15 мая 2017 г. |
Дело N А56-40558/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Александровой Е.Н., Любченко И.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Солада" генерального директора Панифедова И.В. (паспорт) и Вавиловой Н.В. по доверенности от 28.07.2016 N 14, от Балтийской таможни Семиндеевой А.И. по доверенности от 29.12.2016 N 04-10/62263,
рассмотрев 10.05.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Солада" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2016 (судья Исаева И.А. И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017 (судьи Протас Н.И., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А56-40558/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом Солада", место нахождения: 117303, город Москва, улица Каховка, дом 11, строение 1, офис 1, ОГРН 1157746470947, ИНН 7727177243 (далее - ООО "ТД Солада", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными и отмене решений Балтийской таможни, место нахождения: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, дом 32-А, ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014 (далее - Таможня), от 05.04.2016 N РКТ-10216000-16/000277 и от 11.05.2016 N РКТ-10216000-16/000437 по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС, от 15.06.2016 N РКТ-10216000-16/000437И об изменении решения по классификации товара, от 11.04.2016 о корректировке таможенной стоимости товаров по декларации на товары (далее - ДТ) N 10216020/110416/0011878.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано полностью.
В кассационной жалобе ООО "ТД Солада", ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение суда первой инстанции от 11.10.2016 и постановление апелляционного суда от 24.01.2017 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, в пояснениях к товарной позиции ТН ВЭД 8544 42 100 0, указанной заявителем в ДТ, содержится противоречие: под определение термина "используемые в телекоммуникации", с одной стороны, подпадают электрические проводники, снабженные соединителями, используемые в телекоммуникационных сетях, например, для подключения вычислительных машин к модему, с другой стороны, в данную подсубпозицию не включаются электрические проводники с соединителями, которые используются для соединения различной аппаратуры. Податель жалобы считает, что данное противоречие таможенный орган толкует в пользу товарной подсубпозиции ТН ВЭД, которой соответствует больший размер таможенной пошлины. Также податель жалобы полагает, что у Таможни отсутствовали основания для корректировки таможенной стоимости товаров, - таможенный орган не представил неоспоримые доказательства факта недостоверного заявления декларантом сведений о цене сделки и невозможности определения таможенной стоимости спорного товара по первому методу.
В отзыве Таможня просит судебные акты оставить без изменения, а жалобу ООО "ТД Солада" - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы, а представитель Таможни просил отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в 2016 году ООО "ТД Солада" на основании внешнеэкономического контракта от 23.06.2015 N TD-SD-01-062015, заключенного с компанией "JUNBAI ELECTRONICS LTD." (Гонконг), ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза в Российскую Федерацию и представило к таможенному оформлению по ДТ N 10216100/300316/0023936 (товар N 35) и ДТ N 10216100/060516/0033382 (товар N 1) товары - проводники электрические, интерфейсные на напряжение 5В, оснащенные соединительными приспособлениями, используемые в телекоммуникации: кабели телекоммуникационные, различных артикулов.
При декларировании товаров в графе 33 названных ДТ декларант указал классификационный код товара 8544 42 100 0 в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54: "Провода изолированные (включая эмалированные или анодированные), кабели (включая коаксиальные кабели) и другие изолированные электрические проводники с соединительными приспособлениями или без них; кабели волоконно-оптические, составленные из волокон с индивидуальными оболочками, независимо от того, находятся они ли нет в сборе с электропроводниками или соединительными приспособлениями: - провода обмоточные: -- оснащенные соединительными приспособлениями: --- используемые в телекоммуникации"; ставка ввозной таможенной пошлины - 0%.
В ходе таможенных процедур Таможней принято решение от 05.04.2016 N РКТ-10216000-16/000277 по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС, согласно которому товар N 35 по ДТ N 10216100/300316/0023936 отнесен в товарную подсубпозицию ТН ВЭД ЕАЭС 8544 42 900 7 - "Провода изолированные (включая эмалированные или анодированные), кабели (включая коаксиальные кабели) и другие изолированные электрические проводники с соединительными приспособлениями или без них; кабели волоконно-оптические, составленные из волокон с индивидуальными оболочками, независимо от того, находятся они ли нет в сборе с электропроводниками или соединительными приспособлениями: - проводники электрические на напряжение не более 1000 В прочие: -- оснащенные соединительными приспособлениями: --- прочие: ---- на напряжение не более 80 В: ----- прочие", со ставкой 12%.
