального права и обстоятельствам дела, не полностью исследованным административным органом."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 мая 2017 г. N Ф07-3066/17 по делу N А66-4998/2016
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3066/17
29.12.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7612/16
14.12.2016 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-4998/16
21.07.2016 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-4998/16