20 июля 2017 г. |
Дело N А56-56150/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Пастуховой М.В., Серовой В.К.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Центр Диализа Санкт-Петербург" Нечаевой М.В. (доверенность от 05.12.2016), от государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга" Синкевича Р.С. (доверенность от 17.08.2016 N 17),
рассмотрев 20.07.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2017 по делу N А56-56150/2016 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Загараева Л.П.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр Диализа Санкт-Петербург", место нахождения: 194354, Санкт-Петербург, Северный проспект, дом 1, литера А, ОГРН 1047855055258, ИНН 7801363337 (далее - Центр), обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к закрытому акционерному обществу "Страховая медицинская компания АСК-МЕД", место нахождения: 196105, Санкт-Петербург, проспект Гагарина, дом 1, ОГРН 1027804891883, ИНН 7810625998 (далее - Общество), о взыскании 3 342 582 руб. 27 коп. задолженности за оказанные в 2014 году медицинские услуги.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга" (далее - Фонд).
До принятия судебного акта Центр заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве, просил заменить Общество на Фонд.
Протокольным определением от 16.11.2016 в удовлетворении указанного ходатайства отказано.
Определением от 07.12.2016 Фонд привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
Решением от 01.02.2017 в удовлетворении иска к Фонду отказано, исковые требования в отношении Общества оставлены без рассмотрения.
Постановлением апелляционного суда от 18.04.2017 решение от 01.02.2017 отменено. Иск к Фонду полностью удовлетворен. В удовлетворении иска к Обществу отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление от 18.04.2017 и оставить в силе решение от 01.02.2017.
Как указывает податель жалобы, в силу положений части 17 статьи 38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) при приостановлении и отзыве лицензии страховой медицинской организации Фонд осуществляет права и обязанности такой организации только в течение двух месяцев, то есть в данном случае с 10.03.2015 по 10.05.2015, в то время как медицинские услуги на заявленную сумму оказаны ранее. Кроме того, по мнению подателя жалобы, правовые основания для выплаты спорной суммы отсутствуют, поскольку в данном случае имело место превышение объемов медицинской помощи, которые не подлежат оплате из средств нормированного страхового запаса. Фонд также считает, что взыскание задолженности Общества по оплате медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования должно производиться в пользу Центра исключительно в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Общества.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Центра возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Общество надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, между Обществом, действовавшим на основании лицензии от 30.09.2005 С N 1420 78, и Центром заключен договор от 11.01.2013 N 248 (с учетом дополнительных соглашений от 11.01.2013 N 1 и 2 к нему), по условиям которого Центр обязался оказывать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а Общество - оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования путем перечисления указанных средств на расчетный счет Центра на основании предъявленных им счетов и реестров (пункты 1, 4.1 договора).
По результатам проверки представленных Центром документов по оказанным в 2014 году медицинским услугам, Общество составило акт от 31.12.2014 N 12/2014/цДиал/ЕИС медико-экономического контроля случаев оказания медицинской помощи, согласно которому из услуг общей стоимостью 3 697 877 руб. 20 коп. приняло только оказанные на сумму 355 294 руб. 93 коп., так как установило нарушение по коду 62э (превышение плановых объемов).
Центр подписал указанный акт с протоколом разногласий от 25.02.2015 N 25-02/03, в котором изложил мотивы, по которым отказ Общества в уплате 3 342 582 руб. 27 коп. за уже оказанные медицинские услуги неправомерен (том дела 1, листы 45-48).
Поскольку в добровольном порядке указанная сумма уплачена не была, Центр обратился с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в иске к Фонду, а в отношении Общества оставил иск без рассмотрения.
Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции не согласился, отменил решение и удовлетворил иск к Фонду, отказав в иске к Обществу.
Кассационная инстанция, проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, пришла к следующим выводам.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определение правового положения субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, регулируются Законом N 326-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации являются участниками обязательного медицинского страхования.
Закон N 326-ФЗ направлен на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Из статей 3, 10 - 13 Закона N 326-ФЗ следует, что страхователь (любые лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) и страховщик (Федеральный или Территориальный фонд обязательного медицинского страхования) осуществляют страховую защиту физического лица (застрахованное лицо) при наступлении страхового случая (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия) путем оказания медицинской помощи.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20.12.2016 N 2679-О, финансирование бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи по Закону N 326-ФЗ осуществляется при участии страховой медицинской организации, которая за счет целевых средств, предоставленных ей через территориальный фонд обязательного медицинского страхования, производит оплату медицинской помощи медицинским организациям на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (статьи 14, 37 - 39).