Указанное решение принято таможенным органом в соответствии с правилами 1 и 6 основных правил интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Как установлено судами, 09.04.2016 Турухтанным таможенным постом принято решение об отказе в выпуске товаров, заявленных по ДТ N 10216100/300316/0023936.
Из материалов дела следует, что 11.04.2016 Общество повторно продекларировало ввезенные товары, ДТ присвоен номер 10216020/110416/0011878. Для товара N 35 ("проводники электрические, интерфейсные на напряжение 5В, оснащенные соединительными приспособлениями, используемые в телекоммуникации: кабели телекоммуникационные, различных артикулов") декларант указал классификационный код 8544 42 900 7 ТН ВЭД ЕАЭС по решению Таможни от 05.04.2016 N РКТ-10216000-16/000277.
При осуществлении таможенного контроля таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ N 10216020/110416/0011878, Кронштадтским таможенным постом 11.04.2016 принято решение (том дела 2, листы 94 - 98) о проведении дополнительной проверки по указанной ДТ в связи с выявлением риска недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров; у декларанта запрошены дополнительные документы, сведения и пояснения со сроком их предоставления до 09.06.2016, а также указано на необходимость для выпуска товаров Таможней предоставить в срок до 12.04.2016 обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в размере 245 487 руб. 27 коп.
Письмом от 11.04.2016 (том дела 2, лист 99) Общество сообщило о невозможности предоставить дополнительно запрошенные документы и согласилось с корректировкой таможенной стоимости товаров по ДТ N 10216020/110416/0011878.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 11.04.2016 таможенным органом принято решение (том 1, листы дела 124 - 125) о корректировке таможенной стоимости товара N 35, задекларированного по ДТ N 10216020/110416/0011878.
В тот же день Кронштадтским таможенным постом товары по указанной ДТ выпущены таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления", о чем проставлена соответствующая отметка в графе "С".
В свою очередь, по ДТ N 10216100/060516/0033382, поданной Обществом на Турухтанный таможенный пост, в ходе таможенного контроля таможенным органом принято решение от 11.05.2016 N РКТ-10216000-16/000437 в отношении товара N 1 ("проводники электрические, интерфейсные на напряжение 5В, оснащенные соединительными приспособлениями, используемые в телекоммуникации: кабели телекоммуникационные_ - 4800 шт_"), заявленного декларантом по указанной ДТ по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8544 42 100 0.
Названное решение принято Таможней в соответствии с ОПИ 1 и 6 ТН ВЭД ЕАЭС. Спорный товар отнесет Таможней к ранее означенной товарной подсубпозиции 8544 42 900 7 ТН ВЭД ЕАЭС.
Поскольку Обществом обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставлено, таможенным органом принято решение об отказе в выпуске товаров по ДТ N 10216100/060516/0033382.
В связи с выявленными ошибками в решении по классификации товара от 11.05.2016 N РКТ-10216000-16/000437, в целях приведения решения по классификации товара в соответствие с требованиями инструкции, утвержденной Приказом Федеральной таможенной службы от 15.10.2013 N 1940 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (далее - Инструкция), Таможней 15.06.2016 принято решение N РКТ-10216000-16/000437И об изменении решения по классификации товара от 11.05.2016 N РКТ-10216000-16/000437.
В соответствии с названным решением от 15.06.2016 N РКТ-10216000-16/000437И (том дела 3, лист 4) в графы 5 и 9.3 решения от 11.05.2016 N РКТ-10216000-16/000437 внесены изменения, не влияющие на классификационный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС, по образцу, приведенному в приложении N 3 к Инструкции.
Общество оспорило решения таможенного органа по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 05.04.2016 N РКТ-10216000-16/000277 и от 11.05.2016 N РКТ-10216000-16/000437, о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10216020/110416/0011878 от 11.04.2016 и об изменении решения по классификации товара от 15.06.2016 N РКТ-10216000-16/000437И в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, исследовав представленные сторонами доказательства, установив конкретные обстоятельства настоящего дела и придя к выводу о законности и обоснованности оспариваемых решений таможенного органа, решением от 11.10.2016 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказал.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и постановлением от 24.01.2017 оставил решение от 11.10.2016 без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Порядок классификации ввезенных товаров регламентируется положениями Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).
