06 июля 2017 г. |
Дело N А26-7445/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Константинова П.Ю., Шпачевой Т.В.,
рассмотрев 05.07.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кареллестранс" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.11.2016 (судья Гарист С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017 (судьи Семенова А.Б., Есипова О.И., Лопато И.Б.) по делу N А26-7445/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кареллестранс", место нахождения: 186225, Республика Карелия, Кондопожский район, город Кондопога, Промышленный проезд, дом 1, ОГРН 1121039000477, ИНН 1003005915 (далее - ООО "Кареллестранс", Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства", место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Антикайнена, дом 1, корпус "А", ОГРН 1021000531199, ИНН 1001117010 (далее - Учреждение), о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 09.08.2016 N И-2574, в выдаче разрешений на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по заявлениям истца от 14.07.2016 N 1110, 1111, 1112, 1113, 1114, 1115, 1116 и 1117.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство внутренних дел по Республике Карелия, место нахождения: 185910, Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Карла Маркса, дом 18, ОГРН 1021000525875, ИНН 1001041280 (далее - МВД, Министерство), как правопреемник Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Карелия (далее - УГИБДД, Управление).
Решением суда первой инстанции от 25.11.2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017, в удовлетворении заявления ООО "Кареллестранс" отказано полностью.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт, поскольку податель жалобы считает ошибочными и не соответствующими действующему законодательству выводы судов о правовом значении наименования груза и критериях его отнесения к "делимым" или "неделимым" для целей выдачи специального разрешения на перевозку.
В возражениях МВД просит кассационную жалобу истца оставить без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 14.07.2016 ООО "Кареллестранс" обратилось в Учреждение с заявлениями N 1110, 1111, 1112, 1113, 1114, 1115, 1116 и 1117 о выдаче разрешений на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по маршруту: п. Приречный (ООО "Кареллеспром" нижний склад) - а/д "Долматово - Няндома - Каргополь - Пудож", км 315-380+250 м - а/д "Вологда - Кириллов - Пудож - Медвежьегорск", км 440-636+466 м - а/д "Санкт-Петербург - Мурманск", км 622-479 - г.Кондопога (улица Советов, ул. Октябрьское шоссе, улица Медвежьегорское шоссе, улица Кондопожская ОАО "Кондопога") с грузом, обратно без груза.
В заявлениях Общество указало, что длина транспортного средства (автопоезда) составляет 23,9 м, перевозке подлежат "лесоматериалы круглые хвойных пород (ель, сосна) для использования в круглом виде", характеристика груза: неделимый.
Рассмотрев заявления Общества, Учреждение письмом от 09.08.2016 N И-2574 сообщило о невозможности получения разрешений на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов на основании отказа УГИБДД (письмо от 08.08.2016 N 12/2231), так как в графе "характеристика груза" указан делимый груз (лесоматериалы круглые) и в соответствии с пунктом 4 статьи 29 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности" (далее - Закон N 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на крупногабаритных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми, за исключением осуществляющих движение на основании специальных разрешений крупногабаритных средств, габариты которых превышают допустимые габариты не более чем на 2%.
При этом Управление указало, что в соответствии с заявлениями Общества длина транспортных средств превышает допустимые габариты (20 м) и составляет 23,9 м, в связи с чем выдача специальных разрешений на перевозку крупногабаритного делимого груза с превышением допустимых габаритов транспортных средств более чем на 2% невозможна.
Не согласившись с отказом Учреждения, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришли к выводу о наличии в данном случае оснований для отказа уполномоченного органа в выдаче Обществу разрешений на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации являются предметом регулирования Закона N 257-ФЗ.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее - Правила дорожного движения), установлено, что перевозка тяжеловесных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
В силу части 1 статьи 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Закона N 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29 Закона N 257-ФЗ пользователям автомобильных дорог запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на крупногабаритных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми, за исключением осуществляющих движение на основании специальных разрешений крупногабаритных транспортных средств, габариты которых превышают допустимые габариты не более чем на два процента.