Согласно части 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
При этом частью 16 этой же статьи Закона определено, что при приостановлении или прекращении действия лицензии, ликвидации страховой медицинской организации договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования считается расторгнутым с момента приостановления действия лицензии либо ее отзыва.
В силу части 19 статьи 38 Закона N 326-ФЗ договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования имеет типовую форму, которая утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, типовые договоры, как правила, издаваемые, в том числе уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, являются обязательными при заключении и исполнении публичных договоров.
Форма типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N 1030н "Об утверждении формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования" (далее - типовой договор). Указанный приказ 19.10.2011 зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации за номером 22082.
Пунктом 14 типового договора предусмотрено, что при прекращении действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в связи с приостановлением, отзывом или прекращением действия лицензии, ликвидации страховой медицинской организации:
- страховая медицинская организация проводит окончательный расчет с медицинскими организациями, ликвидирует взаимную дебиторскую и кредиторскую задолженность с медицинскими организациями и составляет акты сверки расчетов с медицинскими организациями, заверенные копии которых представляет в территориальный фонд, а также в течение десяти рабочих дней с даты прекращения указанного договора возвращает территориальному фонду целевые средства, не использованные по целевому назначению (пункты 14.1.2, 14.1.3).
Территориальный фонд при прекращении действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в связи с приостановлением, отзывом или прекращением действия лицензии, ликвидации страховой медицинской организации, в свою очередь, оплачивает счета на оплату медицинской помощи в пределах установленных объемов с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оставшиеся неоплаченными страховой медицинской организацией (пункт 14.2 типового договора).
Как установил апелляционный суд, приказом Банка России от 24.02.2015 N ОД-427 действие лицензии Общества от 30.09.2005 С N 1420 78 было приостановлено, приказом от 29.04.2015 N ОД-955 эта лицензия отозвана; вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.08.2015 по делу N А56-48293/2015 Общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
При таких обстоятельствах, следует признать правильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что на момент обращения с настоящим иском в августе 2016 года договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенный между Обществом и Фондом, считался уже расторгнутым с 29.04.2015 по основаниям, предусмотренным положениями части 16 статьи 38 Закона N 326-ФЗ.
Приведенный в кассационной жалобе довод о том, что Центр превысил плановые объемы медицинской помощи и поэтому в удовлетворении иска следует отказать, надлежаще оценен апелляционным судом и обоснованно отклонен.
В части 1 статьи 41 Закона N 326-ФЗ установлено, что сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона N 326-ФЗ в случае превышения установленного в соответствии с названным Федеральным законом для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, увеличением количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту территориальный фонд принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 7 Порядка использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 227. В этом же пункте отражено, что средства, предоставляемые из нормированного страхового запаса, направляются страховой медицинской организацией исключительно на оплату медицинской помощи застрахованным лицам по территориальной программе обязательного медицинского страхования.
Порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию установлен Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н.
Согласно требованиям пункта 112.2 названных Правил при недостатке целевых средств, полученных по заявкам, для оплаты медицинской помощи средства предоставляются из нормированного страхового запаса территориального фонда в соответствии с порядком использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда, установленным Федеральным фондом.
Пунктом 3.5 типового договора предусмотрено право страховой медицинской организации обращаться в территориальный фонд за предоставлением целевых средств из нормированного страхового запаса территориального фонда в случае превышения установленного для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи, в том числе в связи с увеличением количества застрахованных лиц.
Как обоснованно указал апелляционный суд, Общество имело возможность направить заявку на недостающие средства в Фонд и получить дополнительные средства на оплату медицинской помощи из нормированного страхового запаса Фонда.
Поскольку оказанные Центром медицинские услуги (гемодиализ и перитонеальный диализ) являются жизненно важными процедурами и не могут быть прерваны, то отказ в оказании этих услуг по мотиву превышения установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования объемов, мог повлечь неизбежное причинение вреда здоровью застрахованным лицам, что не отвечает установленной Законом N 326-ФЗ гарантии бесплатного оказания медицинской помощи застрахованному лицу за счет средств обязательного медицинского страхования.
Поскольку факт оказания истцом медицинской помощи на заявленную сумму в спорный период установлен апелляционным судом и первичная медицинская документация Фондом не оспорена, то суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о наличии оснований для удовлетворения иска к Фонду.
Приведенные в кассационной жалобе Фондом доводы о том, что его правопреемство по обязательствам Общества длилось только два месяца, а также что взыскание задолженности Общества по оплате медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, должно производиться в пользу Центра исключительно в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) страховой медицинской организации, отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неправильном толковании положений Закона N 326-ФЗ.
Кассационная инстанция считает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2017 по делу N А56-56150/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.