По правилам пункта 1 статьи 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД ТС.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (пункты 2 и 3 статьи 52 ТК ТС).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены "Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" (ТН ВЭД ТС) и "Единый таможенный тариф Таможенного союза", которым установлены основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС).
Согласно пункту 7 "Положения о порядке применения Единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза при классификации товаров" (утверждено решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522) определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации (далее - Положение N 522).
При классификации товара по ТН ВЭД ТС вначале определяется товарная позиция, а затем субпозиция - исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), а также из соответствующих примечаний к разделам и группам (Правило 1 ОПИ ТН ВЭД ТС), а при определении субпозиции учитываются также и примечания к субпозициям (Правило 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Пунктом 6 названного Положения N 522 предусмотрено, что ОПИ при классификации любых товаров применяются единообразно и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 - при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 - при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции). При применении ОПИ 2 сначала применяется ОПИ 2 (а), затем ОПИ 2 (б) - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 2 (а). При применении ОПИ 3 сначала применяется ОПИ 3 (а), затем ОПИ 3 (б) - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3 (а); затем ОПИ 3 (в) - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3 (а) или с ОПИ 3 (б).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре: определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности. Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (Правило 1 ОПИ ТН ВЭД).
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и с примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (Правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
В соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) при выявлении неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по их классификации. Решение по классификации товара подготавливается в виде документа на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Форма, порядок заполнения решения по классификации товара, а также инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенных контроль при проверке правильности классификации товаров по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утверждены приказом ФТС России от 15.10.2013 N 1940 (далее - Инструкция).
Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" предусмотрено, что "положениями пунктов 1 - 3 статьи 52 ТК ТС предусмотрена классификация товаров по единой Товарной номенклатура внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) при их таможенном декларировании, в случае неверности которой таможенные органы вправе принимать решения по классификации.
Обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, при этом суду надлежит руководствоваться Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пунктов 6, 7 статьи 52 Кодекса решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару.
При проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД, а также рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.
Основанием для вывода о незаконности оспариваемого классификационного решения является неправильная классификация товара таможенным органом. В судебном акте, при наличии к тому достаточных доказательств, также может содержаться вывод о верности классификации, произведенной декларантом, и об отсутствии в связи с этим у таможенного органа предусмотренного пунктом 3 статьи 52 Кодекса основания для принятия решения об иной классификации товара".
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (пункт 1 статьи 51 ТК ТС).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 N 372 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров" Российская Федерация с 01.01.1997 присоединилась к названной Международной Конвенции от 14.06.1983 (далее - Международная Конвенции от 14.06.1983).
В соответствии с пунктом "а" статьи 1 Международной Конвенции от 14.06.1983 Гармонизированная система описания и кодирования товаров означает Номенклатуру, включающую в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила интерпретации (ОПИ) Гармонизированной системы, приведенные в приложении к Конвенции.
Согласно названной Международной Конвенции от 14.06.1983 стороны, присоединившиеся к ней, обязуются применять гармонизированную систему в качестве основы своей таможенно-статистической номенклатуры.
Согласно статье 3 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров вменена обязанность использовать все товарные позиции и субпозиции вышеназванной Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.
Арбитражный суд при наличии спора проверяет правильность применения таможенным органом ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС при оспаривании решения таможенного органа о классификации товара, учитывая, что решение о классификации товара при внешнеэкономической деятельности является прерогативой таможенных органов. Выбор конкретного товара ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих отнесению, а процесс отнесения связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
В силу пункта 4 статьи 52 ТК ТС коды товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, кроме случаев, определенных пунктом 4 статьи 180 названного Кодекса, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.
Судами установлено, что в связи с принятием таможенным органом решений по классификации товаров от 05.04.2016 N РКТ-10216000-16/000277, от 11.05.2016 N РКТ-10216000-16/000437, Общество уведомлено посредством направления решений по классификации товаров в виде электронных документов, подписанных электронной подписью уполномоченного должностного лица на основании положений Порядка использования единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля, утвержденного приказом ФТС России от 17.09.2013 N 1761.
В соответствии с пунктом 52 Инструкции при выявлении таможенным органом, принявшим решение по классификации товара, ошибок в решении по классификации товара, не влияющих на классификационный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС, таможенный орган принимает решение об изменении решения по классификации товара по образцу, приведенному в приложении N 3 к Инструкции.