Порядок выдачи указанных разрешений определен приказом Минтранса России от 24.07.2012 N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" (далее - Порядок).
Пунктами 6, 8 названного Порядка установлено, что заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, подается владельцем транспортного средства или его представителем в уполномоченный орган.
В таком заявлении указывается: наименование уполномоченного органа; наименование и организационно-правовая форма - для юридических лиц; фамилия, имя, отчество с указанием статуса индивидуального предпринимателя - для индивидуальных предпринимателей; идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер - для российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; адрес (местонахождение) юридического лица; фамилия, имя, отчество руководителя; телефон; фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для физических лиц и индивидуальных предпринимателей; банковские реквизиты (наименование банка, расчетный счет, корреспондентский счет, банковский индивидуальный код).
В заявлении также указываются: исходящий номер и дата заявления, наименование, адрес и телефон владельца транспортного средства, маршрут движения (пункт отправления - пункт назначения с указанием их адресов в населенных пунктах, если маршрут проходит по улично-дорожной сети населенных пунктов), вид перевозки (международная, межрегиональная, местная), срок перевозки, количество поездок, характеристику груза (наименование, габариты, масса, делимость), сведения о транспортном средстве (автопоезде) (марка и модель транспортного средства (тягача, прицепа (полуприцепа)), государственный регистрационный знак транспортного средства (тягача, прицепа (полуприцепа)), параметры транспортного средства (автопоезда) (масса транспортного средства (автопоезда) без груза / с грузом, масса тягача, прицепа (полуприцепа)), расстояние между осями, нагрузки на оси, габариты транспортного средства (автопоезда) (длина, ширина, высота), минимальный радиус поворота с грузом, необходимость автомобиля сопровождения (прикрытия), предполагаемая максимальная скорость движения транспортного средства (автопоезда).
В силу пункта 9 Порядка к заявлению прилагаются: копия документов транспортного средства (паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации транспортного средства), с использованием которого планируется перевозка тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; схема транспортного средства (автопоезда), с использованием которого планируется перевозка тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, с изображением размещения такого груза согласно приложению N 3 к настоящему Порядку. На схеме транспортного средства изображается транспортное средство, планируемое к участию в перевозке, количество осей и колес на нем, взаимное расположение осей и колес, распределение нагрузки по осям и в случае неравномерного распределения нагрузки по длине оси - распределение на отдельные колеса; сведения о технических требованиях к перевозке заявленного груза в транспортном положении.
Согласно пункту 15 Порядка уполномоченный орган при рассмотрении представленных документов проверяет: 1) наличие полномочий на выдачу специального разрешения по заявленному маршруту; 2) сведения, предоставленные в заявлении и документах, на соответствие технических характеристик транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; 3) наличие допуска российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок (в случае международных перевозок), а также информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица (для российских перевозчиков) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия; 4) соблюдение требований о перевозке делимого груза.
Как правильно указали суды, наличие отметок Госавтоинспекции о согласовании в соответствующих пунктах разрешений и подписание должностным лицом Госавтоинспекции данного специального разрешения свидетельствует о согласовании маршрута движения транспортного средства органом Госавтоинспекции (пункт 21 Порядка). При этом Госавтоинспекция является конечным звеном согласующих организаций при оформлении специального разрешения.
Однако обязанность по установлению пути следования по заявленному маршруту, а также по направлению в адрес владельцев автомобильных дорог, по дорогам которых проходит данный маршрут, заявки на согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, нормами действующего законодательства возложена на уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 51 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приложением N 1 к Приказу Минтранса России от 15.01.2014 N 7, перевозка крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов возможна в случаях, когда груз не может быть разделен на части без риска его повреждения.
Указанное правило направлено на минимизацию перевозок тяжеловесных грузов в целях недопущения преждевременного разрушения автомобильных дорог и дорожных сооружений при превышении нормативных нагрузок по осям и общей массе транспортных средств.
В Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272, определено, что "делимый груз" - груз, который без потери потребительских свойств или риска его порчи может быть размещен на 2 или более грузовых местах.
