14 июня 2017 г. |
Дело N А56-60314/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Любченко И.С.,
при участии от Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области Светловой Л.А. (доверенность от 09.01.2017 N 05-03/17), от крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя Рабаева Романа Шалвадовича, Поповских А.В. (доверенность от 14.10.2016 б/н),
рассмотрев 08.06.2017 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области и крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя Рабаева Романа Шалвадовича на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2017 (судьи Несмиян С.И., Жукова Т.В., Попова Н.М.) по делу N А56-60314/2016,
установил:
Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, место нахождения: 191311, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1057810015702, ИНН 7842309040, (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя Рабаева Романа Шалвадовича в лице главы крестьянского (фермерского) хозяйства, ОГРНИП 309784715200189, ИНН 780156344896, (далее - КФХ Рабаева Р.Ш.) 7000000 руб. субсидий, из которых:
- 60000 руб. - разработка проектной документации на модернизацию семейной животноводческой фермы,
- 6615671 руб. - строительство цеха по переработке продукции,
- 324329 руб. - комплектация здания для содержания бычков оборудованием.
Решением от 27.12.2016 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области иск удовлетворил.
Постановлением апелляционного суда от 15.03.2017 решение от 27.12.2016 изменено, судом взыскано с КФХ Рабаева Р.Ш. в пользу Комитета 684329 руб. не использованной субсидии на разработку проектной документации и комплектацию оборудованием, в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В кассационной жалобе КФХ Рабаева Р.Ш. просит постановление апелляционного суда отменить в части удовлетворения требований Комитета о взыскании субсидии в размере, превышающем 324329 руб. В обоснование доводов указывает на допущенную судом арифметическую ошибку при расчете размера подлежащей возврату субсидии.
В отзыве на жалобу Комитета КФХ Рабаева Р.Ш. просит жалобу Комитета оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон доводы соответствующих жалоб поддержали в полном объеме.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Комитет и Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Рабаев Р.Ш. (Получатель субсидий), в соответствии с Государственной программой Ленинградской области "Развитие сельского хозяйства Ленинградской области", постановлением Правительства Ленинградской области от 04.02.2014 года N 15 "Об утверждении порядков предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области и поступивших в порядке софинансирования средств федерального бюджета в рамках государственной программы Ленинградской области "Развитие сельского хозяйства Ленинградской области" (далее - Постановление от 04.02.2014 года N 15), заключили Соглашение о предоставлении субсидий на государственную поддержку агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области от 11.06.2014 N 404, в соответствии с которым Комитет обеспечивает предоставление Получателю указанных в Приложении N 1 к Соглашению субсидий, а Получатель субсидий обязуется выполнить все условия, предусмотренные Соглашением.
В соответствии с планом расходов на развитие семейной животноводческой фермы КФХ Рабаев Р.Ш. обязался использовать субсидию (грант) на следующие цели:
- 60000 руб. - на разработку проектной документации на модернизацию семейной животноводческой фермы;
- 6615671 руб. - на строительство цеха по переработке продукции;
- 324329 руб. - на комплектацию здания для содержания бычков оборудованием.
Субсидия в размере 7000000 руб. перечислена на расчетный счет КФХ Рабаева Р.Ш., из которых 4620000 руб. - по платежному поручению от 11.07.2014 N 239069 из средств государственной поддержки областного бюджета Ленинградской области, 2380000 руб. - по платежному поручению от 14.07.2014 N 434699 из средств государственной поддержки в порядке софинансирования из федерального бюджета.
По результатам выездной проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления бюджетных средств, представленных КФХ Рабаева Р.Ш., на основании распоряжения от 01.02.2016 N 06, Комитет составил Протокол осмотра территории от 02.02.2016 N 1 и установил нецелевое использование вышеуказанной субсидии. Комитет установил следующие нарушения: план расходов не выполнен, целевое использование средств субсидии (гранта) не подтверждено, сельскохозяйственная деятельность не осуществляется (отсутствует первичный учет).