Как правильно установили судебные инстанции по материалам дела, в целях приведения в соответствие графы 5 решений по классификации товаров от 11.05.2016 N РКТ-10216000-16/000437, от 05.04.2016 N РКТ-10216000-16/000277 положениям Инструкции, таможней приняты решения об изменении решений по классификации товаров от 15.06.2016 N РКТ-10216000-16/000437И, от 22.08.2016 N РКТ-10216000-16/000277И.
Податель жалобы также считает, что ввезенные кабели различных моделей, с различным функциональным назначением необоснованно отнесены таможенным органом к одной товарной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС 8544 42 900 7 ("прочие; на напряжение не более 80 В; прочие"), в то время, как спорные товары в соответствии с технической документацией и назначением могут быть отнесены как "используемые в телекоммуникации" в товарную подсубпозицию 8544 42 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, спор возник относительно последних четырех знаков товарной субпозиции 8544 42 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с технической документацией, представленной Обществом при таможенном декларировании спорных товаров, товар N 35, задекларированный по ДТ N 10216100/300316/0023936, представляет собой проводники электрические, оснащенные USB и HDMI разъемами, предназначенные для мониторов, колонок, наушников, видеоадаптеров, принтеров, сканеров, товар N 1, задекларированный по ДТ N 10216100/060516/0033382 - проводники электрические для компьютеров, сканеров, принтеров, мониторов, оснащены USB и HDMI разъемами.
Согласно пункту 183 действующего распоряжения Федеральной таможенной службы от 15.08.2014 N 233-р "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров" (зарегистрировано в Минюсте России 07.11.2014 N 34606) (далее - Распоряжение N 233-р), на которое обоснованно сослались судебные инстанции, телекоммуникация - это передача и прием на расстояние речи или других звуковых сигналов, изображений или других данных с помощью электрического или оптического сигнала для проводной коммуникационной сети связи или посредством электромагнитных волн для беспроводной коммуникационной сети связи.
Распоряжением N 233-р предусмотрено, что телекоммуникационная аппаратура представляет собой аппаратуру, предназначенную для передачи или приема речи или других звуковых сигналов, изображений или других данных на расстояние с помощью электрического или оптического сигнала для проводной коммуникационной сети связи или посредством электромагнитных волн для беспроводной коммуникационной сети связи. Сигнал может быть аналоговым или цифровым.
Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4 введены в действие "Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)" (далее - Пояснения).
В предисловии к действующим Пояснениям указано, что это один из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС.
Данные Пояснения включают толкования содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с Пояснениями (Том V. Разделы XVI - XXI. Группы 85 - 97) в товарную позицию 8544 ТН ВЭД ЕАЭС включаются, interalia, (3) "Телекоммуникационные провода и кабели (включая подводные провода, а также провода и кабели для передачи данных), составленные из пар, четверок или многожильных проводов, обычно целиком покрытых оболочкой. Пара или четверка состоят из двух или четырех изолированных проводов, соответственно (каждый провод выполнен из одиночного медного проводника, изолированного оболочкой из цветной пластмассы, имеющей толщину не более 0,5 мм), скрученных вместе. Многожильный провод состоит из отдельной пары или четверки или нескольких скрученных пар или четверок".
Согласно Пояснений к товарной подсубпозиции 8544 42 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС в данной подсубпозиции термин "используемые в телекоммуникации" включает электрические проводники, снабженные соединителями, используемыми в телекоммуникационных сетях, например, для подключения вычислительных машин к модему.
Однако в данную подсубпозицию не включаются:
а) электрические проводники с соединителями, которые используются для соединения различной аппаратуры (например, DVD-плеера с монитором или вычислительной машины с монитором, принтером, клавиатурой, проектором и т.д.);
б) электрические проводники, предназначенные для вставки в машины, например, вычислительные машины или их блоки, для соединения различных внутренних частей машины;
в) электрические проводники, которые служат только для подачи питания (например, силовые кабели).
Таким образом, в соответствии с ОПИ 1 и 6 таможенный орган пришел к правильному выводу, с которым обоснованно согласились суды, что в товарной подсубпозиции 8544 42 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются кабели, предназначенные для передачи информации между узлами коммутации (ЭВМ, мосты, коммутаторы, маршрутизаторы или модульные концентраторы).
