29 июня 2017 г. |
Дело N А52-2276/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.06.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.06.2017.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Любченко И.С., Подвального И.О.,
при участии от акционерного общества "Тандер" Долголаптева Д.В. (доверенность от 24.11.2016 N 2-4/941), от Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Пскову Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области Иващенко Д.В. (доверенность от 26.04.2017 N 2392-16-8),
рассмотрев 29.06.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Пскову Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 02.11.2016 (судья Буянова Л.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 (судьи Осокина Н.Н., Докшина А.Ю., Мурахина Н.В.) по делу N А52-2276/2016,
установил:
Акционерное общество "Тандер", место нахождения: 350002, город Краснодар, улица Леваневского, дом 185, ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по городу Пскову Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области (далее - Отдел), о признании недействительным пункта 3 предписания от 21.04.2016 N 40/1/1.
Решением суда первой инстанции от 02.11.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.03.2017, пункт 3 предписания Отдела признан недействительным.
В кассационной жалобе Отдел, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представитель Отдела поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании распоряжения от 03.03.2016 N 40 Отдел в отношении Общества в период с 07.04.2016 по 21.04.2016 провел плановую проверку объекта защиты, расположенного в городе Пскове на Инженерной улице в доме N 18.
По результатам проверки Обществу было выдано предписание от 21.04.2016 N 40/1/1, в пункте 3 которого предложено в срок до 19.09.2016 устранить нарушения требований статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), а также пункта 115 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР N 390).
Общество не согласилось с предписанием в части устранения указанного в пункте 3 нарушения, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, удовлетворяя требования заявителя в части признания недействительным пункта 3 предписания правомерно руководствовались следующим.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
В силу статьи 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Закон N 123-ФЗ, которым определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены "Правила противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - Правила N 390).
Подпунктом "б" пункта 115 Правил N 390 установлено, что на объектах организаций торговли запрещается осуществлять продажу легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, горючих газов (в том числе баллонов с газом, лакокрасочных изделий, растворителей, товаров в аэрозольной упаковке), пороха, капсюлей, пиротехнических и других взрывоопасных изделий, если объекты организаций торговли размещены в зданиях, не являющихся зданиями класса функциональной пожарной опасности Ф3.1, определенного в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Классификация зданий, сооружений по функциональной пожарной опасности дана в статье 32 Закона N 123-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи Закона N 123-ФЗ здания организаций торговли (Ф3.1) относятся к классу функциональной пожарной опасности ФЗ (здания организаций по обслуживанию населения, а многоквартирные жилые дома (Ф1.3) - относятся к классу функциональной пожарной опасности Ф1 (здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей).
В данном случае из материалов дела следует и в решении Псковского областного суда от 25.07.2016 по делу N 21-137/2016 установлено, что магазин "Магнит", находящийся в городе Пскове на Инженерной улице в доме 18 представляет собой одноэтажное здание, являющееся пристройкой к многоквартирному дому, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что спорный объект защиты относится к классу функциональной пожарной безопасности Ф3.1.
Также в названном решении указано, что наличие общей стены с многоквартирным домом не может свидетельствовать о том, что данный магазин находится на первом этаже многоквартирного дома, то есть в здании функциональной опасности Ф1.3.
В связи с этим суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил довод Отдела о том, что проверяемый объект защиты Общества относится к классу функциональной пожарной опасности Ф1.3.
Суды, ссылаясь на статью 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", обоснованно сочли, что запрет на реализацию алкогольной продукции на первых этажах жилых домов в названной статье не установлен.
Дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на спорном объекте на территории Псковской области установленных постановлением администрации Псковской области от 28.01.2015 N 29 в материалах дела не содержится и судебными инстанциями также не установлено.
Ввиду изложенного суды первой и апелляционной инстанций, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, а также учитывая решение Псковского областного суда от 25.07.2016 по делу N 21-137/2016, обоснованно признали пункт 3 предписания Отдела недействительным.
Доказательств обратного вопреки статье 65 АПК РФ Отделом не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Несогласие Отдела с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 02.11.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 по делу N А52-2276/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Пскову Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.