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Требований по отбору семейных животноводческих ферм, утвержденных приказом Минсельхоза России от 22.03.2012 N 198 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 165 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм", а также пунктом 3 заявления главы КФХ Рабаева Р.Ш. на участие в отборе семейных животноводческих ферм, глава КФХ Рабаева Р.Ш. обязался:
- оплачивать не менее 40% стоимости каждого наименования приобретений, указанных в Плане расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10% от стоимости каждого наименования приобретений;
- использовать Грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет главы хозяйства и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы;
- осуществлять деятельность в течение не менее пяти лет после получения гранта на развитие семейной животноводческой фермы;
- создать дополнительно не менее трех постоянных рабочих мест.
Полагая, что КФХ Рабаева Р.Ш. незаконно не возвращена в бюджет предоставленная субсидия, Комитет обратился в Арбитражный суд с иском о взыскании с КФХ Рабаева Р.Ш. 7000000 руб.
Суд первой инстанции принял решение об удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции решение от 27.12.2016 изменил, взыскал с КФХ Рабаева Р.Ш. в пользу Комитета 684329 руб. не использованной субсидии на разработку проектной документации и комплектацию оборудованием, в остальной части иска отказал. В обоснование принятого решения суд указал, что КФХ Рабаева Р.Ш. подтверждены расходы в размере 6615671 руб. на строительство цеха по переработке продукции, что подтверждается представленными КФХ Рабаева Р.Ш. договорами, накладными, счетами-фактурами, платежными поручениями по приобретению различного рода строительных материалов, оборудования, инструментов (том 2, листы 92, 93).
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 418-ФЗ) (далее - БК РФ), субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно статье 306.4 БК РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", меры ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий включают порядок и сроки возврата субсидий в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных главным распорядителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля и недостижения показателей результативности установленных в соглашении (при необходимости).
В силу пункта 4.9 Порядка предоставления субсидий на государственную поддержку агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса, утвержденного Постановлением от 04.02.2014 года N 15 (в редакции от 04.02.2014), в случае установления по итогам проверок, проведенных комитетом, управлением ветеринарии, а также уполномоченным органом государственного финансового контроля, фактов нарушения условий предоставления субсидий и нецелевого использования средств субсидии возврат средств производится в добровольном порядке в месячный срок с момента выявления указанных нарушений. Если по истечении указанного срока получатель субсидии отказывается добровольно возвращать субсидию, взыскание денежных средств осуществляется в судебном порядке.
Согласно приложению 22 к Постановлению от 04.02.2014 года N 15 (в редакции от 04.02.2014), субсидия (грант) на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств предоставляется Комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области в целях возмещения затрат на разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм; на строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм (пункты 1, 2); дополнительным условием предоставления субсидии является предоставление получателем субсидии плана расходов на развитие семейной животноводческой фермы, утвержденного конкурсной комиссией (пункт 3).
Кроме того, для подтверждения использования субсидии получатель субсидии ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в комитет отчет о целевом расходовании средств субсидии по форме, установленной правовым актом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, с приложением копий документов, удостоверяющих произведенные расходы. При этом показателем результативности использования субсидии является выполнение плана расходов (пункты 8, 9 указанного Приложения).
Вместе с тем, вопреки требованиям процессуального законодательства, суды обеих инстанций не дали надлежащей оценки соответствия и относимости произведенных КФХ Рабаева Р.Ш. расходов на строительство цеха по переработке продукции целям и условиям субсидии, предоставленной на основании Соглашения от 11.06.2014 N 404.
Ввиду изложенного, решение от 27.12.2016 и постановление апелляционного суда от 15.03.2017 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении судам следует учесть изложенное, дать оценку всем доводам сторон по делу, правильно применить нормы права и вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286 - 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2017 по делу N А56-60314/2016 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.