В свою очередь, проводники (кабели), используемые для соединения ЭВМ с различной аппаратурой (сканер, принтер, клавиатуры, мышь, наушники, монитор и т.д.), а также проводники для соединения различных внутренних частей ЭВМ (например, шины), оснащенные соединительными приспособлениями (при напряжении не более 80 В), классифицируются в товарной подсубпозиции 8544 42 900 7 ТН ВЭД ЕАЭС.
Податель жалобы считает, что имеющиеся у Общества и представленные им в Таможню документы подтверждают заявленную в ДТ таможенную стоимость ввозимых товаров по первому методу (по сделке с ввозимыми товарами), таможенный орган в данном случае не доказал факт недостоверного декларирования заявленной стоимости товара, а заявленная стоимость товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с более низким уровнем цены в сравнении с ценами на однородные (идентичные) товары или ее отличия от уровня цен, установившегося на внутреннем рынке Российской Федерации, поэтому у Таможни не было оснований для вынесения решения о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10216020/110416/0011878.
Данный довод также был предметом рассмотрения судебными инстанциями и отклонен. При этом заключение эксперта общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональный центр экспертизы и оценки" от 20.07.2016 N 018/07/16, представленное Обществом в материалы дела, признано судами недопустимым доказательством по делу, поскольку не содержит сведения о предупреждении специалистов в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
В силу пункта 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС установлено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку. При этом в силу пункта 3 статьи 69 ТК ТС для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 настоящего Кодекса. Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Единые правила определения таможенной стоимости товаров установлены в Соглашении между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение от 25.01.2008).
Согласно пункту 3 статьи 1 Соглашения от 25.01.2008 таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением, основанном на принципах и общих правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008 основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном статьей 4 названного Соглашения. В силу пункта 1 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при любом из следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: установлены совместным решением органов таможенного союза; - ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; - существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008 и частью 4 статьи 65 ТК ТС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление N 18) разъяснено следующее.
Система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, основанная на статье VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994), исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. При этом за основу определения действительной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься договорная цена товаров и не должна приниматься фиктивная или произвольная стоимость. С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле (пункт 5 Постановления).
Выявление таможенным органом при проведении таможенного контроля товаров до их выпуска признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, отсутствия должного подтверждения сведений о стоимости сделки, используемых декларантом при определении таможенной стоимости, является основанием для проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС и само по себе не может выступать основанием для корректировки таможенной стоимости. Признаки недостоверности сведений о стоимости сделки могут проявляться, в частности, в ее значительном отличии от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов (пункт 7 Постановления).
Пунктом 10 Постановления N 18 предусмотрено, что согласно пункту 1 статьи 68 ТК ТС единственным основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости является ее недостоверное заявление декларантом в том числе в связи с использованием сведений, не отвечающих требованиям пункта 4 статьи 65 Кодекса и пункта 3 статьи 2 Соглашения.
В связи с этим при разрешении споров о правомерности корректировки таможенной стоимости судам следует учитывать, какие признаки недостоверного заявления таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно представленных декларантом.
Непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Вместе с тем при сохранении сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам дополнительной проверки, по смыслу пункта 4 статьи 69 Кодекса, решение о корректировке таможенной стоимости может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение выявленных признаков недостоверности.
Суды установили, что при таможенном оформлении товара N 35 по ДТ N 10216020/110416/0011878 для подтверждения заявленной таможенной стоимости указанного товара ООО "ТД Солада" представлены следующие документы: внешнеторговый контракт от 23.06.2015 N TD-SD-01-062015; дополнительное соглашение к внешнеторговому контракту от 17.03.2016 N 32; инвойс от 17.03.2016 N 32; коносамент от 17.03.2016 N OOLU2571009430; счет-фактура на оплату услуг по перевозке (транспортировке) погрузке перегрузке/разгрузке товаров от 28.03.2016 N 28.
Как следует из материалов дела, по результатам контроля заявленной таможенной стоимости в соответствии с пунктом 14 "Порядка контроля таможенной стоимости товаров", утвержденным решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376 (далее - Порядок N 376), таможенным органом были выявлены признаки, указывающие на то, что заявленные Обществом при декларировании товаров сведения могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены (заявленный уровень стоимости по проверяемой ДТ составил 6,49 долл. США за 1 кг, в то время как исходя из сведений, имеющихся в распоряжении таможенного органа, стоимость однородных товаров, задекларированных по ДТ N 10216110/220316/0017378, составляет 8 долл. США за единицу веса.