Судами по материалам дела установлено, что специальные разрешения возвращены МВД без отметок о согласовании, в соответствующих пунктах разрешений, то есть без согласования маршрута движения транспортного средства органом Госавтоинспекции.
Также Госавтоинспекцией в адрес Учреждения направлено письмо от 08.08.2016 N 12/2231 о невозможности получения соответствующего разрешения.
Согласно пункту 40 Порядка уполномоченный орган принимает решение об отказе в выдаче специального разрешения в случае, если:
сведения, предоставленные в заявлении и документах, не соответствуют техническим характеристикам транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (подпункт 2 пункта 40); установленные требования о перевозке делимого груза не соблюдены (подпункт 3 пункта 40); при согласовании маршрута установлена невозможность осуществления перевозки по заявленному маршруту транспортным средством с заявленными техническими характеристиками в связи с техническим состоянием автомобильной дороги, искусственного сооружения или инженерных коммуникаций, а также по требованиям безопасности дорожного движения (подпункт 4 пункта 40).
Таким образом, уполномоченный орган отказал в выдаче специального разрешения, поскольку установленные требования о перевозке делимого груза не соблюдены.
Податель жалобы не согласен с выводами о делимости груза. Общество считает, что его заявления соответствовали требованиям, предусмотренным пунктом 8 Порядка, и содержали все необходимые сведения для оценки технической возможности осуществления заявленной перевозки.
Так, все заявления содержали сведения о массе транспортного средства (без груза - 21,4 т, с грузом - 39,4 т, масса тягача - 13,3 т, масса прицепа - 8,1 т), габаритах транспортного средства (автопоезда): длина - 23,9 м, ширина - 2,55 м, высота - 4,0 м. Кроме того, Обществом была сделана отметка о перевозке лесоматериалов, круглых, хвойных пород (ель, сосна), для использования в круглом виде, неделимых, габаритами - 6.000*2.300*2.445, 12.200*2.300*2.445, массой - 18 т.
Основанием для отказа в выдаче разрешений послужил вывод о том, что выдача специальных разрешений на перевозку крупногабаритного делимого груза с превышением допустимых габаритов транспортных средств (20 м) более чем на 2% невозможна. При этом Общество указало, что груз, предназначенный для перевозки, является неделимым и будет перевозиться крупногабаритным транспортным средством длиной 23,9 м.
Руководствуясь вышеприведенными положениями и оценив установленные по делу обстоятельства по правилам статьи 71 АПК РФ, с учетом того, что Общество определило перевозимый им груз как неделимый, а доказательства того, что планируемый к перевозке груз не может быть разделен на части без риска его повреждения, не представлены, суды пришли к обоснованному выводу о правомерности отказа Обществу Учреждением в выдаче разрешений на его перевозки.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая конкретные обстоятельства настоящего спора, суд кассационной инстанции считает, что заявитель не доказал факт нарушения оспариваемым отказом своих прав и законных интересов.
С учетом изложенного, решение Учреждения об отказе в выдаче разрешений на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов обоснованно признано судами обеих инстанций правомерным, соответствующим Закону N 257-ФЗ и не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленного требования.
Заявленные в кассационной жалобе доводы Общества о критериях делимости спорного груза были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Как правильно указали суды, при перевозке тяжеловесных грузов правовое значение имеет возможность разделения самого груза. В данном случае несостоятельно утверждение заявителя о том, что такой груз как "лесоматериалы" длиной от 6 м до 12,20 м при заявленных габаритах транспортного средства (автопоезда): длина - 23,9 м, ширина - 2,55 м, высота - 4,0 м )не может быть разделен на части без риска его повреждения.
Таким образом, изложенными в жалобе доводами, в основе которых неправильное толкование положений действующего законодательства, не опровергаются выводы судебных инстанций.
Поскольку суды правильно применили нормы материального права соответственно установленным по делу фактическим обстоятельствам, нарушения процессуальных норм, в том числе влекущие в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебного акта судом кассационной инстанции не выявлены, то отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.11.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017 по делу N А26-7445/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кареллестранс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.