Для проведения дополнительной проверки таможенным органом у декларанта были запрошены следующие документы: официальный прайс-лист продавца, являющийся публичной офертой, заверенный продавцом товара в установленном порядке, а также содержащий сведения полных реквизитов продавца; подтверждение запроса у продавца сведений о предоставлении данных о затратах на производство (приобретение) товаров и (или) затратах на их продажу на экспорт в Российскую Федерацию; информацию об уровне рыночных цен на такого вида товары; ценовые предложения на товары того же класса и вида других продавцов при продаже на экспорт в Российскую Федерацию; пояснения о влияющих на цену физических (качественных) характеристиках, качестве и репутации на рынке; документы, подтверждающие отсутствие/наличие возможных скидок, влияющих на установление контрактной цены; договор реализации ввозимых товаров на внутреннем рынке Российской Федерации, счета-фактуры, товарные накладные к нему, банковские платежные документы; информация о товарной марке (товарном знаке) готового товара при продаже на внутреннем рынке; расчет цены реализации ввезенного товара на внутреннем рынке Российской Федерации; экспортная декларация страны отправления, перевод экспортной таможенной декларации страны отправления на русский язык, заверенный органом, аккредитованным на данный вид деятельности.
В установленные в решении таможенного органа сроки Общество не предоставило дополнительно запрошенные документы и не объяснило причин их непредставления.
В силу пункта 6 Порядка N 376 при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности, по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная в том числе с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций); для достижения объективности результатов контроля должна использоваться информация, которая имеет максимально возможный сопоставимый вид с условиями анализируемой сделки.
Отказ декларанта от предоставления документов, сведений и пояснений, при отсутствии объективных препятствий к их представлению, равно как и непредставление запрошенных таможенным органом документов, сведений и (или) объяснений причин, по которым они не могут быть представлены, следует рассматривать как невыполнение условия о достоверности, документальной подтвержденности, либо количественной определенности, влекущее невозможность использования основного метода определения таможенной стоимости товара.
Согласно решению Кронштадтского таможенного поста о корректировке таможенной стоимости товаров от 11.04.2016 по ДТ N 10216020/110416/0011878 (том 1, листы дела 124 - 125) декларантом не предоставлены документы, предусмотренные Порядком N 376 при определении таможенной стоимости по методу на основе однородных товаров для подтверждения заявленной цены за единицу товара и расходов, подлежащих вычету из нее, в связи с чем Таможня обоснованно определила таможенную стоимость товаров с применением шестого метода.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка.
Суды установили, что представленные Обществом документы не являются достаточными для применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, в свою очередь таможенный орган доказал невозможность использования имеющихся документов в их совокупности и системной оценке для целей надлежащего подтверждения таможенной стоимости ввезенных товаров, в связи с чем у Таможни имелись правовые основания для корректировки таможенной стоимости ввезенного товара по ДТ N 10216020/110416/0011878.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств, обстоятельств и выводов судов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017 по делу N А56-40558/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Солада" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 10 Постановления N 18 предусмотрено, что согласно пункту 1 статьи 68 ТК ТС единственным основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости является ее недостоверное заявление декларантом в том числе в связи с использованием сведений, не отвечающих требованиям пункта 4 статьи 65 Кодекса и пункта 3 статьи 2 Соглашения.
...
Как следует из материалов дела, по результатам контроля заявленной таможенной стоимости в соответствии с пунктом 14 "Порядка контроля таможенной стоимости товаров", утвержденным решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376 (далее - Порядок N 376), таможенным органом были выявлены признаки, указывающие на то, что заявленные Обществом при декларировании товаров сведения могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены (заявленный уровень стоимости по проверяемой ДТ составил 6,49 долл. США за 1 кг, в то время как исходя из сведений, имеющихся в распоряжении таможенного органа, стоимость однородных товаров, задекларированных по ДТ N 10216110/220316/0017378, составляет 8 долл. США за единицу веса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 мая 2017 г. N Ф07-3989/17 по делу N А56-40558/2016